Стала отдавать
Иулиания, дворянская дочь, в шестилетнем возрасте потеряла родителей. Сначала девочка жила у бабушки, а в 12 лет, после смерти бабушки, ее взяла в семью тетя, у которой было своих 9 детей. В новом доме Иулиании оказалось непросто: она любит бывать одна, любит, как сообщает житие, ходить в церковь и молиться дома, а еще не пропускает ни одного нищего, и даже не слушает советов близких, что многие из них искусные притворщики! В тексте жития святой с детских лет отмечается это необыкновенное, в смысле, не распространенное, качество: острое сострадание к чужой боли. Почему девочка так чувствует чужую беду и стремится помочь – житие не объясняет.
Можно предположить, что как сирота она на деле знала, что такое оставленость. Но ведь могло быть и по-другому: своя беда заставила бы вцепиться в то, что есть и «копить ресурсы», как сказали бы сегодня психологи. Почему пошло так, а не иначе, почему человек стал отдавать, а не брать – остается тайной души человека.
Родственникам же казалось, что Иулиания «блажит», что девице из хорошей семьи о женихах надо думать, а не о нищих – и, в общем, кто бы их осудил. Сестры и слуги порой язвили в адрес «сиротки». Даже любящей тете поведение племянницы внушало тревогу. Конечно, доброта лишь украшает девушку на выданье, но все должно быть в меру…
Семейная жизнь
В шестнадцать лет Иулиания известна красотой и добрым нравом, и ее, хоть сироту и бесприданницу, сватают. Тетка отдает за Юрия Осорьина, которому принадлежало селение Лазаревское под Муромом. Добрая родственница надеется, что семейная жизнь остепенит неумеренность племянницы, пойдут дети, и сердце любящей матери и жены найдет свое призвание, успокоится. Но не тут-то было!
Нет, конечно, Иулиания была заботливой женой и матерью. Конечно, выполняла все обязанности хозяйки большого дома. В тексте жития говорится, что вставала она раньше всех, а ложилась позже. Родственники мужа, с которыми ей пришлось жить, привязались к приветливой боярыне, всегда готовой выслушать, исполнить их просьбы. Особенно ее полюбили свекор со свекровью, что немало говорит в пользу характера молодой невестки. Довольно быстро после свадьбы именно Иулиании было поручено ведение домашнего хозяйство большой семьи.
Но ни заботы о доме и хозяйстве, ни ношение, рождение и воспитание детей не изменило другой, «детской» страсти Иулиании – молиться Богу и помогать ближнему. Ближних же было – все, кто ни попросит.
Ведь святой – это не человек безгрешный, не делающий ошибок, а все делающий правильно.
Святой в одном из значений этого слова значит — отделенный, не такой как все, иной, другой. Делающий не так, как кажется правильным людям, а так, как кажется правильным Богу.
Помогала Иулиания из «собственных средств». Чтобы не просить денег на бедных у мужа, она по ночам (днем времени не было) занималась шитьем и вышивкой. Работы получались искусные, и на вырученные деньги Иулиания могла благотворить. У нее была верная служанка, которая относила деньги, одежду и еду в бедные семьи по ночам. Несколько семей, находящихся на грани голодной смерти, выжили только благодаря помощи святой Иулиании.
У Иулиании родилось десять детей, но в живых осталось пять. Из текста жития известно, что уже в зрелом возрасте Иулиания обратилась к мужу с просьбой: отпустить ее в монастырь. Муж не согласился, и Иулиания больше не повторяла своей просьбы.
Муж Иулиании был воин, человек жесткий, настоящий хозяин, едва терпящий «причуды» жены и подчас раздражавшийся на ее «милосердие».
Он считал, что жена должна знать только дом и своих близких, — все. Однако со временем он невольно начал прислушиваться и присматриваться – что ж за человек рядом с ним и почему он делает все не так, как другие хозяйки? И постепенно сам стал молиться вместе с ней. А его родители перед смертью пожелали принять монашеский образ.
Отношение к слугам
У Иулиании было много слуг, но она, в отличие от других помещиц, предпочитала самостоятельно одеваться, у нее не было своей «девки для услуг». Ко всем относилась по-доброму, прощая их оплошности и не рассказывая о них строгому супругу. Если кто-то бедокурил, Иулиания говорила мужу, что виновата она сама.
Лукавому не нравится
Однажды во сне лукавые духи грозно предупредили Иулианию, что ее ждет скорая гибель, если она продолжит и впредь помогать. Хватит с нее и домашних хлопот! Святая не предала этому сну особого значения, так как не могла представить свою жизнь без помощи тем, кто нуждается.
Ведь постепенно для нее люди перестали делиться на своих и чужих, и всякий страдающий стал своим.
Тяжелые времена
В начале 17 века, во времена Бориса Годунова, на Муромские земли пришел небывалый голод и мор. Иулиания стала экономить на своей еде, а разницу выгадывать на хлеб нищим. Во время эпидемии люди боялись выходить на улицу, чтобы не подхватить заразу, и Иулиания, тайно от родных отдала свою баню больным, ухаживала там за ними, молясь об исцелении. Если человек умирал, хоронила его и молилась об упокоении души.
А вскоре муж Иулиании, и его родители умерли. Дети выросли и жили своими семьями. Оставшись одна, Иулиания почти все свои вещи раздала нуждающимся, оставшись даже без теплой одежды. Запасы закончились, домашний скот пал от истощения. Уже в преклонных годах она испытала на себе состояние крайней нищеты. Казалось бы – где тут помогать, чем? Хорошо помогать от избытка, слыша благодарности. А если нечего отдавать?
Но ведь милосердие – нематериальная категория. И потому, если оно есть, им всегда можно поделится.
Иулиания за свою долгую жизнь хорошо знала, что слова Евангелия «просите и дано будет вам» — исполняются, если просить честно и на доброе дело.
Голод тогда был таков, что люди теряли рассудок, были случаи людоедства. Когда продавать и раздавать стало нечего, Иулиания совершила неслыханный для своего крепостного времени поступок: отпустила на волю всех своих слуг и холопов. Причем несколько слуг отказались от свободы и остались с умирающей барыней.
Чудо-хлеб
Чтобы выжить самой и спасти своих верных слуг, святая Иулиания показала им травы и деревья, у которых можно собирать кору для пропитания. Из лебеды и коры Иулиания пекла хлеб. И нищие говорили, что хлеб с лебедой, который подавала Иулиания, намного вкуснее хлеба, который им подают на других дворах.
Но святая делилась не только едой: во времена страшного морального упадка, которым сопровождаются разные катаклизмы, она, по свидетельству своего сына, оставившего о ней записки, поражала бодростью, ровностью, необычной радостностью, и могла утешить всех, кто приходил к ней. Сама неграмотная, она имела уже дар понимать слово Божие, дающийся чистому сердцу. Святая Иулиания пересказывала всем, кто приходил, на понятном им языке слова Христа, открывая людям смысл евангельской правды. И ей верили.
Из матери своих детей она стала матерью для всех, исполнив своей жизнью волю Божию о всяком человеке, семейном или несемейном, – научиться любить и в каждом видеть Бога.
Последними ее словами перед смертью (1604 г.) было: «Слава Богу за все! В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Уже в 1614 году, когда были обретены мощи святой Иулиании Лазаревской, оказавшиеся нетленными и благоухающие, многие больные получили исцеление. В том же 1614 году Иулианию Лазоревскую канонизировали.
Эта милосердная святая продолжает помогать людям на протяжении пяти веков. Сегодня ее честные останки находятся в Муроме, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы бывшего Благовещенского монастыря. Особенное утешение по молитвам праведницы подается матерям и больным детям.