10 апреля в Культурном Центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги протодиакона А. Кураева «Перестройка в церковь. Эскиз семинарского учебника по миссиологии». Профессор МДА, преподаватель ПСТГУ протодиакон Андрей Кураев (признан в РФ иноагентом), говорил о прошлом, настоящем и будущем христианской миссии. Автор считает, что миссия в Церкви никогда серьезно не изучалась. О.Андрей придает важность молитве в деле проповеди христианства: сегодня нужно освятить жизнь людей, как это сделала древняя Церковь.
«Молитва алтайского миссионера» (Молитва еп. Владимира (Петрова), ученика святого Макария Глухарева): |
Господи, Господи! Положивый душу Твою за спасение всех человек! Яко Господин жатвы Твоея, изведи многих делателей на жатву Твою! Изведенным же даждь дух молитвы, дух любви Твоея, изведи многих делателей на жатву Твою! Изведенным же даждь дух молитвы, дух любви Твоея, дух смирения, терпения и разума. Даждь им благовествовати силою многою во исполнение Евангелия Твоего. Да укрепится и возрастет желание возжелавших вспомоществовати нам делами любви благотворящей, да умножатся подоб¬ные пособники наши. Благодеющим нам воздаждь Твоими благословениями: живым подаждь здравие и благоденствие, усопших со святыми Твоими в вечных селениях упокой. Ненавидящих и обидящих нас прости, Владыко Человеколюбче, просвети их сердца, вразуми их умы. Всем же нам, Кровию Твоею искупленным, ведущим и еще не ведущим Тя, даруй свет разума святаго Евангелия Твоего. Ускори призвати и соединити всех во едино стадо Твое здесь на земле и пребыти с Тобою во веки неразлучны во свете Отца Твоего и Бога нашего, Емуже с Тобою и Святым Духом слава и держава во веки. Аминь.
Миссионерское беспамятство
Книга и на самом деле построена как учебник: в ней систематически излагаются взгляды автора на историю и богословие миссии, о том как «апостолы понимали свое призвание, каким было миссионерство в их времена, каким оно стало в эпоху мучеников и апологетов, почему возник ислам в пространстве византийской миссии, как константинопольский патриарх Фотий относился к славянской миссии Кирилла и Мефодия, какие проблемы подстерегали последних в Моравии, наконец, какова история миссионерства на Руси и что значит быть миссионером в современной России». Автор считает, что миссия никогда серьезно не изучалась: «Это видно хотя бы из того, что в памяти Церкви не осталось даже числа и имен апостолов, которые были призваны в Пятидесятницу». В чем причина отсутствия интереса христианской Церкви к миссии, несмотря на то, что Она, Церковь, называется «Апостольской»?
Есть факт – сотни народов приняли христианство. Народы есть, а миссионеров мы не знаем – отметил отец Андрей. – Как же шла миссия? Вот житие святого миссионера Григория Чудотворца, которое записал святой Григорий Нисский. Когда он пришел в свой город, там было 18 христиан, когда он умер, там осталось только 18 язычников. «Один святой интеллектуал пишет житие другого святого интеллектуала. Можно ожидать, что мы сейчас узнаем, какие проповеди, какие удивительные ходы мысли были рождены этим великим умом», – говорит о. Андрей, «но ничего подобного: в житии ни одной проповеди, ни одного аргумента против противников, только рассказ о чудесах. Но чуду нельзя научить». «Конечно, есть случаи чудесного призвания миссионеров Господом, – продолжает о. Андрей, – но это не значит, что мы должны отказаться от труда по их подготовки, а этот труд нам приходится начинать почти с нуля».
«О Боже!»
По словам о.Андрея, за все время его миссионерской деятельности он нашел лишь одно миссиологическое предание Церкви. В житии апостола Марка сказано, что когда он пришел в Александрию и у него порвался ремешок сандалии, он отдал его мастеру и когда тот, делая шилом дырку в кожаном ремешке, случайно проткнул себе палец, закричал: «Бог!» (по-гречески «θεοσ»), тот воскликнул: «Что!? Как ты сказал? «Бог»? С неопределенным артиклем, без имени, в именительном падеже, единственного числа!? Что ты знаешь об этом Боге?». Так завязалась беседа. В итоге этот человек принял христианство и стал первым патриархом Александрии.
Этот прием используется у христианских апологетов, которым известно, что в случае крайней нужды любой человек использует имена не Астарты или Кришны, а кричит «о Боже», то есть память о едином Боге хранит сознание каждого человека.
О. Андрей говорит, что этот прием можно использовать и сегодня. Например, если в интернете или на футбольном стадионе кто-то помянет имя Божие, то можно также сказать: «Что!? Как ты сказал? «Бог»? Что ты знаешь об этом Боге?».
Если о церковной миссии мы знаем немного, то о поражениях миссионеров – а точнее, о поражениях Церкви в связи с недостаточным интересом к миссионерским формам деятельности – увы, гораздо больше. У византийской христианской миссии это арабы. Они были талантливым народом в религиозном смысле и веками жили рядом с четырьмя патриархатами, но не приняли христианства. Палачи Византийской империи могли бы стать ее детьми. Почему же никто не позаботился о том, что бы послать туда миссионеров?
Другой пример – Российская империя, которая, по сути, покончила жизнь самоубийством, не позаботившись в начале 20 в. о молодежи, и та ушла из Церкви в революцию.
Молитва – помощница миссионера
«Мы должны приводить людей в реальную Церковь, а не в церковь своей мечты. Не надо поощрять реформаторский зуд» – отметил о.Андрей, но сам же и предложил желаемые перемены.
По словам о. Андрея, ему помогает миссионерствовать молитва. Поэтому ему кажется правильным, если бы в богослужении появилась молитва о миссионерах и о детях, об их воспитании в благочестии и чистоте. «Господь дал заповедь «молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф.9:38), и Церковь должна молиться: «Господи пошли проповедников!», но она несколько раз в день молится о плавающих и путешествующих, о чиновниках, но не об этом. Иногда наша консервативность убивает», – сказал он.
О.Андрей вообще отмечает особенную важность молитвы в деле проповеди христианства. Он уверен, что сегодня нужно освятить жизнь современных людей, как это было уже в древности: «Церковь когда-то освящала жизнь христианина. Горожанин смеется, когда открывает требник и читает: «Молитва на освящение кладезя, егда упадет в него крот». Но сегодня должен появиться «Чин, певаемый перед вхождением в интернет», «Чин на первого пациента», «Чин на первый урок», «Благодарственный чин за первую опубликованную статью», «за первый судебный процесс». То есть современные профессии горожан должны воцерковляться».
Не Бог, но интеллигенция
Анализируя недостатки опыта православной миссии о.Андрей пришел к выводу, что их причина – уверенность Церкви, что Господь «и так все сделает», Сам приведет людей в свою Церковь без нашего труда, наша «мистическая сытость» и успокоенность. При том, что в России огромное поле для миссии, и для того, чтобы стать миссионером в классическом смысле, ехать никуда не надо: в Россию приехали гастарбайтеры из всех народов мира. Но так как миссионеров мало, то нужно не распылять усилия Церкви, подобно тому, как человек, у которого мало зерна после голодной зимы, будет не разбрасывать его, а для каждого зернышка сделает отдельную лунку. Поэтому, уверен отец Андрей – основной аудиторией сегодня должна стать интеллигенция – люди публичных профессий, учителя и т.д., и они дальше сами понесут проповедь христианства.
Александр Филиппов, студент ПСТГУ