Супруг Ольги, Игорь, все время залипал в телефоне, когда она делилась с ним переживаниями из-за друзей и работы – казалось, жену он в этот момент вообще не слушает. Когда не было телефона – вертел что-то в руках, качал ногой или рисовал каракули на листе бумаги.
Важную для супруги информацию Игорь не запоминал – например, так и не смог выучить имена ее подруг и не научился их различать.
Когда его просили найти что-то в шкафу или холодильнике, мог зависать перед раскрытой дверцей и в упор не видеть нужный предмет. Зато был крайне тревожен, особенно в том, что касается опозданий, – из-за этого он раздражался сам и мог накричать на того, по чьей вине случается задержка и нарушается график. Любая попытка «серьезно поговорить» также вызывала бурю эмоций.
Раз за разом попадая в конфликтные ситуации, Ольга все больше злилась: ей казалось, что муж ее не любит и не интересуется ее жизнью. А потом поняла, что все наоборот: просто у мужа СДВГ, и семье нужно немного адаптироваться к его особенностям. Помог опыт психолога и наблюдения за детьми с аналогичным диагнозом – оказалось, что у них и взрослого мужчины много общего, а специальные техники помогают адаптироваться к СДВГ в любом возрасте.
Что такое СДВГ
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – это неврологическое поведенческое расстройство, которое начинается в детском возрасте. Таким детям трудно долго концентрировать внимание, они часто гиперактивны и импульсивны. Раньше считалось, что к подростковому возрасту симптомы СДВГ сглаживаются или проходят, однако сейчас доказано, что некоторые проблемы могут сохраняться и у взрослых.
Взрослым с СДВГ трудно следовать указаниям, запоминать информацию и вовремя выполнять работу. Часто эти свойства личности провоцируют конфликты с окружающими, осложняют рабочие и личные отношения. Однако при грамотной диагностике и своевременной помощи взрослые с СДВГ способны жить со своими особенностям.
Мы записали рассказ психолога Ольги Нестеркиной от первого лица.
Он меня игнорирует. Наверное, не любит?
Мы с Игорем познакомились больше трех лет назад, женаты больше двух лет. После свадьбы мы могли часто ругаться из-за мелочей, и его реакция была достаточно бурная.
Вот пример такой типичной ссоры. Мы договорились, что муж подбросит меня на машине до одной из ближайших станций метро, а дальше я поеду на встречу с подругами. Он спросил: до какого метро тебя подвезти? А я в тот момент думала о своем и ответила на автомате: да все равно. И он тут же взорвался, мол, ты что, не можешь сама решить, куда тебя везти?! Это сейчас я понимаю, что он просто был не готов думать и решать за меня. А тогда я, конечно, этого не знала и взорвалась в ответ. В общем, случилась обычная ссора двух усталых людей, погавкались, в машине ехали молчаливые и злые.
Пока я была с подругами, мы оба успокоились. Я подумала, что пора обсудить, что вообще произошло, чтобы не повторять таких ситуаций в будущем. Дома я начинаю серьезный разговор, говорю мужу о своих чувствах, спрашиваю, что чувствует он, почему он так бурно среагировал. Смотрю – а он во время моего монолога сидит, уткнувшись в телефон, и листает объявления на «Авито».
Конечно, я решила, что он вообще меня не слушает и игнорирует мои чувства! Обиделась, разозлилась, и мы снова поругались.
Симптомы СДВГ у взрослого
– Неспособность сосредоточиться на деталях, ошибки невнимательности;
– неспособность удерживать внимание длительное время;
– часто складывается впечатление, что не слушает обращенную речь;
– неспособность следовать инструкциям, алгоритмам, например выполнять условия задания;
– сопротивление вовлечению в процесс выполнения заданий, избегание или активное сопротивление;
– частые утраты вещей, особенно тех, что необходимы для выполнения заданий;
– легкая отвлекаемость на посторонние раздражители или мысли («витание» в своих мыслях);
– повседневная забывчивость (поручения, обязанности по дому, опоздания).
Если вы наблюдаете у себя или своего близкого не менее пяти из перечисленных симптомов на протяжении как минимум шести месяцев – это повод проконсультироваться со специалистом.
А еще Игорь не мог запомнить, как зовут моих подруг. Приходилось придумывать им длинные имена на манер индийских: «это однокурсница, которая живет в Екатеринбурге и приезжала в Москву на Новый год», и каждый раз по новой все это ему объяснять. Я сильно обижалась и раздражалась: неужели нельзя запомнить? Сделай себе стикеры, в конце концов! Мне казалось, что, раз он не может напрячься и запомнить такие важные для меня вещи, значит, наверное, недостаточно меня любит.
А когда я предлагала поговорить о его забывчивости, он обязательно что-то вертел в руках: то звенел ключами, то играл с телефоном, то рисовал на листочке. И я снова злилась: что ты крутишь и звенишь? Я же с тобой разговариваю! Тут уже он злился и возражал, что слушает меня. После таких эпизодов мы часто ругались, потому что оба не понимали и не анализировали причины его поступков.
Занималась на работе с ребенком и вспомнила мужа
Моя вторая профессия – психолог. Я 15 лет трудилась маркетологом, а потом переучилась: закончила Московский государственный психолого-педагогический университет, работала сначала в детском саду, потом в специализированной школе для детей с особенностями развития, в том числе с СДВГ.
И вот представьте, занимаюсь с семилетним мальчиком, который не может сосредоточиться дольше 10 минут, всегда отвлекается и считает ворон за окном. И думаю: что-то мне это напоминает! Ведь у меня дома точно такой же муж, который после 15 минут серьезного разговора уже залипает в телефоне.
Стала анализировать, что Игорь рассказывал про детство: первые 15 минут слушал учителя, а в конце урока уже не мог сконцентрироваться на словах. А домашние задания делал, потому что рядом сидела мама и не давала отвлекаться.
Да и сейчас, в работе менеджера по продажам, мужу тяжело даются сложные задачи без динамики. Он очень устает, когда готовит счета к крупным заказам: ищет, добавляет и проверяет множество мелких артикулов. Вспомнив эти моменты, поняла, что его поведение похоже на СДВГ.
А еще я, наконец, выяснила, почему муж все время вертит в руках ключи или сидит в телефоне во время сложных разговоров. Это гиперкомпенсация – способ преодолеть психологическую проблему, в данном случае – улучшить концентрацию внимания. В детстве Игорь, чтобы сосредоточиться на уроке, рисовал на полях или качал ногой, даже не осознавая этого. Когда вырос так же бессознательно стал вертеть предметы в руках.
Мы даже с ним как-то провели эксперимент: он пошел на рабочее совещание, где специально останавливал себя, чтобы не качать ногой и не рисовать на бумаге. Потом поделился со мной результатами – действительно не смог сконцентрироваться на общении с коллегами.
Другая его гиперкомпенсация – желание никогда и никуда не опаздывать: он всегда заводит много будильников, выходит заранее и тревожится из-за задержки других людей. Это свойственно людям с СДВГ, которых в детстве ругали за постоянные опоздания.
Мне стало легче
Когда проанализировала истории из детства Игоря и его нынешнее поведение, поняла, что он просто физически не может быть другим, у него так устроен мозг. Если у человека нет ноги, мы же не ждем, что он побежит за автобусом? Так и с СДВГ. И я перестала эмоционально реагировать на поступки мужа и стала по другому их оценивать.
Мы не можем исправить мозг, но можем скорректировать некоторые ситуации. Например, теперь наши серьезные разговоры проходят во время прогулок и длятся не более 30 минут. На улице много динамики – природа, люди, все это помогает мужу отвлечься и вместе с тем сосредоточиться на общении.
Таким людям, как мой муж, не подходит пассивный пляжный отдых: они быстро заскучают и будут грустить. Теперь, когда мы планируем отпуск, выбираем места, где можно получить новые впечатления.
У людей с СДВГ ярче, чем у других, выражены биоритмы. Утром и днем они активны, а под вечер сильно устают, потому что испытывают большое напряжение. Я посоветовала мужу сменить формат работы на гибрид, теперь он активно общается с клиентами в первой половине дня и больше отдыхает во второй. Из-за высокого напряжения Игорь быстро устает от общения с друзьями. Так что теперь мы дозируем походы в гости. После такого мужу нужно восстанавливаться несколько дней, иначе он может ответить довольно резко. Помните, как он отреагировал на историю с выбором станции метро? Теперь-то я понимаю, что он тогда взорвался из-за перенапряжения и усталости.
Иллюстрации Екатерины ВАТЕЛЬ