Миссионеры в «черной» зоне

На Новый год пропал воспитанник. Начали проводить дознание, в первую очередь подозревали тех, кто работает в котельной. Мол, вы его убили и сожгли. Всех посадили в карцер. В конце концов, один не выдержал и написал чистосердечное признание, что это сделал он. А через неделю пропавший нашелся – он все это время провел в кабинете директора школы, питаясь новогодними подарками – благо были каникулы, и в кабинет никто не заглядывал…

В Московской Духовной Академии уже почти 10 лет действует отдел тюремного служения, который возглавляет иеромонах Никодим (Шматько). Студенты, несущие послушание в этом отделе, регулярно посещают местный Сергиево-Посадский СИЗО, где проводят беседы с несовершеннолетними заключенными, отвечают на письма, которые в большом количестве приходят в Троице-Сергиеву Лавру из мест заключения, участвуют в миссионерских поездках по тюрьмам и исправительным учреждениям.
Одна из таких поездок состоялась в летом 2006 года. Миссионерская группа в составе преподавателя МДАиС, руководителя миссионерского отдела иеромонаха Пантелеимона (Бердникова), методиста Учебно-методического кабинета отдела Тюремного служения МДАиС иеромонаха Никодима (Шматько), студента 3 класса МДС Петра Каминского и 1 класса – Сергея Грезина, посетила одну из воспитательных колоний для несовершеннолетних на севере России. О своих наблюдениях и трудностях, с которыми столкнулись миссионеры, рассказывает Петр Каминский:


В колонии встретили нас хорошо, потому что приезжаем сюда уже не в первый раз. Нас уже ждал о.Николай, который окормляет колонию с декабря 2005 года. Он приезжает сюда каждую неделю, привел в порядок молельную комнату, которую оформили еще в бытность существования здесь взрослой мужской колонии, много икон в ней написано самими заключенными. Сопровождение о.Николая было очень кстати: он объяснял нам местные обычаи, порядки на этой зоне, какие могут случиться недоразумения. Передача такого опыта крайне важна и необходима.

Условия проживания в ВК тяжелые. По рассказам о.Николая, зимой, когда на 3 дня выключали отопление (прорвало трубу), на стенах в жилых комнатах был снег – температура на улице достигала 30 градусов мороза.
Нам приходилось обедать в общей столовой, на обед давали жареную картошку. Есть это было практически невозможно – картофель явно был переморожен и попорчен.

По словам самих заключенных, режим в колонии «черный», то есть управление и поддержка порядка осуществляется администрацией через протеже воровских авторитетов – «смотрящего». Сейчас предпринимаются попытки сделать зону «красной», то есть наладить воспитательный процесс, минуя криминальные звенья. Подобный слом в соседней колонии закончился трагедией – была захвачена в заложники и убита медсестра. Сейчас ту зону расформировали по разным другим колониям.

Сотрудники (бухгалтерия, охрана) сначала отнеслись к встрече с нами немного сдержано. В силу специфики своей профессии многие относятся пессимистически к возможности исправления подростков в местах лишения свободы, что откладывает отпечаток и на отношение к приезду миссионеров. Впрочем, впоследствии отношения потеплели. Мы это почувствовали, когда у нас попросили совета, пускать ли на территорию колонии группу баптистов, которые приехали с концертом. Мы отказали, чтобы не создавать конфликтной ситуации, попутно рассказав немного о природе данной секты, а заодно и кришнаитов, которые также приезжают сюда дважды в месяц (парадокс, но эта секта имеет в России государственную регистрацию, поэтому ее пускают в зоны как общественную организацию. По словам воспитанников, руководитель местной ячейки сам недавно освободился, и имеет отношение к движению «Калина красная», которое, якобы, и спонсирует подобные приезды).

Запомнилась нам встреча со штатными психологами колонии – своеобразный обмен опытом. Мы показали альбом о деятельности Тюремного отдела, с их стороны был довольно обстоятельный рассказ о психологической ситуации в колонии и методах, которые они используют в своей работе. Большинство заключенных здесь подростков совершили либо грабеж и разбой, либо воровство. Часть имеет довольно большие сроки – до 10 лет, так как совершили преступление по статье «Нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смертельных исход», то есть забили человека насмерть. Практически все подростки посещают психолога, даже «смотрящий зоны». В работе используют методы «песочной» и арт-терапии, в которых выявляется картина внутреннего психологического состояния подростка. На завершающем этапе терапевтического сеанса психологи стараются выровнять эмоциональное состояние. В конечном итоге вся работа психолога направлена на снятие эмоционального стресса и подавленности, что, несомненно, на краткий период времени дает определенное облегчение. Социальной реабилитации на последних месяцах заключения не предусмотрено, так как нет реальной возможности не только трудоустраивать, но и просто отслеживать дальнейшую судьбу подростков. Также реально сейчас существует прореха в законодательстве РФ – если подросток из детдома встретил свое совершеннолетие в зоне, то на выходе он не имеет никаких социальных гарантий, которые имеет любой выпускник детдома – прописки и трудоустройства по профессии. То есть это стопроцентные кандидаты в категорию БОМЖ.


Хотя мы уже бывали в этой ВК, первая встреча носила характер знакомства. На нее заранее были приглашены все желающие, и для первого раза пришло довольно много – порядка 20 человек. 8 из них пришли для исповеди, исповедовал о. Пантелеимон. В это время мы рассказывали другим о Троице-Сергиевой Лавре, об иконах, ответили на вопросы


Зато у многих ребят, в отличие от сотрудников ВК, сразу почувствовался неподдельный интерес к нам, помнили прошлый наш приезд. Из вопросов, которые нам задавали, ясно была видна необходимость таких встреч. Часть сразу высказала желание исповедаться. Особенно на ребят произвел впечатление Сергей, который фактически их ровесник. Они интересовались его жизненным путем, как он пришел к вере, почему решил поступать в семинарию.
Мы назначили время, когда можно приходить в молельную комнату (на территории колонии есть практически построенный небольшой деревянный храм, но внутренние работы в нем не завершены, поэтому беседы, исповедь и требы решили проводить в молельной комнате) и задать все вопросы – ежедневно с 19 до 21 часов. В 21 – вечерняя поверка, после которой батюшка произносил короткую проповедь, а потом мы все еще какое-то время отвечали на вопросы.


Благодарственный водосвятный молебен на плацу после утреннего построения


В колонии мы провели 2 недели. Ежедневно служили молебны и панихиды, исповедовали, беседовали, раздавали подарки – Евангелия, иконы, крестики, книги, смотрели привезенные с собой фильмы – о бесновании, о наркомании и алкоголизме, о людях, которые пережили клиническую смерть, «Евангелие от Луки» и «Евангелие от Иоанна», «Страсти Христовы», об абортах, о чудесах 20 века, о маме мученика Жени Родионова, «Илья Муромец». Что интересно, многих привлек в нашем приезде именно показ фильмов, и через них стали возможны первые шаги к общению. Одновременно мы заметили, что днем, во время просмотров, вопросов у ребят практически нет, но вечером, в частной беседе, их возникает очень много, многие рассказывают о своей жизни. Вот часть этих историй:
Илья, 15 лет. Воровал, деньги тратил на занятия в компьютерном клубе. Попался на краже компьютера и принтера из бухгалтерии.
Максим, 18 лет. Скинхед из Великого Устюга, убийство. Состоял в организации неофашистов (насчитывала до 750 человек), до сих пор верит в свою идеологию – чистка России от лиц кавказкой национальности, негров, панков и рэперов. В драке забил насмерть ногами «черного». Увидев, что потерпевший мертв, хладнокровно замел следы – спрятал кирпич, которым совершил убийство, снял с трупа спортивный костюм, представив все как ограбление, поэтому и не пошел по статье «убийство на национальной почве». Психически неуравновешен, говорит, что постоянно находится в раздражении, хочет «в кого-нибудь повтыкать ножик». При этом каждый день посещает молельную комнату. Но утверждает, что скинхедом останется на всю жизнь.
Роман, 16 лет. Воровал иконы из домов, продавал их скупщику-антиквару. Уверен, что недавняя смерть обоих родителей – результат действия его греха. Попался на нелепом поджоге гаража, в результате которого взорвалось 2 автомобиля. В этот же вечер пойман с поличным при взятии кассы в магазине. Забитый, неуверенный в себе, только недавно «поднялся в отряд» из «Безопасного места» (о нем см. ниже). Назначен на «вечную вахту» в столовую, 3-ю неделю стоит на мойке. Свежий раздувшийся шрам на брови – результат «косяка» – что-то сделал не так, за что получил по лицу, от удара упал на трубу и рассек себе бровь. Интересна психология понимания этого инцидента – говорит, что «беспредела» в зоне нет, а били его потому, что сам виноват.
Вячеслав, 17 лет. Пошел в гости, там его друг начал избивать одного из пристутсвоваших за то, что тот задолжал ему 50 рублей. Слава пытался его оттащить, даже вывел на улицу, после чего уехал домой. Друг вернулся и добил должника – тот на следующий день умер. На следствии показал, что убийство совершил вместе с Вячеславом. Слава до конца отрицал свою причастность, получил 6 лет лишения свободы (подельник за чистосердечное раскаяние – 4 года). Эту историю мы услышали от его матери, которая приехала на длительное свидание. Они добиваются пересмотра дела, но уже 2 года из Верховного суда нет никакого ответа. Недавно чуть не получил «добавку» – произошла в колонии следующая история. На Новый год пропал воспитанник. Начали проводить дознание, в первую очередь подозревали тех, кто работает в котельной. Мол, вы его убили и сожгли. Среди них был и Вячеслав. Всех посадили в карцер. В конце концов, один не выдержал и написал чистосердечное признание, что это сделал он. А через неделю пропавший нашелся – он все это время провел в кабинете директора школы, питаясь новогодними подарками – благо были каникулы, и в кабинет никто не заглядывал…

Заметно было, что сотрудники тоже прислушиваются к нашим беседам, проповедям. Проповеди на поверках носили характер притч с объяснением смысла. Бесполезно говорить сразу о житиях святых и богословских тонкостях людям, у которых знание о Православии и вера находятся на нулевом уровне. Пищу, что называется, надо давать «разжеванную», побольше приводить примеров из жизни. А когда мы попробовали обьяснить Символ веры, для них это оказалось слишком сложным.


Показательным является то, что вечером в молельную комнату приходило стабильно практически одинаковое количество людей

Ребята довольно суеверны – верят в различные приметы, сны. У них проявляется интерес к свечам, иконам у некоторых уже наверно целый иконостас – то есть к обрядовой стороне жизни Церкви. По-настоящему интерес к беседам и молитве чувствуется примерно у 10 %. На молебнах подпевают все присутствующие.
Подростки не только слушают нас и спрашивают о сложных ситуациях, советуются, но и сами охотно рассказывают о своей жизни. Один рассказал про то, как в СИЗО читали Евангелие – прочитывали две-три строчки, потом спорили долго, потом опять читали немного вслух.

Еще нам рассказали о воспитаннике, который обворовал храм – вскрыл сейф, вынес напрестольное Евангелие, примерял на себя церковные облачения, справлял естественную нужду на просфоры. Рассказывая эту историю, ребята интересовались, простит ли Бог такой грех?

По ходу бесед мы иногда и сами задавали им вопросы, касающиеся тюремной субкультуры, выясняли значение различных татуировок. Например, аббревиатура «ПОСТ» означает «Прости отец судьба такая», «ВЕК» – «Всему есть конец», паутина и паук на ней – воровство, если паук ползет вверх – «Воровал и буду воровать», вниз – «завязал». Особые знаки – перстни на пальцах. Черно-белый ромб, поделенный пополам – «Полжизни здесь, полжизни там»; ромб, разделенный на 4 треугольника, 2 белых и 2 черных – «Порядочный пацан» (то есть тот, кто живет по воровским законам и не совершает никаких нарушений его). Черная горка с крестом – «Смерть буграм» («бугры» – бригадиры рабочих групп, актив зоны, который сотрудничает с администрацией. Вызывает ненависть у «порядочных пацанов»); квадрат, по диагонали белая линия, по краям черным – «прошел через малолетку». Мишень на затылке – «Стреляй, чекист, не промахнись!». Восьмиконечные звезды на грудях, азимуты – «отрицалово», отказ от выполнения всех требований администрации. У многих неестественно раздувшиеся костяшки кулаков – под кожу загоняют тетрациклиновую мазь, чтобы сделать кулаки при ударе безболезненными и устрашающими. Сила удара тяжелеет на 40 кг, реально можно пробить деревянную дверь. Сейчас использование такой «битки» в драке расценивается как холодное оружие. Часто эти места начинают загнивать, что может привести вообще к потере кисти руки…



Со всем контингентом сразу работать не удалось. В колонии целые категории воспитанников, которые не пересекаются друг с другом, или стараются не пересекаться. Коротко их перечислю:
Есть 3-й отряд, в нем собраны те, кто не смог из-за унижений ужиться в других отрядах. Заместитель начальника колонии по воспитательной части рекомендовал даже крестить ребят из 3 отряда отдельно, так как они принадлежат к категории «обиженных» (мы не стали идти на конфликт с администрацией и согласились).



Купель для Крещения сделали из парт и клеенки


Есть Безопасное место, БМ – камера, в которой содержатся те подростки, которые не выдержали жесткого отношения к ним в отрядах и были вынуждены просить убежища в охраняемой камере. Они боятся жить в отряде, согласны скорее весь срок просидеть в камере и работать каждый день, чем подвергаться ежедневным унижениям. Хотя и здесь их могут достать – по словам одного из заключенных, были случаи привода подростков из отрядов для выяснения отношений и издевательств, причем делал это один из оперативных работников. Возвращение из «БМ» в жилую зону требует волевого усилия, которого у некоторых просто нет возможности совершить, и называется «подняться в отряд». Ребята находятся в плохой физической форме, все поголовно просто гниют – язвы на ногах, руках (сказывается недостаток витаминов). У одного (Миша, 15 лет) огромная гниющая язва на голове – след от падения с лестницы второго этажа в корпусе. Он постоянно подвергался унижениям со стороны старшего по возрасту, не выдержал и плюнул ему в лицо, за что тот ударил его так, что подросток упал с лестницы. Результат – ушиб головного мозга, он впал в кому на 2,5 месяца. Сейчас он с трудом вспоминает какие-то подробности своего прошлого (например, не помнит, как зовут его мать), но на удивление четко и быстро отвечает на все вопросы, связанные с судимостью и сроком, используя всю блатную терминологию. Для них это и есть настоящая биография, которую они должны выдать даже во сне, если их спросят.

Несмотря на абсолютно низкое социальное положение в колонии, каждый старается храбриться, «понтоваться». У всех есть определенной масти воровские наколки, руки также бесформенно раздуты от введенного под кожу тетрациклина. Крайне плохо следят за собой, «дурно пахнут», мягко говоря. Настоящий кусочек ада. Умственное развитие именно у этой категории проживающих в зоне тоже довольно низок – разговаривать крайне сложно, внимание рассеяно, перескакивают с одного на другое. Средний возраст 16-18 лет.
В беседах одна из самых острых тем – самоубийство. Очень многие думали об этом, пытались покончить с собой, у некоторых покончили жизнь самоубийством близкие люди и знакомые. Поэтому, объясняя, почему Церковь не молится о самоубийцах, надо быть крайне осторожным в выборе слов.

Есть «Карантин» – место куда поступает новенький, пока проходит необходимые медицинские и бюрократические процедуры (очень запомнилась одиночка для заключенного «карантина». Вид ее был шокирующий – отсутствие раковины, забитая канализация. Потом выяснилось, что этот заключенный только что вернулся из СИЗО, куда ездил за «добавкой» – к сроку был добавлен месяц за то, что он, находясь в колонии, жестоко избил другого подростка. Возвращаясь назад, видимо, он что-то еще успел натворить по дороге, за что был наказан кем-то таким жестоким образом. При составлении вместе с ним записок о здравии и упокоении выяснилось, что родственников у него нет, молиться о здравии он ни за кого не хочет, из умерших назвал отца, недавно убитого, мать, покончившую жизнь самоубийством, и тетю. Остается только молиться о спасении души раба Божьего Дионисия).

Есть «дизо» – дисциплинарный изолятор (в нем находились 3 заключенных, посаженных за нарушение территориального режима – перелезли на «периметр»-нейтральную полосу за мячом, когда играли в футбол).

Есть СУС – строгие условия содержания. Интерес к беседам имела лишь небольшая часть из находившихся там. Видимо, сказывается закалка в воровском мире – попасть в СУС можно только за сознательное и систематическое нарушение режима, то есть необходимо иметь очень сильный дух противоречия. Общаться с ними поэтому очень сложно – романтика воровской жизни, смелость, смешанная с наглостью, здесь особенно гипертрофированы. Вопросов о духовной жизни они практически не задавали, больше интересовало то, что от нас можно получить – фотографии в первую очередь. Работу с подобными подростками надо начинать с молитвы, служб – действительно, общение стало более спокойным после совершения вместе с ними молебна и панихиды.
Среди ребят особенно запомнился цыган лет 18-ти. Он много рассказывал сам о своей судьбе, о том, что в своем наказании он видел Промысел Божий, что неоднократно Господь давал ему возможность покаяться. Сейчас хочет креститься, но пока не может решиться вести христианскую жизнь. Признает, что ему намного легче воровать, чем вести честную жизнь. Много расспрашивал о христианской жизни, о грехах. Кстати, когда на следующий день проводилось Таинство Крещения, он так и не пришел, предпочтя игру в футбол… С другой стороны, может он и честно поступает, ответственно относясь к этому важному в жизни шагу и понимая что он еще сам не готов.


Крестили полным погружением. Во время Крещения миссионеры поясняли происходящее, объясняли какие-то моменты в службе. Всего было крещено 16 человек. Новокрещенным были подарены пояса «Живый в помощи» и четки. Четки вызвали небывалый ажиотаж – через некоторое время многие стали подходить и спрашивать, нет ли у нас еще «думок» – так они называют четки


Все время визита в колонию мы старались донести до ребят мысль о том, что им необходимо организовывать у себя православную общину, собираться вместе, молиться, читать Евангелие, помогать о.Николаю. Дали адрес Тюремного отдела Московской Духовной Академии, чтобы воспитанники писали письма… Интересный эксперимент можно было бы провести, если бы часть территории колонии выделили под православную общину, которая бы жила по монастырскому уставу. Желающие и достойные могли бы перейти из общей зоны, трудились бы, молились, находясь при этом при полном подчинении режиму, но исключались бы воровские понятия. В случае нарушений человек возвращался бы назад. «С Богом и в тюрьме свобода, без Бога и на свободе тюрьма».


Последние два дня нашего пребывания в ВК чувствовалось некоторое охлаждение и потеря интереса у многих к нашей деятельности. Анализируя причины этого явления можно сделать несколько выводов на будущее:
– необходимо более скрупулезно готовиться к поездкам, составлять подробные планы, проговаривать совместно тематику бесед;
– меньше нагружать информацией подростков в течение дня, не делать мозговых штурмов и «потопа» смыслов, давать возможность переварить. Оптимальным объемом может стать 2 часа в день интенсивного общения;
– заранее договариваться с начальством колонии о точной программе проведения общих учебных занятий, небольших – группы по 1,5 часа максимум. Лучше, чтобы наш приезд приурочивать под какое-нибудь крупное событие в колонии;
– надо принимать во внимание потребительское отношение большинства к жизни и к нашему приезду в частности – пока были подарки, приходили многие.

Тюремный отдел при Московской Духовной Академии совершает подобные миссионерские поездки каждое лето, на протяжении уже многих лет. Результат? Сложно сказать… Да и непонятно в каких единицах можно подсчитать результат такой работы. Дело сеятелей – сеять, жатву пожнет Сам Господь.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?