Минувшим летом трое жителей Сергиева Посада совершили велосипедный пробег от Сергиев-Посада до Вел.Новгорода, преодолев расстояние около 800 километров. Один из участников велопробега диакон Сергий Терехин (служит в храме Покрова Божьей Матери в Красном Селе, Москва) поделился с корреспондентом сайта «Милосердие» своими впечатлениями.
На велосипедах по Валдайскому национальному парку
— Отец Сергий, это первый в вашей жизни велопробег?
— Нет, так я провожу часть своего отпуска уже четыре года. В прошлом году, например, мы тем же составом путешествовали по Золотому Кольцу России, проехав: Киржач, Покров, Владимир, Суздаль, Иваново, Кострома, Ярославль, Ростов, Переславль-Залесский. А в этом году маршрут прошел через Селигер, до Валдая, по Валдайскому национальному парку и затем по трассе до Великого Новгорода.
— Что вас привлекает в таком виде отдыха?
— Желание увидеть новые места и испытать самого себя. Действительно могу проехать такое расстояние и перенести связанные с этим лишения. Меня вдохновил на это пример Федора Конюхова, его неординарная личность. Действительно, при разных трудностях (сильный встречный ветер, гроза, ливень) оказываешься ближе к Богу, молитва исходит из самой глубины сердца. С другой стороны, когда монотонно, на протяжении многих часов тупо крутишь педали (в день мы проезжаем в среднем по 100 километров), можно подумать о том, на что обычно не хватает времени, есть время заглянуть в себя. Как-то забываешь, что у тебя впереди еще 300 или 500 километров и размышляешь о том, что важно для тебя, для твоей души на самом деле. И еще мне нравится походная жизнь в палатке, с костром, рыбалкой… Я ее ни на какой отдых в Египте или Турции не променяю.
— Вы профессионально спортом занимались?
— Я — нет. Но мои друзья (мы с детства дружим) раньше профессионально велоспортом занимались, а теперь на любительском уровне.
— Этот поход замысливался именно как православный?
— Знаете, так интересно получилось, что на протяжении всего путешествия (можно расценить это как благословение Божией Матери, т.к. мы выехали в праздник Ее Казанской иконы) мы проезжали мимо большого числа именно Казанских храмов. Мы встречали их каждый день, но когда прокладывали маршрут, об этом даже не думали. С другой стороны, все участники велопробега — православные воцерковленные люди. Мы по мере сил старались посетить каждый храм, и побывать там на службе и сфотографировать его. Поэтому этот велопробег можно назвать православным.
Но никаких икон впереди себя на руль мы не ставили (иконы были в машине сопровождения) и ничем внешне не отличались от обычных велотуристов. Когда мы останавливались в деревне, чтобы набрать воды, местное население встречало нас очень радушно. Особенно бабушки. Узнав, что мы едем из Сергиев Посада так умилялись: ах вы миленькие, дорогие! И все время старались нас угостить чем-нибудь вкусненьким. Это было довольно часто.
— Вы благословение на этот поход у духовника спрашивали?
— Конечно, я каждый раз беру благословение на такое мероприятие у нашего настоятеля, отца Валентина Асмуса, и он никогда не против. Перед выездом заказываю в своем храме молебен о путешествующих. И, слава Богу, все проходит нормально. Хотя два года назад в своем путешествии по Верхневолжским озерам, нам пришлось пережить настоящее приключение.
Через бурелом
— Мы ехали по проселочной, лесной дороге и вдруг она обрывается и перед нами стеной — лес (хотя на карте эта дорога уже полностью проложена). Вернуться невозможно, пришлось бы делать крюк в 140 км, а сопровождающая нас машина пошла другой дорогой. Тогда мы взвалили велосипеды себе на плечи и два часа продирались через бурелом, да еще пришлось речку вброд переходить. Компаса у нас не было, но один из наших — Игорь Кись — бывший спецназовец (у него выносливость просто нечеловеческая). Он может посмотреть на небо и сказать, сколько времени, с точностью в десять–пятнадцать минут. В лесу ориентируется — по деревьям, траве и т.д. Вот он нас и вывел. Когда вышли на проселочную дорогу и сели на велосипеды, пошел проливной дождь. Мы вымокли до нитки. Встретиться с нашей машиной мы уже не могли, она намного опередила нас. Поэтому мы были счастливы, когда наконец доехали (ехать под дождем пришлось 2 часа) до ближайшего населенного пункта, нашли гостиницу.
— А в этот момент молились?
— Молились, конечно. В такие моменты – как же не молиться? Всем угодникам молился, когда мы пробирались через эту чащу… И про себя, и вслух, как бы призывал их: «ребятки, молитесь!», потому что уже все чувствовали, что добром все это не кончится и может быть придется ночевать в лесу голодными под открытым небом. Читал 50-й, 90-й псалмы – все, что читается во всех этих трудных жизненных ситуациях.
— Некоторые дни вашего путешествия выпадали на воскресенье, в этом случае вы читали акафист или как-то особо усугубляли молитву?
— Мне все время хотелось в эти дни служить в храме, а пришлось крутить педали, и поэтому немного не по себе было. Я привык уже, что в отпуске я всегда служу по воскресным и праздничным дням (в тех местах, где отдыхаю). А тут у меня не было с собой никакого облачения. И порой так получалось, что приезжаем в храм, там служба идет – а мы в шортах. Постоишь у дверей минут пять–десять, помолишься — а в храм не всегда бывает возможность зайти (машина, где наши вещи, еще не пришла в этот пункт). К счастью, в Ниловой пустыни и в Иверском монастыре большую часть службы мы отстояли в храме.
— Большую часть пути вы двигались по проселочным дорогам?
— Примерно половину по проселочным, специально так подбирали маршрут. Горные велосипеды («Юнивега») это позволяют. Когда на траcсе некоторые из дальнобойщиков бывает, довольно близко к тебе проезжают, не очень приятно себя чувствуешь. Но к этому очень быстро привыкаешь и уже вообще не замечаешь. Машины уже не мешают и не раздражают.
— А как же ваша супруга относится к тому, что отпуск вы не вместе проводите?
— Отпуск у меня тридцать дней, а мы уезжаем дней на десять. Остальное время провожу с семьей. Но во время путешествия, конечно, звонишь домой и шлешь SMS-ки.
— Вы часто отставали от своих тренированных друзей?
— В общем-то да. Я уже не в такой хорошей физической форме, как они. Поэтому выезжал чуть раньше, а они меня догоняли. Например, последний перегон был самый большой — сто пятьдесят шесть километров, от Валдая до Новгорода по трассе. У меня средняя скорость двадцать пять километров, а у них — тридцать. Поэтому я семь часов крутил педали — с остановками два раза по десять минут. Они — шесть и догнали меня только у Новгорода.
— Как был организован велопробег?
— И мы, и машина сопровождения двигались по заранее определенному маршруту. Утром мы уезжали, а через несколько часов машина нас догоняла и мы определяли по карте место для стоянки. Старались останавливаться не в лесу, а около водоемов, чтобы можно было искупаться, помыться. Ребята на машине нас опять обгоняли и в намеченном месте разбивали лагерь: ставили палатку, разводили костер, готовили пищу. Мы приезжали, все ужинали (обязательно читали молитву перед едой и после), отдыхали — и утром опять в путь. Они все убирали и тоже отправлялись в путь. Те кто на машине, покупали продукты по дороге с учетом запаса на два дня. У них же в машине и запасные велосипедные камеры. Так получается, что один-два раза за велопоход кто-то обязательно камеру проколет. А обратно, домой, мы вернулись на поезде. Закинули велосипеды на третью полку, сняв переднее колесо. Очень удобно.
Новгород. Юрьев монастырь
Беседовал Алексей РЕУТСКИЙ