Православный портал о благотворительности

Многоцветный вертоград

Весеннее обновление нашей исторической рубрики: теперь мы будем время от времени рассказывать о садах и парках Москвы. Многие из них устраивались на благотворительные средства

Первый рассказ – о Яблоневых садах в музее-усадьбе Коломенское.

«И вот, продвигаясь снова и снова в глубь дивного сада…»
(Из жития Андрея Юродивого)

«Панорама сёл Коломенское и Дьяково», акварель неизвестного художника 1797 года (по рисунку Джакомо Кваренги)

Известное с 13 века, основанное, по-видимому, выходцами из Коломны, сельцо Коломенское издревле славилось своими яблоневыми садами. Но регулярное место в окрестном землепользовании и, соответственно, частое упоминание и подробное описание в исторических источниках, сады эти получают с 16 века – когда село, входившее в государеву вотчину, приобрело статус не только путевой резиденции великих князей, но и одного из мест их постоянного проживания. Государевы сады в Коломенском были частью великокняжеской, а потом царской усадьбы, были и частью колхозного плодового хозяйства. У этого старинного яблоневого сада – увлекательное прошлое.

Русские средневековые сады

Вслед за академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым можно увидеть стилистическое соответствие устройства садов художественно-поэтическим идеям эпохи.
Монастырские и частные сады на Руси, как правило, состояли из площадей, усаженных исключительно плодовыми деревьями и кустарниками, или лекарственными растениями. Но разве только утилитарную функцию имели эти сады? Широкий пласт светской (Семеон Полоцкий) и церковной литературы (акафисты, переводные жития, толкования Священного Писания), а так же живописные художественные произведения (иконы, книжные миниатюры, лубочные картинки) убеждают в обратном.

Перед нами традиция не только насаждения, но и эстетического наслаждения видом сада. Но сад не только больше чем польза, он больше, чем красота.

Эта традиция имеет библейский исток. В Песне Песней сад – место встречи жениха и невесты, в религиозном толковании означающее мистический брак Души и Христа, часто представленного в Писании (приточно и прикровенно) виноградарем, садоводом. Богоматерь в акафистах многократно уподобляется дивному саду. А в иконописных изображениях предстаёт в обрамлении растительного орнамента.

«Вертоград заключенный», около 1670 года; иконописный мастер Никита Павловец

Иногда в руках Богоматери на иконе можно увидеть цветок. Эта традиция развивалась параллельно и на Руси, и в Западной Европе. Говорить о прямых заимствованиях можно только в ряде отдельных случаев.

Богоматерь Неувядаемый Цвет, икона второй половины 18 века

Есть и другая русская традиция изображения и толкования сада, имеющая, скорее, ближневосточные параллели. Это изображение священных вещих птиц Сирина, Алконоста, Гамаюна и Феникса, сидящих на ветвях плодовых деревьев. Эта (несколько маргинальная на Руси), традиция видна в лубке, и представляет эстетические искания простого люда, развивающиеся параллельно общей церковной линии.

«Райская птица Сирин», лубок середины 19 века

«Райская птица Алконост», лубок конца 18 – начало 19 века. На свитке: «Праведницы во веки живут и от Господа мзда им и попечение их пред Вышним сего ради приимут».

История Государева сада

Шесть садов располагались в Коломенском и Дьякове. В садах росли тысячи яблонь, сотни груш и дулей, кусты смородины, крыжовника, малины, белой и красной вишни. В Казанском и Старом Большом садах росли восемь кедров, два дерева грецкого ореха и, как украшение, две пихты. Дорога из Коломенского в Дьяково была обсажена красной вишней.

«Изображение Коломенского дворца с запада», гуашь неизвестного художника (1830-е гг.)

Главным источником, на котором основаны практически все сведения о Коломенских садах, является «Перепись дворцовых садов 1701 года», в которой – как пишет знаменитый российский садовод и дендролог, автор бестселлера «Изящное садоводство и художественные сады» (1896 г.) А. Э. Регель, – «до подробностей обозначены все части и весь штат огромного царского садового хозяйства».

Характер царских садов сказывался и в удобной, геометрически правильной планировке, и в ассортименте растений: яблони, груши, сливы, вишни, кусты шиповника, малины, крыжовника и смородины. Шестью садами, обозначенными на сохранившихся старинных планах усадьбы были: Новый сад, «против государева двора». Он был самым большим и имел 300 саженей в длину. Сад «Красный» на государевом дворе по соседству с Новым, был небольшим и отличался разнообразием посадок. Старый большой сад – в нем росли не только плодовые деревья, но и дубы, вязы, кедры. В переписи значилась и одна пихта. Дьяковский сад, у села Дьякова – крестьяне этого села выращивали «слетье» (плоды) на продажу. Казанский сад за Казанской церковью, помимо преобладавших во всех садах яблонь, имел груши и даже два дерева грецкого ореха. Плоды этого сада полностью шли к царскому столу. Вознесенский сад, начинающийся от церкви Вознесения, включал в себя небольшой аптекарский огород.

Одновременно с хозяйственной функцией, сады играли немалую эстетическую роль. Цветущие весной и плодоносящие осенью деревья наиболее полно воплощали представления наших предков о природной красоте, тесно связанные с земным плодородием.Аллеи плодовых садов располагались на холме, хорошо просматривались и использовались для прогулок. На пересечениях аллей имелись декоративные островки, на видных местах ставились беседки. Интересно, что почву под деревьями засеивали злаками. Причем порой русские мастера-садовники составляли живой ковер из оттенков овса, пшеницы, ячменя и проса. Позже, когда столица переместилась в Петербург, слава Коломенских садов была так велика, что императрице Елизавете доставляли ко двору выращенные здесь белые, черные и красные вишни, яблоки, груши и сливы. Из шести садов до наших дней сохранились три сада: Казанский, Дьяковский, и Вознесенский, которые и поныне располагаются на своих исторических местах.

В усадьбах издревле умело использовали природные возможности местности – будь то любой маленький ручеек или овражек, который превращали в запруды и рыбные садки, или окрестные рощи – дубовые, сосновые, березовые, использовавшиеся для прогулок. Трогательная, прозрачная красота березовой рощи уже тогда была оценена в полной мере – в документах 17 века нередки упоминания о «саженных березовых рощах», то есть уголках сада, специально устроенных для удовольствия. Тогда же в садах появляются первые насыпные горки, по обыкновению сопутствовавшие прудам-копаням.

После революции, когда сады были национализированы, а на территории усадьбы создан, по инициативе П.Д.Барановского, архитектурно-краеведческий музей (1923 год), часть садов вырубили, а другая часть вошла в состав хозяйства колхоза, образованного из ближайших сёл.

Старый Вознесенский сад в Коломенском; фото 1930 – 1935 гг.

Коломенский музей-заповедник: яблоневый сад сегодня

В 1997 – 1999 годах, в процессе реставрационных работ, была восстановлена планировка Казанского сада по чертежам 1767 года. Сад этот разбит на квадраты дорожками, в пересечениях которых устроены цветочные клумбы.

Усыпанные мелким гравием, садовые дорожки располагают к неспешному шагу

Яблоневый сад – замечательное место для пленера

Сквозь листву яблоневых дерев проглядывают синие, с золотыми звёздами, купала Казанского храма (17 век), когда-то входившего в состав деревянного царского дворца

Среди яблоневых дерев, как и в старину, на клумбах высаживают цветы. Нынче это белые тюльпаны, в средневековых русской и европейской символических художественных традициях – символ Воскресения. Весна радует посетителей цветением луковичных, в июне здесь буйствуют пионы различных сортов, розы, бегонии

Садовые ворота (19 век), через которые когда-то попадали из дворцовой части усадьбы в садовую

Старые дубы и липы у ограды усадьбы растут ровно на том же месте, где липы и дубы высаживали и в веке 18-м

Просторные поляны вдоль аллей, ведущих вниз к реке, украшены островками декоративных кустарников в спокойных тонах

За садами виден, построенный по проекту итальянского архитектора, первый каменный шатровый храм на Руси – церковь Вознесения Господня

В Вознесенском саду радует глаз изумрудный ковер старинного яблоневого сада и многоцветье восстановленного аптекарского огорода. Множество цветников украшают территорию, отданную под развлечения и променад. Тут такое разнообразие, словно несколько садовников соревновались в своем искусстве. И можно присмотреть для себя неожиданно интересное сочетание.

Через легендарный Голосов овраг, тянущийся от самого берега Москвы-реки почти до нынешнего проспекта Андропова, а когда-то Коломенской дороги, по заботливо устроенным лесенкам и мосткам можно легко перебраться к садам и храму святого Иоанна Предтечи в Дьякове

А это уже Дьяковский сады. Дорожки здесь поуже, местность более неровная, всхолмленная

Адрес: Москва, станция метро «Коломенская», проспект Андропова, музей-заповедник «Коломенское»

Использованы материалы сайтов: archisad.livejournal.com; wikipedia.org; gumer.info; lib-in.narod.ru; forum.arimoya.info; cyrillitsa.ru; virtualrm.spb.ru; gardenhistory.ru; mgomz.ru

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version