По запросам «волонтер» и «доброволец» поисковики выдают в основном картинки с молодыми веселыми лицами. У многих людей добровольчество и волонтерские программы ассоциируются со студенчеством – временем, когда у человека много сил, есть свободное время и желание сделать что-то хорошее. Многие учителя старших классов и преподаватели вузов желают привлечь своих учащихся к добрым делам. О том, как студенты помогают ближним, рассказывают координаторы службы добровольцев «Милосердие».
|
Одним из направлений службы добровольцев является помощь подопечным на дому. Ее координация организована по округам, и в каждом районе Москвы есть свои особенности. Например, в западном округе добровольцев-студентов мало, там в основном помогают люди 30-40 лет. «У меня было несколько студентов, они помогали 2-3 года – хорошо, активно, ответственно. Но потом кто-то вышел замуж и родил детей, кто-то сказал, что не может помогать на время написания диплома, а потом совсем отошел от этого дела», – рассказывает координатор добровольцев по западному округу Наталья Аксенова, к слову, сама она студентка.
Больше добровольцев студенческого возраста помогает в тех округах, где находятся крупные вузы и их общежития – в юго-западном и юго-восточном. «Когда я вижу, что у нас в округе появился доброволец-студент, я радуюсь и надеюсь, что он сможет помогать днем в будни, что очень востребовано, – говорит помощник координатора по юго-западному округу Ольга Филимонова. – Но потом оказывается, что многие из них и учатся, и работают, и могут помочь только в выходные».
«В нашем разновозрастном коллективе студенты растворяются. У студентов меньше жизненного опыта, но больше свободного времени, чем у людей работающих и семейных. Если молодежь встроена в корректную систему отношений, это позволяет сгладить недостаточность опыта», – считает координатор помощи в учреждениях Яна Белова и приводит в качестве примера координаторов-студентов: Аню Кобяшову и Наташу Аксенову.
В службу добровольцев каждый приходит по велению своего сердца, но иногда в нее обращаются педагоги, которые хотят привлечь школьников к доброму и полезному делу. Когда такие школьники пришли помогать с ремонтом в квартире одной из подопечных службы, координатор Артем Турушев столкнулся с несколькими проблемами: «Этим школьникам обещали зачесть участие в ремонте за практику, поэтому они хотели все сделать в будни. Но мы помогаем по выходным, поскольку почти все добровольцы работают, – рассказывает Артем. – Кроме того ребят надо было учить, надо было всем объяснить хотя бы самые простые вещи: адрес, как пройти, что делать, где лежат инструменты, куда выносить мусор… А лучше к каждому школьнику приставить по наставнику. Но у нас на один ремонт обычно приходит 5-6 человек, так что мы не можем позволить себе больше одного новичка в день. Иначе они будут разочарованы, а работа почти не сдвинется с места».
Чтобы студенты вуза организованно участвовали в делах милосердия, необходимо желание и содействие администрации, желание самих студентов, и постоянное взаимодействие координатора с ними, считает координатор учебного комитета добровольцев Нина Гарбузова. Например, она считает возможной и вполне успешной такую форму взаимодействия вузов и некоммерческих организаций, которая существовала на одном из факультетов РГСУ, когда она там училась. Взаимодействие заключалось в том, что студенты могли проходить практику не только в государственных, но и в общественных организациях. Нина думает, что такая форма сотрудничества может быть востребована в вузах, которые готовят специалистов по социальной работе, педагогов, психологов, логопедов, реабилитологов и других специалистов, работающих с людьми. Сама она в свои студенческие годы не думала о добровольчестве – «наверное, молодость слишком била ключом», но легко отзывалась на различные просьбы однокурсников-инвалидов. Нина считает, что также привлекательными для студентов будут дела, связанные с общением, выездами, общими делами. Именно поэтому так много молодежи в «Клубе волонтеров», организующем поездки в детские дома.
В государственных социальных учреждениях добровольцам необходимо искать контакт и взаимопонимание с администрацией, не всегда это бывает просто. Поэтому, по мнению координатора добровольческой помощи в ДДИ «Южное Бутово», очень важным для добровольцев качеством является постоянство. В детский дом для детей-инвалидов приходят студенты, получающие психологическое, педагогическо-коррекционное образование, но часто оказывается, что их ожидания не совпадают с реальностью. В ДДИ «Южное Бутово» администрация разрешает сестрам милосердия и добровольцам помощь по уходу, прогулки, кормление, развитие умения ходить, и не позволяет целенаправленно заниматься педагогической работой с конкретным ребенком. Эту работу ведут только специалисты ДДИ.
В ДДИ №15 ждут тех, кто захочет помогать тяжелым лежачим детям развиваться, учиться ходить. В этом проекте упор будет сделан на постоянные занятия с конкретными детьми. Координатор добровольческой помощи в ДДИ №15 Екатерина Полякова считает, что на это направление помощи стоит приглашать именно будущих педагогов-дефектологов, логопедов, психологов, медиков. Этот проект предусматривает и практическую помощь, и дополнительное обучение добровольцев. «Когда я заканчивала вуз, меня приглашали работать в те четыре организации, где я волонтерила», – рассказывает Екатерина Полякова.
Студенческое добровольчество в вузе не должно ограничиваться только разовыми акциями: посадили 100 деревьев, навестили ветеранов 9-го мая, считает координатор помощи в учреждениях Яна Белова. Такое понимание добровольчества разнится с пониманием добровольчества, как служения ближнему – регулярной помощи одному или нескольким людям дома или в учреждении.
Ирина РЕДЬКО
Подробнее узнать о службе добровольцев можно на странице Православной службы «Милосердие». Если вы хотите стать добровольцем службы «Милосердие», мы ждем вас каждое воскресенье в 11.45 по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, дом 8, корпус 12, (метро «Октябрьская» – кольцевая). Телефон для справок: 972-97-02