«Я многодетная мама, но я не фанатик», – пишет молодая горожанка на родительском форуме. В ответ привычное: «Не плодите нищету!»
Старший научный сотрудник лаборатории «Социология религии» ПСТГУ Иван Павлюткин поясняет, что это – стандартная ситуация. Даже специалисты, изучающие такие семьи, недалеко ушли от стереотипов о многодетности.
Распространено мнение, что многодетные – это люди с низким уровнем образования, которые воспроизводят родительскую модель из своего детства, или же не предохраняются из-за низкого уровня медицинской грамотности.
Что в стереотипах правда, а что нет?
Многодетность устарела?
Знак равенства между понятиями «многодетность» и «архаика» связан с тем, что большинство многодетных семей проживает в сельской местности или Кавказском регионе. Регионы-лидеры – мусульманские республики Северного Кавказа, Тыва, Якутия, Калмыкия, Бурятия, Алтай. В Ингушетии многодетных семей – более 50%.
А самыми «отстающими» остаются Москва и Санкт-Петербург – 2 и 1% соответственно. Причем городская многодетность – особое явления.
Почему люди решаются на большую семью в условиях города, изучает лаборатория «Социология религии» в новом исследовании в рамках гранта Российского научного фонда. Выборка включала в себя 50 глубинных интервью с родителями в многодетных семьях в Москве, Владимире и Архангельске, а также опросы более 1000 семей, живущих в городах с населением не менее 250 тысяч человек в трех федеральных округах – Центральном, Дальневосточном и Северо-западном.
Важно отметить, что треть участников исследования достаточно часто бывает в храме, 17% респондентов регулярно участвуют в таинствах. Треть пар состоит в венчаном браке. Среди отвечавших на вопросы социологов также было 12 семей священнослужителей. Половина участников опроса бывают посещают храм раз в год или реже. Одна из семей также заявила о своей принадлежности к исламу.
«Городские многодетные – не гомогенная группа. Есть семьи, у которых 3 детей, и те, у которых более 10. Бывает, что четверо детей рождены в одном браке, а случается, что в семье пятеро и более, но браков – два, и это тоже многодетные. Есть семьи, у которых дети рождаются с интервалом в два-три года, а есть те, у кого каждый новый ребенок появляется с интервалом в семь и более лет. Если дифференцировать многодетные семьи по этим признакам, получится пять разных групп», – рассказывает Иван Павлюткин.
Традиционные церковные многодетные немногочисленны
Эта группа малочисленная, не более 10% от всех участников исследования. И мамы, и папы в этой группе были воцерковлены с детства, прошли то, что в социологии называется «религиозная социализация», то есть с детства жили жизнью прихода. Мотивация деторождения у них напрямую связана с их верой, и на момент заключения брака договоренность о том, сколько детей у них будет, принята обоими супругами – «Сколько Бог даст».
«По-видимому, эта группа будет расти, но достаточно медленно. Это будет связано с динамикой увеличения количества духовенства и их семей, а также с поколением детей, выросших в таких многодетных семьях»,– считает Иван Павлюткин.
Малочисленность традиционных городских многодетных связана с тем, что сегодня в России в целом не так много практикующих верующих. Их гораздо меньше, чем тех, кто в различных опросах причисляет себя к православным. «Данные разнятся, но в целом приводят цифры в пределах 5-7%, а тех, кто регулярно причащается – 2-3%. Но эти доли постепенно прирастают».
Больше половины всех рождений происходят в новых браках
Довольно многочисленная группа – многодетные семьи, в которых дети рождены во втором браке. Таковых сегодня до 20% от общего числа многодетных, принимавших участие в исследовании. Это неудивительно, учитывая статистику разводов: распадается как минимум половина заключенных союзов.
«Принято считать, что рождение детей укрепляет семьи. Но это, увы, никак не подтверждается практикой. Приводят в пример Франции как эффективной социальной политики в области рождаемости. Там так или иначе выдерживается планка в два рождения на одну женщину. Но во-первых, большой вопрос, кто их рожает – француженки или мигранты. Вместе с тем статистика показывает, что от 50 до 60% вторых и более рождений осуществляются во вторых-третьих браках.
Мы сделали первичные расчеты по странам ЕС, США, Канаде и другим развитым странам (всего около 50) и выявили наличие статистической связи: чем больше доля разводов и внебрачных сожительств в стране, тем выше рождаемость», – рассказывает Павлюткин.
Социолог считает, что именно эта группа многодетных семей – пример того, как демографическая политика может приносить неоднозначные плоды. «Когда говорят о мерах, связанных со стимулированием рождаемости, обычно это деньги или некие вещественные блага. Это важно, поскольку работает на снижение уровня бедности. Но когда государство это делает, оно не учитывает, что новое рождение может происходить в результате разрушения семьи и создания новой. А также того, что само по себе рождение может что-то менять внутри самой семьи, в частности, приводить к ее распаду».
Просчитанная многодетность не дает возможности рожать часто
Еще одна группа – так называемые «рациональные» многодетные. В общем объеме исследования таких семей было 20%. В этих семьях рождение детей планируется. Как правило, у них не более 3-4 детей с существенной разницей в возрасте. Это люди образованные, часто с высоким доходом и хорошими жилищными условиями, и рождаемость у них напрямую связана с качеством отношений внутри семьи. Рождения в таких семьях происходят только тогда, когда родители понимают, что новый ребенок их союзу не повредит, не приведет союз к краху. Этот тип многодетности в целом не характеризуется выраженными признаками религиозности.
Другая отличительная черта данной группы – родители здесь очень сильно ощущают поддержку старшего поколения. Они не мигрировали, у них есть бабушки и дедушки, которые всегда помогут. Как только молоды родители осознают, что их поддержат и жизнь складывается удачно, они рожают очередного ребенка.
«Это феномен последних 15-20 лет, поскольку уровень жизни вырос особенно в крупных городах, – поясняет Иван Павлюткин». Но дело здесь не только и не столько в деньгах – не менее важны и отношения внутри семьи. Если удается удерживать уровень жизни, союз становится многодетным. Рождения планируются, но не относительно материальных затрат семьи, а скорее относительно комфорта в отношениях в браке. Если рождение вдруг будет препятствовать отношениям в семье – от него откажутся в угоду сохранению спокойствия».
Многодетность как результат «социального заражения»
В последние годы среди городских многодетных наметилась еще одна очень любопытная группа. Это новое явление, толком еще не изученное социологами и демографами. Но именно оно лидирует в выборке – 40% опрошенных! Исследователи из лаборатории «Социология религии» ПСТГУ назвали ее «многодетность как результат социального заражения». Иначе их можно также условно охарактеризовать как «новые религиозные многодетные».
Это люди, которые не выросли сами в многодетных семьях и не были воспитаны в Церкви. Поддержки от старшего поколения родители из этой группы не имеют – наоборот, когда они рассказывают о рождении третьего, четвертого, пятого ребенка, возможно серьезное сопротивление бабушек и дедушек.
Откуда же тогда у них возникло желание иметь много детей?
«В интервью таких семей звучит такая мысль: в какой-то момент мы встретили такую семью, и она стала для нас авторитетной, образцовой. Мы подружились, стали ходить в гости, наблюдать за их жизнью», – рассказывает Иван Павлюткин. Часто местом такой встречи с многодетной семьей, которая «заражает» своим примером, становится храм, но это не обязательно. Знакомство может произойти и на развивающих занятиях, и в родительском клубе.
«Это называется взаимным обучением. Когда несколько семей собираются и организуются совместные активности в рамках семейного лагеря или родительского клуба, молодая семья может понаблюдать за опытной многодетной, и это снимает много беспокоящих вопросов, исчезают страхи. Как кормить, организовывать выйти на прогулку с несколькими детьми, как устроить быт и так далее. Помимо инструментального знания, семья учится отношениям с детьми.
Можно выделить еще один важный механизм: между дружественными семьями запускается обмен – одеждой, колясками, эмоциональной поддержкой и так далее. Если это пересчитать материальную поддержку в денежные единицы, она может достигает достигать половины бюджета семьи. Причем речь не только о детских вещах – иногда друг другу передают холодильники и даже машины. У меня было интервью с одним мужчиной, отцом 12 детей, которому в какой-то момент несколько друзей на приходе помогли купить квартиру».
Все это позволяет иначе посмотреть на устройство современного общества. «Это проблема коммуникативная. В нашем обществе полно структурных дыр, из-за которых низка вероятность, что встретятся счастливая многодетная семья и молодая семья. Но если дать им такую возможность, помочь наблюдать друг за другом и делиться опытом, то и у молодой семьи изменится отношение к многодетности как к явлению», – объясняет социолог.
«Незапланированные многодетные»: мы просто оставили третьего
Последняя группа – это так называемая «формальная многодетность». Речь не идет о больших семьях, обычно это трое детей, причем последний из рожденных оказался «незапланированным» и рассматривался вопрос «оставлять-не оставлять». Таких около 10%.
«Не то чтобы родители не хотят этого ребенка или явно препятствуют его рождению. Но происходит незапланированное зачатие, и они сомневаются, но все-таки не делают аборт. Является ли такой переход к многодетности осознанным? Наверное, нет. Но в какой-то момент родители принимают это решение», – рассказывает Иван Павлюткин.
Неожиданно, но данная группа формально характеризуется более низким уровнем доходов и образования. Можно предположить, что эта группа частично пересекается с семьями, которых в учреждениях социальной защиты характеризуют как социально неблагополучные. Вместе с тем, доля последних скорее будет характерная для малых и моногородов, уточняет эксперт.
Иллюстрации: Ольга Сутемьева