Православный портал о благотворительности

Молодежь выбирает курсы, а не вузы

Выпускники хороших школ, отличники и даже призеры олимпиад все чаще отказываются от учебы в институте. Для освоения современных профессий они смотрят ролики и общаются с ровесниками

Лаборатория мечты оказалась дырой

Сима Власова мечтала стать генным инженером. Рисуя картину будущего, она видела себя смелым ученым, который проводит невиданные эксперименты – занимается клонированием. После школы она поступила на биофак МПГУ, на бюджет. 

А когда попала на практику в лабораторию селекции в «Сколково», ее мечта обрела конкретные черты и запахи.

«Это были какие-то дедушки в рваных свитерах, которые работали в захолустном месте. И это странное место, в котором, очевидно, нужно было провести всю жизнь, совсем не было похоже на лабораторию моей мечты. К тому же я довольно быстро оценила карьерные возможности будущей специальности. Клонирование запрещено в большинстве стран мира. А быть просто ученым и получать зарплату в 10 000 рублей, как моя бабушка-микробиолог, которая отдала науке 60 лет, мне было неинтересно. Работая официанткой, я получала в семь раз больше».

Проучившись полгода, Сима взяла академический отпуск. Она понимала, что не может рассчитывать на помощь родителей, так что обеспечивать себя должна была сама. В скором времени она забеременела, теперь ей надо было отвечать не только за себя, но и за своего ребенка. «Тратить время» на традиционное образование она не могла себе позволить. 

«В декрете я занялась web-дизайном. Прошла два обучающих курса в онлайн-школах. Но, честно говоря, толку от них было мало. Я познавала тонкости этого ремесла на практике: разбиралась ночами в новых программах, советовалась с коллегами, читала статьи, перенимала чужой опыт в виде обучающих роликов. Это была самая продуктивная форма обучения».

Сима выбрала своей специальностью motion-дизайн. То есть стала делать анимированные ролики. Выложенное в открытом доступе портфолио Симы заинтересовало хедхантеров. Ей предложили место дизайнера в компании «Сбер». Отсутствие диплома не помешало ей стать штатным сотрудником.

«По сути, я занималась не только дизайнерской деятельностью, но и менеджерской. У меня был небольшой коллектив дизайнеров, в рамках которого я раздавала задания, отслеживала результат, вела деловую переписку. За два года работы я получила хороший управленческий опыт».

Параллельно Сима продолжала открывать в себе новые таланты и способности: занялась фотографией, книжной иллюстрацией: «Образование мне для этого не понадобилось. Только идеи и большое желание».

Сегодня Сима – мама двоих детей, и ее новый проект можно назвать и материнским, и творческим. Сима организовала и возглавила частную школу, включающую начальные классы.

Зачем мне учиться?

Коллаж. Курсы, а не ВУЗ

Выпускники часто поступают в вуз, потому что «надо было поступить», или «мама сказала», или «эти ЕГЭ подходят для этих факультетов»… Собственный ответ на вопрос «зачем» у них не сформировался. 

«Современные формы образования позволяют выстроить любую траекторию обучения, включая высшее образование, исключая его… Как угодно, – уверена Наталия Хозицкая, карьерный консультант, специалист по профориентации подростков, основатель Школы выбора профессии и управления карьерой ProfMe. – Главное – иметь мотивацию. То есть ответ на вопрос «зачем мне учиться?».

А ответы на него могут быть самые разные. Кому-то высшее образование нужно, а кому-то нет. Если ты попадаешь удачно на стажировку или на практику, а параллельно обучаешься на курсах, а также самообучаешься – это может быть очень эффективно. Но не для всех профессий доступно.

Кто-то идет в вуз для того, чтобы получить документ, потому что профессия требует определенной сертификации. Кто-то – за системным подходом. Кто-то хочет погрузиться в профессиональную среду.

Попробуйте стать актером без образования. Таланта у вас, может, и хватит. Но время обучения – это еще и время знакомства, общения, создания профессиональных связей. Без этого вам будет очень трудно стать частью тусовки, частью этого мира. А это одно из требований этой профессии – чтобы тебя заметили.

И, конечно, есть такие профессии, в которых профессиональные стандарты не позволяют обойтись без высшего образования. Я часто привожу подросткам, которые приходят ко мне на консультацию, такой пример.

Есть образование медсестры, очень важное и нужное. А есть образование врача. Когда начинающий врач приходит в больницу, его гоняют медсестры, потому что у него поначалу все валится из рук. Но через несколько лет он будет руководить этими медсестрами. А медсестра, сколько бы лет она ни работала, не получив высшего образования, не сможет стать врачом, потому что у нее недостаточно фундаментальных знаний». 

Не вижу в этом смысла

Ксения Правикова поступила на факультет культурологии Высшей школы экономики сразу после школы. «Мне всегда нравилось учиться. В старших классах у нас вели уроки университетские преподаватели. И именно такая подача материла – университетская, как я думала, подходила мне больше всего».

Ксения приложила все усилия для того, чтобы поступить в престижный вуз. И старалась не замечать утомление. Диагноз «тревожная депрессия» остался при ней и после поступления.

«Я жила спадами и подъемами, поэтому очень сложно было равномерно учиться. Я то пребывала в воодушевлении, включалась во все программы и активно проявляла себя, то «падала в бездну» и с ужасом думала: «Зачем я туда включилась, я же ни на что не способна». В такие дни было особенно сложно сохранить адекватную самооценку».

Как только обучение из-за карантинных мер стало дистанционным, Ксения перестала посещать занятия. В июне того же года она отчислилась из вуза.

«Имея мое медицинское заключение на руках, я могла бы взять академический отпуск. Но я поняла, что не хочу туда возвращаться. Со временем поняла: высшее образование – это вообще не мое.

Тратить время на учебу ради учебы, на теоретические знания, которые сложно приложить к жизни, но которые требуют очень энергичного включения, большого ресурса, мне не хочется. Отнимает много сил. И я не вижу в этом смысла».

Ксения устроилась работать экскурсоводом в музей Центрального театра кукол имени С. Образцова. Наконец она могла жить в своем ритме, без жестких дедлайнов и погони за результатом. Она занялась самообучением, погрузилась в тематическую литературу.

Через год она перешла работать в детскую библиотеку. И уверена, что нашла то место, которое дает широкие возможности для развития: «Современная московская библиотека – это культурный центр. Здесь создается творческое пространство, в котором можно реализовать самые разные свои таланты. Я сейчас занялась организацией детских мероприятий (квестов, конкурсов, праздников) и хочу двигаться в этом направлении. Да, я уже столкнулась с тем, что без документа о высшем образовании не могу пойти на курсы повышения квалификации, но думаю, что найду другой способ учиться выбранному делу».

Мир становится гибким, рынок – дружелюбным

«Мир становится более гибким с точки зрения образовательных возможностей, – утверждает Наталия Хозицкая. – А с другой стороны, рынок становится более дружелюбным к разным формам занятости и формам профессиональной деятельности. 

Можно окончить курсы и спокойно фрилансить дизайнером. Если у тебя есть портфолио, наличие образования не спросят. 

Если молодой человек не сидит на шее у родителей и не ведет асоциальный образ жизни, работает и размышляет о своем будущем, почему бы и нет… У всех разная скорость самоопределения, кому-то нужно меньше времени, кому-то больше. Доучится потом, когда появится достаточная мотивация для учебы. Временны́е рамки обучения не ограничены».

Коллажи Оксаны Романовой

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version