21 мая в Новодевичьем монастыре открылась выставка «Апостолы нового времени», посвященная миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. На выставке побывал корреспондент «Милосердия.ру».
Мимо основных экспонатов выставки пройти невозможно – епископские облачения из оленьей замши и меха выдры и митра из мамонтовой кости выставлены прямо напротив входа. Бежево-коричневые облачения были изготовлены членами Камчатского православного братства в начале XX века. Из меха и замши выполнены даже крест и панагия и цепочки, на которых они висят. Подол подризника украшен яркой этнической вышивкой шелком. Митра, полностью выполненная из бивня мамонта, принадлежала Нестору, епископу Камчатскому и Петропавловскому (автору известной книги «Моя Камчатка. Записки православного миссионера»). Она была изготовлена корякским мастером накануне революции. Тут же – рукописное Евангелие от Матфея на русском и остякском языках (современное название остяков — ханты) в переводе протоиерея Иоанна Вергунова из города Березова и иерея Федора Карпова, датированное 1819 годом. Печатное Евангелие на чувашском языке было издано годом позже. Над этим переводом трудились священнослужители Казанской епархии.
Также на выставке представлены иконы, написанные во время миссионерских походов, карты, описание маршрутов и этнографические записи, образцы деловой переписки и предметы обихода местных жителей. Так, можно в подробностях рассмотреть одежду тунгусского шамана, сшитую из оленьих шкур. Сапоги шамана похожи на лапы медведя – к ним сверху пришиты железные когти.
В соседнем зале выставлены облачения священников, сшитые из китайских шелков. Эти одежды украшены вышивками с изображениями типичных для Китая журавлей, хризантем и даже драконов. На фотографии Токио начала прошлого века из альбома Андроника (Никольского), епископа Киотского, помощника начальника духовной миссии в Японии, на горизонте вырисовывается силуэт кафедрального Вознесенского собора.
Здесь же представлены Абалакская икона Знамения Божией Матери и рукопись XVIII века, рассказывающая о явлении и чудесах этого образа. А также замечательный документ – «Челобитная ясашного (т.е. обязанного платить в казну ясак — натуральную подать, которой облагались нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом) остяка Мандырмасовой волости Янгуса Мандырмасова царю Алексею Михайловичу», в которой остяк просит о своем крещении вместе с женой в связи с невозможностью уплаты ясака по причине болезни и дряхлости. Челобитная написана в Томске в 60-е годы XVII века.
На выставке можно видеть и предметы быта самих миссионеров – огниво, приспособление для зажигания огня из оленьего рога, а также «снеговые очки» для путешествий по тундре, которые представляют собой жестяную пластину с двумя тонкими длинными прорезями. Она крепилась к голове на кожаных завязках.
Экспозиция в Новодевичьем монастыре продлится до 15 января 2005 года.
Анна ПАЛЬЧЕВА