Душа человека бессмертна, но будет ли ее бессмертие горестно или блаженно, во многом зависит от нас. Мы, вместе с Господом, можем помочь усопшим. О том, насколько действенна такая помощь, с удивительным дерзновением говорит архимандрит Таврион (Батозский 1898–1978), исповедник наших дней, а также всем известные Иоанн Златоуст, Августин, Дионисий Ареопагит, Киприан Карфагенский.
Чего жаждут усопшие
Архимандрит Таврион (Батозский, 1898-1978) в 13 лет убежал в монастырь, откуда рассерженный отец, казначей городской управы, привел сына обратно домой. В 15 лет мальчик ушел в Глинскую пустынь уже с благословения родителей, у которых было 10 сыновей. Так они отдали «десятину» Богу.
Во время гонений на Церковь почти 20 лет батюшка провел в лагерях и ссылках. После освобождения его перебрасывали с одного места служения на другое. Синод выдвинул его кандидатом в епископы, но власти не позволили.
В 1969 года арх. Таврион назначен духовником Спасо-Преображенской пустыни в Латвии. Сюда к нему съезжались тысячи человек со всего СССР. В летние месяцы в монастыре каждый день причащались до 200 человек. Отца Тавриона отличала удивительная духовная бодрость, светлость, выводившая людей из уныния. Человека он видел насквозь, часто на исповеди называя его грехи. Старца посещали молодые люди, которых он готовил для рукоположения в священники.
В 70-х годах отец Таврион тяжело заболел, у него был рак. Но он отказался от операции и мужественно переносил боли, благодаря Бога, и таким образом подготовил себя к отшествию из мира. 13 августа 1978 года, в воскресенье, отец Таврион причастился и велел читать отходную. Во время чтения он тихо скончался.
«Вся первохристианская Церковь ждала скорого пришествия Христа. Но Господь до сих пор не пришел, почему?
Господь ждет, что мы поможем усопшим. Это одна из важнейших причин того, что Господь не приходит. Церковь и мы не выполнили своего долга за усопших. Многие ушли в вечность, не совершив плодов покаяния, не выполнив своего призвания. Они ушли грешниками. Церковь Божия получила благодать проповедовать во всем мире Евангелие и спасать тех, кто ушел в вечность…
Во время литургии приносится жертва за всех. За Богородицу и святых – это славословие и благодарение, за живых и усопших – это молитва прошения. Божия Матерь, святые – это Церковь торжествующая, живущие – Церковь воинствующая (со грехом, со злом), а усопшие в вере – Церковь жаждущих. Она жаждет наших жертв, чтобы усердие живущих – Церкви воинствующих – восполняло их недостающее усердие.
Только наши молитвы к Божиему милосердию теперь помогут им. Молитвы и дела милости, делаемые ради Христа. Во время нашей молитвы на литургии в чашу Христову окунаются частицы за всю Церковь: за святых, живущих и усопших, о которых священник молит: «Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся здесь Кровию Твоею».
И вот эта литургия, где мы сами делаемся причастниками, спасает усопших».
Умирать на руках со Христом
«Праведный Симеон, отходя в вечность, держал в руках Младенца Иисуса. И только тогда сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» (Лк. 2, 29). Хорошо, когда мы тоже будем в руках держать этого Божественного Младенца. Тогда мы с миром уйдем в вечность.
Праведный Симеон таинственно изображает, как каждый из нас должен завершить свою жизнь. Господь наш склоняется над умершими, приходит к ним и утешает через Божественные Свои Тело и Кровь. Причащаясь, мы делаемся как праведный Симеон, который приемлет в руки Христа Спасителя».
Господь разберется!
«Умирать будем – увидим свою жизнь, и цену своей жизни, и цену всего мира, все увидим мы прекрасно. Не думайте, что Господь будет нас устрашать грехами, нет. Мир увидит самого себя, какой он есть, и все мы друг друга увидим, и – что из себя представляем.
Но если ты искренне молишься, то бояться тебе нечего, и смерти не бойся! «Да, Господи, нагрешил много, страшно вспомнить, но я и не буду вспоминать, а буду одно твердить: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», а с грехами Ты и Сам разберешься». Разберется!
А если мы сами начнем разбираться в своих грехах, то мы от своего смрада задохнемся. «А я знаю, что за меня на кресте умер Христос, и все! Я Его люблю и к Нему обращаюсь: «Господи, будь милостив мне, грешному».
«Молись об умерших, чтобы и они в свое время помолились о тебе»
Обычай молиться за усопших идет от первоапостольских времен. Уже в литургию апостола Иакова, брата Господня (IV век), была внесена молитва за умерших. Церковь всех времен проповедовала о том, что возможна перемена участи усопших до всеобщего Суда Божьего.
Св. Дионисий Ареопагит пишет: «Священник со смирением должен молить благодать Божию, да отпустит Господь усопшему грехи, происшедшие от человеческой немощи, и да вселит его в стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова».
Святитель Иоанн Златоуст: «Не напрасно узаконено апостолами поминать умерших при Страшных Тайнах (на литургии). Они знали, что великая бывает от того польза для усопших, великое благодеяние.
Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас.
Молитва за умершего должна быть чистой и беззлобной. Если он согрешил перед тобой, прости ему – он уже перешел на суд к Богу. Если ты согрешил перед ним, тем более молись, и Бог услышит. Если молишься, а сам в сердце имеешь к кому вражду, умири сначала ее в своем сердце, чтобы молитва была услышана Богом».
Св. Киприан, епископ Карфагенский в толковании литургии говорит: «Мы творим память прежде почивших: во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, дабы их молитвами и молениями Бог принял наши молитвы; потом молимся о умерших св. отцах и епископах и, наконец, о всех между нами скончавшихся, крепко веря, что сие приносит великую пользу душам, за которых приносится молитва святой и страшной жертвы, на алтаре предложенной».
Блаженный Августин: «Не бедным одним нужно оказывать милость во время жизни нашей, но постараемся оказывать ее и умершим <…> молитесь за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились о тебе».
Преподобная игуменья Афанасия: «Да будет всем известно, что творимые до сорока дней за душу усопшего милостыни умилостивляют Бога. Если грешны души усопших, то поминовением они получают от Господа отпущение грехов; а если праведны, то благотворительность за них служит ко спасению благотворителям».
Молитвы об умерших
(Можно читать не только в памятные даты, но и в любое время.)
Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.
Тропарь, глас 4-й.
Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко един еси Человеколюбец.
Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивши, Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне: Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли, спастися души его.
Седален, глас 5-й.
Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко благ, прегрешения его вольная и невольная и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.
Кондак, глас 8-й.
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Икос:
Сам един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, создавый мя, и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.