Православный портал о благотворительности

Митрополит Филипп не побоялся сказать правду сильным мира сего

Не часто в русской истории архиереи обличали царей. Митрополит Филипп из таких – обличал Ивана Грозного в убийстве неповинных, за правду был судим по клеветническому обвинению и погиб от руки тайно посланного убийцы. Память 16 июля (и 9 января)

Последние минуты митрополита Филиппа. А.Н. Новоскольцев, 1889, Русский музей

Побег из дома

Из Москвы будущий святитель Филипп бежал еще в молодости. Сам из знатного рода Колычевых, он не хотел участвовать в боярских разборках при царе-подростке, будущем Иване Грозном. Да и не имел склонности к придворной жизни, любил больше посидеть с книжкой, не только божественной, но и из фортификационной науки, и инженерной, и исторической, и земледельческой.

Все это пригодилось ему позже, на Соловках, где он выстроит современнейшую для своего времени ирригационную систему, а в теплицах будут выращивать дыни.

Из богатого дома Федор Колычев бежал без денег и тайно, а по дороге нанимался пасти крестьянское стадо, получая свой хлеб. Он хотел стать монахом. Добравшись до Соловков, Федор Колычев принял иноческий постриг с именем Филипп.

На Соловках

Федор Колычев покидает родительский дом. Клеймо иконы «Святитель Филипп митрополит Московский в житии». Конец XVII века. Музей-заповедник «Коломенское». Справа – Федор у стен Соловецкого монастыря
Федор Колычев покидает родительский дом. Клеймо иконы «Святитель Филипп митрополит Московский в житии». Конец XVII века. Музей-заповедник «Коломенское». Справа – Федор у стен Соловецкого монастыря. Фото: wikipedia

В крайне суровых условиях севера, много и тяжело работая на хозяйственных послушаниях, Филипп старался для молитвы удаляться в пустынь. Там, по монастырскому поверью, Филиппу явился окровавленный Христос, предрекая дальнейшую судьбу и мученичество.

Братья неоднократно пытались выбрать Филиппа игуменом, а тот неоднократно отказывался. Но в 1546 году он принимает игуменство и управляет монастырем 20 лет.

Тяга к уединению и молитве у игумена Филиппа сочеталась с редкими административными способностями, а две традиции русской Церкви – нестяжателя Нила Сорского и запасливого Иосифа Волоцкого в его жизни соединялись без конфликта.

При игумене Филиппе выросли земельные владения обители, богатые жертвователи, в том числе и сам царь Иван IV, сами одаривали монастырь вкладами. На полученные средства игумен начал масштабное строительство.

При нем на Соловках поднялся каменный Успенский храм, трапезная палата, Спасо-Преображенский собор, множество хозяйственных построек, возникла сеть каналов и появились несколько технических приспособлений, облегчавших тяжкий труд иноков.

На Большом Заяцком острове появилась превосходная гавань с гостиницей. Пополнились монастырская библиотека и ризница. Вместе с тем, строгий устав, разработанный Филиппом, не поощрял стяжательства. Молитвенная жизнь обители давала добрый образец другим монастырям Беломорья.

От судьбы не уйдешь

Икона митрополита Филиппа. Слева – работы Симона Ушакова, 1653 год. Справа – святитель Филипп митрополит Московский в житии, икона XVII века. Фото: wikipedia, obraz.org

Про игумена Соловецкого помнил Иван Грозный, с детства лично знавший святителя. Он вызывает Филиппа в Москву и предлагает стать митрополитом русской Церкви.

Иван Грозный, хорошо разбиравшийся в людях, искал в лице Церкви союзника и знал, что будущий свт. Филипп не интриган и не предаст.

Царь надеялся на личную преданность свт. Филиппа, известного ему как человека скорее мягкого и совершенно не амбициозного.

Свт. Филипп ставит Грозному условие – право обращаться к царю с просьбами о помиловании.

Это право было у Церкви раньше, но Иван Грозный его отменил.

Царь выдвинул свое условие – митрополит не должен вмешиваться в дела опричнины. В 1566 году этому нововведению было всего два года и известных кровавых дел за ним еще не числилось. Свт. Филипп согласился.

С укреплением опричных порядков монарх все реже прислушивался к голосу Церкви. Архиереев, пытавшихся заступиться за «изменников», он самих подозревал в предательстве. А свое обещание позволить митрополиту вступаться за опальных царь впоследствии нарушил.

Но еще какое-то время отношения главы Церкви и главы государства остаются добрыми. Так, в одном из посланий к братии Соловецкого монастыря, митрополит, отправляя из Москвы милостыню, просил молиться за государя и его семью. Послание оканчивалось словами, в которых ясно виден душевный стержень святителя: «А я вас благословляю и много челом бью… Бога ради, живите любовно».

Отказ в благословении

Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Я.П. Турлыгин, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля 

В 1567 году, расследуя дело конюшего И.П. Федорова, одного из первых лиц в государстве, царь применил массовые казни. Репрессиям подверглось множество людей невинных – вельмож, их слуг, членов семей, крестьян. Московская Русь такой крови не знала, жестокий террор не был ее политической традицией.

Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «…я начал просить государя, чтобы он отступил от такого неугодного начинания. И напомнил ему Евангельское слово: «Если царство разделится само в себе – погибнет», – пишет митрополит.

Не добившись своего, митрополит обличает опричников прилюдно: «Мы приносим жертву Господу чистую и бескровную за спасение людей, а за алтарем неповинно кровь льется христианская и люди напрасно умирают!»

Он публично в храме отказывает царю в благословении, призывая Ивана Васильевича прежде простить «согрешающих» ему.

Оклеветан и убит

«Митрополит Филипп (1507–1569) и Малюта Скуратов». Н.В. Неврев, 1898

Царь не ожидал от митрополита Филиппа столь твердого и публичного противостояния. Прилюдное осуждение невинных убийств, призыв к милосердию вызвали ярость. Царь отдает приказ схватить митрополита и отдать главу русской Церкви под суд.

Архиерейские одежды были сорваны с митрополита Филиппа прямо в храме, во время богослужения, и заменены на рваную рясу.

Некоторые иерархи противились суду, а когда под давлением царя первоиерарха русской Церкви митрополита Филиппа на основе клеветнических показаний все-таки признали виновным в «порочной жизни», они не позволили его сжечь, как было положено по канонам за такое преступление. Смертная казнь была заменена ссылкой в Тверской Отроч монастырь.

Но месть Ивана Грозного, не сумевшего добиться прилюдной казни для Филиппа, не замедлила. В монастырь тайно приехал опричник Малюта Скуратов-Бельский, личный убийца Ивана Грозного, и умертвил святителя.

Покаяние царя

Мученика-митрополита сразу после его кончины народ почитал святым. В 1590 году мощи святителя Филиппа были перенесены из Тверского Отроч монастыря в Соловецкий, уже тогда было засвидетельствовано множество исцелений. А в 1652 году, приказом патриарха Никона и с большими торжествами, мощи прославленного Церковью митрополита Филиппа перенесли в Успенский собор Московского кремля.

Царь Алексей Михайлович зачитал свою царскую грамоту, где каялся за родственника своего, царя Ивана Грозного, перед невинно пострадавшим митрополитом и испрашивал для него прощения и отпущения грехов. Себе же просил благословения на годы царствия и разной помощи.

Сегодня мощи святителя Филиппа пребывают в раке у южного входа в Успенский храм Кремля, перед самым иконостасом.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version