Недавно в Государственной Думе приняли поправки в Трудовой кодекс, согласно которым работодатель не может уволить многодетных отцов, если они являются единственными кормильцами в семье.
Раньше такая норма распространялась только на матерей-одиночек с ребенком до трех лет и многодетных матерей. С одной стороны, дискриминация устранена, и злой работодатель больше не сможет оставить всю семью без средств на жизнь. С другой – возникает вопрос: не получит ли работодатель вместе с этой поправкой незаинтересованного работника, пропадающего в больничных отпусках? Обо всем этом мы поговорили с экспертами.
Денис Ульянов, юрист, член Общества защиты потребителей:
– Эти поправки я считаю верными, потому что какая разница, какого пола единственный кормилец, мужского или женского? Конституционно работник-мужчина и работник-женщина у нас равны. Поэтому новая норма отвечает и требованиям закона, и требованиям логики. Более того, я считаю, что подобные нормы должны применяться и в других областях трудового права. Там, где у женщин есть какое-то преимущество. Например, в патрульной службе в ОВД или в ГАИ, куда женщин не берут. Или что касается секретарской работы, где сейчас одни только женщины. Такие стереотипы надо ломать.
Что касается незаинтересованного работника, то в поправке предусмотрено увольнение за неисполнение трудовых обязанностей или дисциплины. 81 статью Трудового кодекса никто ведь не отменял. Если же говорить об оттенках недобросовестности, то это вопрос не конкретно о многодетных отцах, тут вопрос вообще о российских работниках, которые заинтересованы делать как можно меньше и получать как можно больше. Кроме случаев, когда у работника сдельная оплата.
Насчет больничных, из которых отцы якобы не будут вылезать, здесь тоже нет поводов для беспокойства. Больничный предоставляется только одному члену семьи. Если с детьми мать, то отцу не дадут отпуск по уходу за ребенком. Если у детей нет матери, то и выбора нет. И здесь не важно, какого пола работник. А для индивидуальных предпринимателей, у которых всего три сотрудника в фирме, брать таких работников как было невыгодным, так и останется. Пол опять-таки не важен. То есть ничего не меняется.
Тарасенко Михаил Васильевич, член комитета ГД по труду и социальной политике, председатель горно-металлургического профсоюза России:
– У нас исторически сложилось так, что социальных привилегий было больше у работающей матери, а не у отца. Поэтому эти поправки носят, прежде всего, характер установления социальной справедливости. То что раньше распространялось только на женщин, теперь относится и к мужчинам. Просто человек, у которого есть маленькие дети, тем более если он воспитывает их один, должен чувствовать себя уверенно. А злоупотреблений, связанных с этой поправкой, не будет. Это я могу сказать уверенно. Потому что в случае какие-то нарушений или банального хамства, никто не может помешать работодателю обратиться в суд и поставить хама на место.
Отец Максим Первозванский, священник, отец девятерых детей:
– Инициатива очень хорошая в социальном плане. Но она абсолютно не решает системных проблем. У нас до сих пор нет понимания того, что многодетный отец – это тот, кто в одиночку содержит большую семью, где мать чаще всего не работает. Многие многодетные отцы работают на двух-трех работах. И им, конечно же, больше других нужны социальные гарантии. Но, как правило, зарплаты-то не белые. Белая часть – какая-то очень незначительная, все остальное выдается в форме бонусов, премий или просто в конверте. Поэтому работодателю при желании ничего не стоит создать для работника такие условия, что он уволится сам. В прошлом месяце так уволили моего знакомого многодетного отца, у которого один из детей – инвалид. Сказали – уходи. Он говорит: «не имеете права». Ну ему и предложили остаться на его окладе в двадцать тысяч рублей. Притом что реальный его заработок был около восьмидесяти, что, в принципе, позволяло содержать всю семью. В итоге уволился сам. Так что в случае, когда у работодателя главная цель – это получение прибыли, его вряд ли что-то остановит.