«Поможет благоустроению, если будем верны, тщательны и деятельны со смирением»
Митрополит Филарет Московский.
Реформа сестринского дела, происходящая в России начиная с 90-х годов, привела к качественному изменению профессионального и социального статуса сестринской профессии. Возросла ответственность сестер, и изменилось их отношение к своей профессии. Общепризнано, что при оказании помощи по уходу за больными сестринский персонал играет ключевую роль. Это особенно заметно в паллиативной медицине и хосписном движении.
В 1990-х годах открылись факультеты высшего сестринского образования на базе нескольких санкт-петербургских медицинских институтов.
В Москве Медицинский колледж №1 им. Сеченова, 2-ой Мединститут и другие вузы открыли факультеты высшего сестринского образования. Медицинские сестры с высшим образованием возглавили отделения и службы сестринского ухода. Появились новые понятия сестринского дела:
– концепция сестринского дела,
– модель сестринского ухода,
– сестринский процесс,
– сестринский диагноз.
Концепция – это основная идея сестринского дела.
Модель сестринского ухода – это реализация концепции сестринского дела, то есть образец, по которому мы действуем, это средство, помогающее представить, на чем акцентировать внимание сестры при обследовании пациента, какими должны быть цели и сестринские вмешательства.
Ядро каждой модели – это понимание потребностей пациента, этапов сестринского процесса и роли сестры в его осуществлении.
Сестринский процесс – это метод организации и оказания сестринской помощи.
Сестринский диагноз – формулирование проблем пациента.
В практике Российского государственного здравоохранения при осуществлении сестринского процесса используется модель, предложенная Вирджинией Хендерсон (1966). Она реализуется в соответствии с рекомендациями Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранении. Суть модели В. Хендерсон состоит в том, чтобы помочь человеку в удовлетворении его фундаментальных биологических, психологических и социальных потребностей при его непосредственном участии в планировании и осуществлении ухода.
В мировой сестринской практике существует множество моделей сестринского ухода. Эти модели базируются на оценке основных жизненных потребностей человека, которых в разных моделях насчитывается от 10 и более. Во всех предложенных сестрам моделях жизненными потребностями человека считаются физиологические, психологические и социальные потребности:
1 Нормально дышать
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности..
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать и отдыхать.
6. Одеваться и раздеваться.
7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.
10. Поддерживать общение с другими людьми , выражая свои эмоции и мнения.
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
12. Заниматься любимой работой.
13. Удовлетворять свою любознательность, нормально развиваться.
Единой модели на сегодняшний день не существует.
Мы можем обеспечить больному профессиональный медицинский уход, оказать помощь в удовлетворении его жизненных потребностей, решить его социальные проблемы, окружить заботой и вниманием, но останется часть его личности, которая будет не реализована и не востребована. Эта часть связана с жизнью души.
Духовные потребности намечены лишь в отдельных моделях и выражаются такими определениями как:
-иметь жизненные ценности
– отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой ( В.Хендерсон).
Нам, православным сестрам милосердия, для осуществления ухода за больным недостаточно перечисленных жизненных потребностей человека, так как по вере и опыту мы знаем, насколько важны духовные потребности, особенно для больных с пожизненными и пока еще неизлечимыми заболеваниями.
Еще мы знаем, что между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие.
«Все то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях теснейшим образом связаны с жизнью духа. В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела» – учит нас врач-хирург святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
Поэтому при планировании работы и ведении своего сестринского процесса мы учитываем всю совокупность жизненных потребностей нашего больного, а, главное, стараемся принять его в свое сердце и стоять с ним перед Богом, по опыту зная, что прежде, чем больного лечить, надо его любить. В этом мы и видим основную идею сестринского дела.
Принимая методику ведения сестринского процесса Вирджинии Хендерсон как основу своей модели ухода, мы ставим на первое место потребность нашего пациента в том, чтобы его любили, а свою сестринскую цель ухода за ним видим в заботе не только о его физиологических и социальных потребностях, но и в попечении о его душе. Для этого надо приобрести милостивое сердце, чувство сострадания. Цель нашего сестринского дела: «любовь ко всякой душе скорбящей и озлобленной», а задача сестры – стяжать эту любовь.
«Общаясь друг с другом, мы можем раскрыть себя. Мы часто сами не знаем ценностей нашей души, и от этого ложится на душу некоторое помрачение. Ведь для выполнения нами своего назначения, для раскрытия нас самих надо, чтобы открылись наши внутренние очи. Только тогда мы увидим в душе те ценности, которые закрыты от нашего внутреннего ока. Надо самим открывать в себе эти ценности и помогать другим открывать себя. Мы сами открываемся себе в своей глубине. Этим именно и полезно общение с другими людьми: оно является для нас школой нашего спасения, школой нашего духовного напряжения. В одиночестве человек становится почти всегда беден. Живя в одиночку, мы как бы отрезаем себя от общей жизни, от жизни целого организма и в этой самости засыхаем, так как не питаемся тогда соками общей жизни.
Через общение с людьми происходит извлечение нераскрытых сил человека, через соприкосновение сродных начал силы эти приходят в движение. Общение с людьми обогащает нашу душу, она расцветает через полноту нашего сближения с другими людьми. Каждый человек ведь индивидуален, но каждый человек может восполнить в себе недостающее через общение с целым организмом человечества» (Архиепископ Пражский Сергий (Королев)).
Подобное внутреннее состояние патронажных сестер определяет их работу и целенаправленные действия.
Православная служба сестринского ухода имеет свою концепцию и приоритеты, отличные от любой медицинской государственной и коммерческой организации.
Коммерческая организация рассматривает больного как клиента, просьбу – как заказ, и выполняет заказ в рамках договора. Критерием оценки работы считает мнение клиента о выполненной работе.
Православная служба считает свою работу служением нуждающемуся в нашей помощи больному. Сестры милосердия проживают вместе с больным Богом данную ему жизнь, проходят единый христианский путь, принимая за основу наставление преподобного аввы Дорофея : «Иной служит больному, но служит для того, чтобы иметь награду; это неразумно. И потому если с ним случиться что-либо скорбное, то это легко удаляет его от сего доброго дела, и он не достигает конца его, потому что делает оное неразумно.
А разумно служащий служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания: ибо кто имеет такую цель, тот чтобы ни случилось с ним, скорбь ли извне, или сам больной помалодушествует против него, он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному».
Наши приоритеты – вся совокупность нужд больного, поэтому договор, который мы заключаем, динамичный, а критерием оценки своей работы мы считаем стабилизацию или улучшение состояния больного, изменение христианского качества его жизни, и, прежде всего, духовное возрастание.
Такая мотивация и высокое качество оказываемой помощи неизбежно ограничивает количество обслуживаемых больных.
На всех звеньях работы требования к сестрам самые высокие, независимо от должности младшая сестра, медицинская сестра или старшая сестра несет юридическую ответственность и церковное послушание духовнику сестричества.
Несколько слов о форме сестры милосердия.
В России в Первую мировую форму сестер милосердия надели многие женщины – вплоть до Царевен, Самой Царицы и Ее ближайшей фрейлены (справа)
А это – немецкие (слева) и польская (справа) сестры милосердия того же времени
Американские сестры милосердия на марше. 1-ая Мировая война
«На всех сестрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких прическах; белые фартуки с карманами и – главное и самое заметное – наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах. В этой глубоко обдуманной …униформе была и торжественность и отрешенность от светской жизни , которую вело до того большинство сестер и даже , пожалуй, обреченность», – так описал форму сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, учрежденной в 1854 году великой княгиней Еленой Павловной, один современник.
«Одежда сестер должна состоять из: платья коричневого цвета, белого передника с нашитым на груди красным крестом и белой головной косынки…», – из устава Вятской общины сестер милосердия, 1899.
В исторической ретроспективе форма сестер милосердия менялась в разное время в разных общинах, но ношение формы было обязательно по уставу.
Белый фартук и плат с красным крестом на нем – форма сестер Свято-Димитриевской общины сестер милосердия.
Требование нашей патронажной службы к сестрам – всегда и при всех обстоятельствах работать в форме – наполнено глубоким внутренним содержанием и не является формальным.
«Форма дух бережет» – эти слова принадлежат одному из самых известных и чтимых священников нашего времени, священномученику новой Кавказской войны конца ХХ века, замученному чеченскими бандитами в сентябре 1999года, протоиерею Петру Сухоносову. По свидетельствам его духовных чад, несмотря на все их просьбы поберечь себя , отец Петр , настоятель Покровского храма в станице Слепцовской, одной из «горячих точек» Кавказа , выходя из храма, никогда не снимал священнического облачения со словами : «Форма дух бережет».
Свою последнюю службу отец Петр отслужил в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Вооруженные чеченцы ворвались в храм с автоматами и схватили батюшку прямо в иерейском облачении.
Сестринская форма также прежде всего «дух бережет», помогает сохранить внутреннее устроение, сообразовать внутреннее с внешним. Через форму одежды внутреннее и внешнее взаимодействуют.
Сестринская форма представляет патронажную сестру во внешних инстанциях и организациях, делая сестру неотъемлемой частью общины сестер милосердия.
Иногда, в трудных ситуациях, в которые нередко попадают сестры, форма защищает от раздражительности, агрессии, попыток перейти границы в общении – ведь дежурить приходиться у больных, родственники которых могут быть и наркозависимыми, и алкоголезависимыми, и психически больными. Особенно это важно в условиях ухода на дому.
В любом лечебном учреждении и дома у больного сестра в форме являет больному не только свои личностные и профессиональные качества, но и принадлежность к сестричеству, дух общины сестер милосердия. Это важно не только для самой сестры, которая носит форму как награду, и ощущает эту награду как пока еще незаслуженную, как нечто взятое в долг, осознавая, что не она представляет форму, а форма рекомендует ее, дает ей некий аванс. Это не менее важно для больного, особенно тяжело больного, часто неадекватного или находящегося в состоянии спутанности сознания, когда в моменты прояснения сознания первое, что появляется в поле его зрения – белый плат с красным крестом и белый фартук сестры милосердия. Мы наблюдали, что это не только успокаивает больного, но и быстрее возвращает к действительности, дает возможность вернуться в реальность. Особенно это очевидно на ночных дежурствах, когда сестра сидит у постели больного, и он внезапно пробуждается.
Конечно, форму сестры милосердия надо носить благоговейно, аккуратно, бережно, с прилежанием.
Право носить форму дается духовником сестричества.
Сестра в форме являет собой верность общине сестер милосердия, верность вере, верность Богу.
cм. также: