Последние дни зимы ознаменовались выступлением президента Владимира Путина на заседании Совета по демографической политике, где он сказал о том, что на многодетность надо «ввести моду». Многодетные родители, в свою очередь, хотят от государства не просто разговоров, а реальной поддержки.
Статьи о многодетных семьях в современных СМИ сводятся обычно к двум крайностям: «многодетные – самые лучшие» (эта точка зрения ближе православным и профильным журналам) и «много рожают алкоголики» (об этом чаще пишут светские издания). Замечу сразу, что пишущие на темы больших семей с этих двух позиций ошибаются. Да, дети – это прекрасно, но не у всех многодетных родителей хватает сил дать им все необходимое, но сводить все к материальному благополучию неправильно. И, да, много детей бывает у асоциальных людей, но у пьющих папы и мамы с такой же вероятностью может быть и один ребенок.
Феномен больших семей в современном обществе изучен мало, государственной поддержки они почти не имеют, особенно в провинции, относиться к многодетным нейтрально у большинства наших сограждан почти не получается. И это восприятие многодетной семьи как чего-то диковинного (неважно даже с каким знаком) мне представляется серьезной проблемой. Многодетные – такие же люди, как и все другие. Это не какая-то отдельная прослойка, которой свойственно то или иное. Почти всем многодетным семьям бывает сложно правильно поставить себя в обществе (я имею в виду сейчас светское общество) и донести такую простую вещь, что их жизненная позиция имеет право на существование.
Споры вокруг многодетных семей часто сводятся к материальным вещам, и глупо было бы утверждать, что эти дети имеют такие же возможности, что и единственные у своих родителей. Нет, не имеют. Но должен ли кто-то (государство, частный благотворитель, родственники, приход) помогать семье материально – вопрос открытый. С одной стороны, люди делают свой осознанный выбор (мы сейчас говорим о нормальных семьях, и таких, вопреки расхожему мнению, довольно много), они сознательно идут на более скромные условия существования, чтобы познать радость большой семьи. Никто не должен вмешиваться в их решение, но не обязан и помогать, – примерно так рассуждает большинство тех, с кем я, так или иначе, обсуждала эту тему. С другой стороны, если многодетных семей не будет, если хотя бы кто-то не будет иметь 3-4 детей, то довольно скоро мы вымрем. И это факт. Социологи вполне убедительно рассказывают, как быстро это произойдет. И дело поддержки многодетных семей становится в таком разрезе государственной необходимостью.
Что в первую очередь надо многодетным? Жилье. Проблема тесноты стоит крайне остро до сих пор, хотя несколько лет существуют специальные программы, одно время многодетным Москвы выделяли коттеджи. Но статистика – вещь упрямая. Несколько лет назад в одной православной гимназии проводилось анкетирование, администрация школы хотела узнать, в каких условиях проживают учащиеся. Результаты превзошли ожидания.
Были опрошены дети более, чем из 30-ти семей. Всего в этих семьях в тот момент воспитывались 143 ребенка, из них в школе учились 69. Отдельная комната была у 8 детей. 25 детей проживали в комнате совместно с еще одним ребенком, по трое жили 19 детей, вчетвером – 10, впятером – 5. 19 детей проживали в комнате со взрослыми. Стандартные спальные места, другими словами, обычная кровать была у 19 учеников. 40 детей спали на двух- и более этажных кроватях (из них 2 ребенка – на третьих ярусах). 8 детей спали совместно с кем-то (братом или сестрой) и 2 ребенка спали по очереди на полу.
Из 69-ти детей всего 43 ребенка имели свои собственные рабочие места. При этом под рабочим местом подразумевались не только письменные столы, но и тумбы, книжные этажерки, «расширенный папой подоконник», просто место, где хранятся учебники и т.д. Делил стол с другими детьми 21 ребенок. И 5 учащихся делали уроки, «где придется».
Позволить себе делать уроки в одиночестве могли 12 детей (5 – до одного часа, 7 – более одного часа). У 57-ми детей вообще не было возможности уединиться.
Цифры неутешительные, и боюсь в настоящий момент (опрос проводился три года назад) ситуация вряд ли изменилась кардинально. Детям из многодетных семей негде делать уроки, у них нет возможности отдохнуть и уединиться.
Кто должен нести ответственность за это? Родители, которые «нарожали»? Государство, которое не помогает (вернее сказать помогает, но очень выборочно, внезапно, как будто нашу жизнь регламентируют не законы, а желания/нежелания отдельных чиновников)? Думаю, государство, конечно, должно помочь решить вопросы жилья для многодетных семей. Но и сами многодетные порой тоже не хотят креативно подойти к своим проблемам. Скажем, живут в однокомнатной квартире в центре города семь человек (мама, папа и пятеро детей) и не хотят переехать в другой район, где квартиры стоят дешевле, потому что «тут привыкли и детские занятия рядом». Как будто в других районах нет изостудий, хоров и бассейнов. Такая позиция, когда ты ждешь от государства, требуешь и возмущаешься тем, что чего-то не дают, возможно, справедлива, но очень уж жалко детей. Может быть, стоит поискать какие-то еще варианты – сдавать квартиру в центре (если не хочется вылетать из очереди) и снимать в спальном районе или переехать за город. У меня есть знакомые, которые из однокомнатной квартиры переехали жить на дачу, квартиру сдали, детей перевели в православную гимназию в соседнем городе, оказавшуюся ничем не хуже московской. Нашли и спортивный комплекс, и репетитора по английскому языку. То, что казалось таким непонятным и страшным, оказалось вполне реальным и осуществимым.
Да, многодетным семьям государство должно помочь с жильем, да, государство им не помогает, но это не повод, чтобы ничего не предпринимать самим. Хотя, порой бывают ситуации, что переезжать некуда и придумать просто ничего нельзя. Тут остается только надежда на чудо. Но и чудеса – явления вполне реальные в жизни многодетных, надеюсь, об этом мы как-нибудь поговорим.