Миссия: рецепты и ошибки

Продолжаем публиковать ответы православных миссионеров разных «школ» и направлений о том, как организовать миссию, предпочитать ли массовые или индивидуальные акции, как измерить успех миссионерского мероприятия и какие ошибки подстерегают миссионера

Читайте предыдущие ответы: игумен Феогност (Пушков), игумен Сергий (Рыбко), священник Андрей Близнюк, Юрий Белановский
Иеромонах Агафангел (Белых)

Миссия не должна мешать молитве

Иерей Даниил Сысоев, настоятель храма св.ап.Фомы на Кантемировской, руководитель курсов уличных миссионеров:
– Нужны и массовая и личная проповедь, их нужно сочетать, это апостольская традиция. Массовые акции помогают привлечь внимание многих людей к Церкви, а также помогают общаться с теми людьми, для которых важно мнение коллектива. Но сегодня много замкнутых людей, и с ними нужно говорить лично. Так же поступали и апостолы, например апостол Павел проповедовал афинянам, и потом беседовал с Дионисием Ареопагитом или с Фамарью.

Успех миссионерской деятельности оценивается по плодам, то есть по тому, сколько людей крестилось и пришло потом в Церковь, а также были ли созданы Церковные общины. Важно также не оставить человека одного, после того как он поверил проповеди и крестился.

Я считаю, что вступление в церковную жизнь должно проходить через три этапа. Первое – миссия, второе – катехизация перед крещением, которая по канонам должна проходить сорок дней, третье – воцерковление – это катехизация после крещения, это тайноводственные беседы, участие в таинствах.


Думаю, в каждом храме надо старься проводить катехизаторские и библейские беседы. Такие беседы уже проходят у нас в храме, у отца Димитрия Смирнова, у отца Аркадия Шатова. Это единичные случаи, массового распространения они еще не приняли. Если будет поддержка церковной власти, то они станут массовыми.

Содержанием проповеди должно быть Евангелие. То есть, это должна быть проповедь именно о Боге, а не о нравственности, экологии или еще чем-то другом. И не надо стесняться говорить правду – говорить, что Истина только одна, и это православное христианство, что Бог один, что тем, кто поверит в Него, Он даст войти в Царство Небесное, а тем, кто не поверит, уготована вечная смерть. Я спрашивал многих людей они говорят что им не интересна проповедь о нравственности, а интересна о Христе, к тому же нравственность без Христа – почитайте моралистику Толстого – это невероятно скучно!

Примеров успешной миссии много. Когда я, еще будучи мирянином, начинал проповедовать, то просто выходил в парк и читал евангелие вслух. Когда собирался народ, то я начинал рассказывать о Христе. Это имело успех. После уличных проповедей крестится много людей (хотя я стараюсь не выходить на проповедь перед слишком большой аудиторией). И я не приглашаю очень знаменитых людей, чтобы быть честным перед тем, кому мы проповедуем Христа. Обычно проповедуют простые люди из нашего храма, с которыми желающие потом могут поговорить, задать вопросы. Мне еще не удавалось сделать так, что после моей проповеди создалась община, но работа в этой области ведется, например, в Институте Дружбы народов, и еще в двух вузах, о которых пока не хочу говорить.

По моему опыту я понял, что лучше проповедовать человеку в священном сане. Не могу сказать о епископской проведи, но проповедь священника и дьякона отличается от проповеди мирянина. Во-первых, им помогает благодать священства: это воля Божья, чтобы иерархия проповедовала Евангелие. Во-вторых, человека в рясе больше уважают. Но и проповедь мирян нужна, потому что человека в рясе побаиваются и к священнику после проповеди могут не подойти, чтобы его спросить, а мирянин как бы свой, и с ним легче о чем-то поговорить.

Для того, чтобы организовать массовую проповедь, надо, прежде всего, определиться с аудиторией, к кому ты идешь. Допустим, это молодежь. Дальше нужно понять: ты идешь к ней или зовешь ее к себе? В том и другом случае есть плюсы и минусы. Если ты идешь к молодежи, например, на рок-концерт, или просто в парк, то проповедь имеют возможность услышать большее количество народа.

Прежде чем собирать большую аудиторию, нужно подумать о том, куда ее потом можно привести: в какой храм, где будут люди готовые принять тех, кто придет. Чтобы людей направить не «вообще в храм», а в какой-то конкретный, или в молодежное движение, в конкретное время. Если мероприятие проводится на стадионе, то можно установить стойки с надписями «жители какого-то района приходите туда-то», или поставить координаторов, которые ответят на вопросы.

Но это единичная акция. Если ты созовешь людей к себе, то придет меньше людей, они будут более подготовлены и с ними можно будет вести постоянные беседы. Для бесед можно выбрать библейские темы или те, которые интересуют всех, например, любовь, смерть. Молодежь также думает о смерти, посмотрите на готов или эмо.

К проповеди и надо и не надо готовится. Во-первых, что бы проповедовать веру, человек сам должен верить. Но он также должен пройти катехизаторские курсы, для того, чтобы точно знать учение Церкви, смочь объяснить что-то, пояснить непонятное, ответить на вопросы. С другой стороны, не нужно готовиться, перед проповедью нужно только молиться и, выйдя, говорить так, как Бог на душу положит.

Ошибки миссионера, во-первых, это надеяться на себя, а не помощь Божью. Во-вторых, считать, что если люди пришли его послушать и не разбежались, то это уже успех.


Человека в рясе уважают

Цель проповеди – ввести в Церковь для участия в Литургии. Для того чтобы проповедовать Христа, миссионеру необходимо иметь Христову силу. Божественная сила Литургии может сделать гораздо больше слова самого искусного миссионера, достаточно вспомнить пример посланников князя Владимира, которые войдя в Константинопольский храм говорили что они не знал где были на небе или на земле, были обращены в православие красотой литургии, и в результате этого крестилась Русь.

Кроме того Литургия имеет значение для некрещеных: в ней есть специальная часть – Литургия оглашенных, где произносятся о них молитвы. Сегодня необходимо повсеместно восстановить институт оглашенных об этом говорил и приснопамятный Патриарх Алексий и Патриарх Кирилл, это проблема номер один.

Главное значение Литургия имеет для личной жизни миссионера–христианина. Одно из главных испытаний для миссионера то, что он слишком увлекается словом, забывая о молитве. В результате слово его выдыхается, молитва ослабевает и он отходит от христианства. Поэтому необходимо черпать силы в Евхаристии; я убежден что миссионеру нужно причащаться как можно чаще.

Промоутеры – миссионеры и «миссионируемые»

Вадим Булатов, редактор Православной молодежной газеты «Покров» (изд. Екатеринбургской епархии):
— Я, наверное, опишу идеальную массовую акцию, которая была технологичной (то есть она может воспроизводиться везде и особых талантов для ее осуществления не нужно).

На ежегодный пасхальный праздник в ДК Химмаш довольно изолированного района Екатеринбурга с населением 35000 человек собирали обычно 150-200 человек, в основном прихожан. В 2004 году мы решили применить систему тотального оповещения. В каждый почтовый ящик было положено приглашение и пасхальная епархиальная газета. За два дня совершались телефонные звонки во все квартиры микрорайона и люди лично с семьями приглашались на праздник.

Нужны были промоутеры — те, кто должен встретить пришедших на акцию, ответить на вопросы, показать, где что. Сначала мы привлекли приходскую молодежь, но ее было мало. Тогда дали объявление в местном колледже за деньги, пришли люди, и им, в качестве обучения, была прочитана 8-ми часовая лекция с элементами тренинга. Потом они спокойно объясняли людям основы Православия, отвечали на вопросы. Из 12 обучавшихся 9 пришло в храм и ходили где-то раз в месяц регулярно.


Кто-то должен встретить пришедших на акцию, ответить на вопросы, показать, где что. Сначала мы привлекли приходскую молодежь, затем дали объявление в местном колледже. Количество постоянных прихожан в храме выросло и удержалось на приходе, уже больше на личном общении

На праздник пришло около 3000 человек. Там была проповедь священника, составленная заранее. Концерт и продажа православной литературы и товара. Всем раздавались листовки. По деньгам храм сделал еще одну пасхальную выручку и перекрыл затраты в 10 раз. Количество постоянных прихожан в храме выросло на 50-60 человек. В основном они удержались на приходе, уже больше на личном общении. Если бы мы сделали систему катехизации (сейчас мы сделали ее в нашем городе), людей было бы больше.

Я думаю, такие акции должны совершаться в каждом большом городе еженедельно.

Подготовили Юлия ДАНИЛОВА, Александр ФИЛИППОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?