Как правильно себя вести с подопечным-инвалидом? Как облегчить и наполнить радостными моментами его жизнь? Как поддержать человека, для которого каждый день – непростое испытание? На эти и многие другие вопросы добровольцы и координаторы Православной службы помощи «Милосердие» получили ответы в рамках обучающего семинара «Особенности работы с подопечными – инвалидами», который прошел в Марфо-Мариинской обители 29 марта.
Провел семинар директор Центра социокультурной анимации по поддержке людей с ограниченными возможностями «Одухотворение», кандидат педагогических наук Леонид Тарасов.
Добровольцы – участники семинара задавали лектору волнующие их вопросы. Эти молодые люди загорелись желанием помочь наиболее незащищенной части общества. За время общения и помощи людям с ограниченными возможностями они столкнулись с ситуациями, которые без помощи специалиста трудно разрешить.
Например, все бросаешь, бежишь на зов подопечного, проводишь с ним вечер, собираешься, наконец, домой, а он со слезами говорит: «Не уходи, если уйдешь – можешь никогда больше не приходить». Первая реакция – недоумение, а то и раздражение. Дальше проблемы нарастают, как снежный ком, и все может кончиться громким расставанием и душевной травмой для обоих. Это – только малая часть возможных трудностей во взаимоотношениях. Тем не менее, помогать, конечно, нужно. Несколько подобных семинаров-ликбезов научат находить верные решения и нащупать тактику поведения, которой нужно придерживаться.
Почему же так происходит? Почему возникают острые углы, когда ты не хочешь ничего, кроме добра этому человеку?
Опыт Леонида Викторовича, который с 18 лет занимается поддержкой людей с ограниченными возможностями, говорит о том, что очень многое зависит от того… инвалидизирован ли сам инвалид. Другими словами, человек с инвалидностью может быть в моральном плане совершенно адаптирован к жизни, к общению, к взаимодействию – при правильном окружении и воспитании. Но чаще бывает иначе.
«Наших инвалидов с детства лечат, реабилитируют, учат, но с ними мало кто дружит. Уже в этом они теряют важную нить личностного развития, – объясняет Л Тарасов. – Появляется незрелость, сконцентрированность на проблемах. И на это может обидеться волонтер: я думал, он сейчас будет слушать мои советы, а он ничего не хочет. В этот момент добровольцу важно ощутить всю глубину отчуждения и изоляции, в которой его подопечный находится долгие годы. Это не проходит бесследно. У человека не было опыта впечатлений, благодаря которому он проходит те или иные стадии морального укрепления и взросления. Хорошо, если родители с ребенком занимались, вкладывали в него душу, вводили в сообщества, где он не чувствовал себя одиноким. Но часто эти люди, даже когда вырастают, остаются детьми».
– А теперь, – предложил лектор, – ответьте мне на вопрос, что вы видите, когда приходите к инвалиду?
В основном, ответы были такими: «я вижу человека, который нуждается в моей помощи», « я вижу такого же человека, как я». Но два ответа сильно отличались от предыдущих:
«Я вижу в своем подопечном сильного человека, с которого можно взять пример. Эти люди ежедневно совершают подвиг, в немыслимых, по своим физическим возможностям, условиях. Очень многое они делают лучше нас и чувствуют больше, чем многие из нас».
«Мы приходим для того, чтобы любить этих людей, и стараемся делать это очень искренне».
Будучи так настроен, доброволец встретится с минимальным набором разочарований и легко преодолеет возможные сложные моменты.
А их немало. Но они разрешимы. Какими могут быть наши ошибки, которых нужно избегать во взаимоотношениях с инвалидом?
«Поменьше говорите с подопечным о его заболевании, – советует Леонид Викторович – Вы только вдумайтесь: на протяжении многих лет он только это и слышит от врачей и родных, что еще больше усугубляет инвалидность, рождает так называемое «инвалидное сознание». Пусть с вами он отдохнет в этом плане, будет обычным человеком, которого многое в жизни интересует. Иначе нет отношения к подопечному как к личности с ее интересами, желаниями, идеями. Никто не спорит, что больного нужно и лечить, и реабилитировать, но в первую очередь он нуждается в том, чтобы к нему относились как к другу. Запомните, вы идете в гости не к инвалиду, а прежде всего, к человеку. Уверен, найдется множество интересующих вас обоих тем».
Прежде всего – общение, а потом уже уход и помощь по хозяйству. Общение должно быть не на уровне пустой бесконечной болтовни, оно должно быть продуктивным. Нужно найти в человеке тот интерес, который в нем жив. Чем он хочет заниматься? Узнали? С этим нужно дальше работать, поддерживать это желание, способствовать раскрытию человека. Необходимо помочь подопечному подключиться к какой-либо посильной деятельности, на основе его собственного интереса.
«Если не будет интересной деятельности, общение рано или поздно прекратится. Невозможно заниматься только разговорами, – уверен Тарасов – Нужно создавать возможности для совместной деятельности – направленной, познавательной».
Итак, уйти от темы заболевания, отыскать интересы, попытаться организовать интересную деятельность, дальше – высший пилотаж: помочь подопечному в своей деятельности быть полезным другим людям.
«Если он почувствует, что полезен – в этом будет его настоящая социализация, первый шаг к тому чтобы морально, психологически встать на ноги. Человек начнет меняться, и законы его самоорганизации войдут в рабочее состояние. Пусть на это уйдут годы, но перед вами будет уже не инвалид с детским сознанием, несмотря на какие бы то ни было физические нарушения».
И, разумеется, не забыть о любви. «Мы можем ухаживать за человеком, учить его, лечить, но если у нас не будет к нему искренней любви, что бы мы ни делали, даже будучи прекрасными специалистами, это не пойдет во благо».
А если подопечный откровенно капризничает? Как правильно себя вести в такой ситуации?
«В первую очередь нужно понять, что он прав, – отвечает Леонид Викторович, – Он так чувствует, ему действительно плохо. Мы должны уважать чувства подопечных, их ощущения. Важно понимать, что объективно для наших инвалидов условий для полноценной жизни нет. Да, нужно сначала принять эту детскую позицию, даже если подопечному 60 лет». Нам кажется естественным, что люди должны взрослеть. Но у большинства из нас жизнь проходит стандартно: школа, вуз, работа. Постепенно человек подходит к взрослому состоянию. А люди, которые из этой системы выключены, не могут самостоятельно стать взрослыми. Нужно попробовать создать условия для этого. Прежде всего, доброволец сам должен оставаться взрослым. Мы ведь тоже часто реагируем как дети на некоторые реакции подопечных: «Почему ты не хочешь поступать так, как я тебе советую?! Значит, я тебе не нужен?» Появляется момент неосознанного отчуждения: «Я сильный, я должен тебе помочь! Ты уж постарайся, чтобы я тебе помог!». Добровольцу в такой ситуации нужно быть предельно спокойным, собранным, заранее подготовленным к разного рода эксцессам.
Как их можно избежать? «Если возникает непонимание, нужно об этом говорить. Только через диалог возможно его преодоление. Содействуйте человеку в том, чтобы он стал более самостоятельным. Доброволец должен следить за своими чувствами. Если он чувствует раздражение или обиду, он должен работать над ними. Этого быть не должно. Любые негативные вещи будут мешать и вам, и подопечному. Человек, его деятельность является самым главным средством воздействия и фактором развития другого человека. Ни методики, ни программы, а человек как он есть».
А как утешить того, кто говорит, что ему очень плохо в интернате и просит забрать его оттуда? Конечно же, доброволец не в силах этого сделать. Но и сказать, что все хорошо, что переживания подопечного надуманы – тоже невозможно.
«Приходите почаще в интернат, побольше общайтесь с этими людьми, чтобы они не замыкались в своем мирке. Им станет легче. Важно привносить туда общение извне. В интернаты должны приходить свежие, бодрые люди: улыбающиеся, наполненные чем-то хорошим. Человек ведь живет впечатлениями, а если их нет, то психика его истощается», – последовал ответ.
Ну, а если подопечному совсем ничего не хочется, можно по-доброму стимулировать его желание сделать что-то самому. Конечно же, не толчком в спину. Нужно отыскать любую сферу деятельности, которая ему будет интересна. Для начала – почаще показывать ему какие-то объекты внешнего мира, способные вызывать у него интерес. То, на что он реагирует – активно поддерживать. Если же ему необходимо делать то, что ему совершенно неинтересно, можно об этом просто условиться. «Да, мы договариваемся с подопечным о каком-то необходимом деле, которое ему в принципе несложно совершить, а результат этого дела должен стать предметом вашего любования и восхищения. Вы вместе должны это «вкусно пережить». Тогда будет стимул делать более широкие шаги в дальнейшем направлении. Не сделали и забыли, а полюбовались, восхитились. Как результат – полная гарантия развития внутренней мотивации».
Во второй части встречи добровольцы смогли познакомиться с деятельностью центра «Одухотворение». Его сотрудники не просто организуют досуг инвалидов, а помогают им раскрыть способности и найти свое предназначение в жизни. Участники семинара увидели на видеозаписи, как с помощью бального танца проводится работа с инвалидами, страдающими нарушениями ментальной сферы и опорно-двигательной системы. Эти люди действительно танцуют, а еще дружат, общаются, любят — словом, живут.