Сохранены даже кляксы и следы пальцев батюшки на страничках, чтобы каждый мог иметь у себя именно тот блокнотик, который о. Иоанн называл «келейной книжицей». Обе книжицы батюшка ежедневно прочитывал и многие молитвы из них рекомендовал читать всем.
Первую книжку для батюшки переписали, а сборник «молитв и покаянных размышлений» доносит до нас аккуратный почерк о. Иоанна. Во второй книжице собраны переложенные на русский язык покаянные молитвы из Триоди постной и Канона св. Андрея Критского, а также келейное иноческое исповедание грехов Нижегородского епископа XIX века Иеремии (Соловьева) и размышления епископа бывшего Чигиринского Порфирия (Успенского) о том, каким надо быть христианину.
Об истории появления книжицы молитв арх. Иоанна, рассказывает келейник арх. Иоанна, отец Филарет:
– В советское время купить книги было трудно, особенно духовные, тем более сборники молитв. Практически ничего не издавалось, кроме Библии и Журнала московской патриархии. И те выходили ограниченным тиражом. А отцу Иоанну его чада со всей страны привозили духовную литературу, жития святых, сборники проповедей, писем – все, что могли достать.
Со временем у батюшки собралось довольно большое собрание книг дореволюционного издания, которые он вскоре подарил Псково-Печерскому монастырю и сам брал из братской библиотеки. Если во время чтения отец Иоанн встречал какие-то молитвы, которые приходились ему по душе и которыми он хотел бы поделиться со своими чадами, он их выписывал отдельно в небольшой блокнотик. Эти молитвы батюшка каждый день прочитывал дополнительно к своему монашескому молитвенному правилу.
О том, как надо молиться, о. Иоанн не рассказывал, а больше показывал. Но он не требовал и не заставлял. Он мог сказать: «вот эту молитву тебе сейчас можно почитать» или «перед этой иконой можно помолиться». Когда еще не было в свободной продаже такого количества сборников разных молитв — батюшка сразу и листочки с нужными молитвами раздавал, напечатанные на машинке или написанные от руки.
Например, он очень любил раздавать краткую молитву митрополита Антония Сурожского: «Боже, Ты знаешь все, и любовь Твоя совершенна; возьми же эту жизнь в Твою руку, сделай то, что я жажду сделать, но не могу». И он еще добавлял: «и в жизни этого человека» или «моего ребенка», или «моей дочери».
Поскольку наследный дар архим. Иоанна – его келейная книжица – обречен стать библиографической редкостью, публикуем несколько приведенных в первой книжице молитв:
Правило схиархим. Иоанна Финляндского
(За недослышанное и недопонятое во время службы):
45 молитв: 33 иисусовых молитвы, 12 – Богородице Дево радуйся.
Порядок чтения:
12 Иисусоых молитв
4 – Богородице
9 Иисусовых молитв
4 – Богородице
12 Иисусовых молитв
4 – Богородице
Молитва св. Архангелам и ангелам
Св. Архистратиже Божий Михаиле, буде победитель всем страстям моим.
Св. Архистратиже Гаврииле, – вестниче Божий, возвести мне час смерти моей.
Св. Архистратиже Рафаиле, – целителю, – исцели болезни мои телесныя и душевныя.
Св. Арх. Урииле, – просветителю, просвети мои чувства душевныя и телесныя.
Св. Арх. Салафииле, – молитвенниче Божий, моли Бога о мне грешном и внуши мне благие помыслы, возносящие душу к Богу.
Св. Арх. Иегудииле, – славителю, прослави меня добрыми делами.
Св. Арх. Варахииле, – благословителю, благослови всю мою жизнь провождать в душевном спасении.
Св. Архангелы, Ангелы, Началы, Престоли, Господства, Серафимы, Херувимы, Силы, Власти – молите Бога о мне грешном.
Древняя молитва
Господи Боже мой!
Удостой меня быть орудием мира Твоего!
Чтобы я вносил любовь там, где ненависть.
Чтобы я прощал, где обижают.
Чтобы я соединял, где есть ссора.
Чтобы я говорил правду, где господствует заблуждение.
Чтобы я воздвигал веру, где давит сомнение.
Чтобы я возбуждал надежду, где мучит отчаяние.
Чтобы я вносил свет во тьму.
Чтобы я возбуждал радость, где горе живет.
Господи Боже мой! Удостой!
Чтобы не меня утешали, но я утешал.
Чтобы не меня понимали, но я других понимал.
Чтобы не меня любили, но чтобы я других любил.
Ибо кто дает – тот получает.
Кто себя забывает – тот обретает.
Кто прощает – тому простится.
Кто умирает – тот просыпается к жизни вечной.
Аминь.