Православный портал о благотворительности

Миссионерство в госпитале

Сергей – офицер. Проходил службу в железнодорожных войсках. Все было обычно, пока не стряслась беда. По служебным делам Сергей отправился на мотоцикле в город. На дорогу неожиданно выскочила девочка, и у воина было всего несколько секунд, чтобы принять единственно верное решение. Он свернул и врезался в дерево. В результате аварии серьезно пострадала вся левая сторона – рука, нога и почка

У сестричества при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в госпитале № 6 Министерства обороны работы много. Ребят привозят сюда со всей страны, из полевых госпиталей практически без всего (особенно тех, кто попал в госпиталь прямо с поля боя). Обычный маршрут пациентов – полевой госпиталь, госпиталь в Ростове, Бурденко, и только потом они попадают к нам в Химки. У многих есть только то, что на них – белье плюс пижама из предыдущего госпиталя. Много воинов из провинции, с родственниками не было возможности связаться, а если и была, то немногие из родных могут приехать в Москву. Поэтому требуются предметы первой необходимости – зубные щетки, белье, носки, а также спортивные костюмы и обувь, в которой воины могли бы выходить на улицу и ездить в паломнические поездки. Сестры собирают пожертвования, жертвуют сами, есть небольшая спонсорская помощь. Приезжая в госпиталь, всегда стараются чем-нибудь «подкормить» бойцов. Есть им хочется все время – ведь они только оправляются от ран.


Сестры милосердия всегда ближе раненным, чем даже врачи. На фото – американская сестра милосердия 1918 года с раненными на фронтах Первой мировой моряками


Сергей проходил срочную службу в Чечне. Когда с ним случилась беда, ему не было и 19. Во время одного боевого задания Сергей ехал на броне БТР. Путь проходил по крутому склону, машину качнуло, Сергей не удержался и упал прямо под нее. Когда БТР проехал, Сергей скатился по обрыву и упал в речку, протекавшую по дну оврага. Вода была ледяная, что, возможно, явилось даже спасительным для воина – он счастливо избежал осложнений, хотя кости обеих ног оказались полностью раздробленными. Сергей, видимо, пережил сильный болевой шок, потерял сознание. Он говорил, что видел себя лежащим без движения, звал товарищей, но те не слышали и долго не могли его найти… Первым был госпиталь Ростова, потом его переправили в Москву в госпиталь имени Бурденко. Сергей перенес многочисленные операции, его ноги собирали вручную. В общей сложности он провел в госпиталях около полутора лет, и все-таки стал ходить на своих собственных ногах. Вот такое обыкновенное чудо. Сергей всегда возит с собой из госпиталя в госпиталь большую икону своего небесного покровителя преподобного Сергия Радонежского.
Конечно, в праздники обязательно готовятся подарки, пусть небольшие, но всегда приятные, выбранные с любовью и вниманием. Это могут быть, например, фотоальбомы, они всегда кстати, сестры ведь много фотографируют ребят в поездках, потом фотографии раздают (а часто тем, кто уже выписался, высылают по почте). Вот и в этом году батюшка с сестрами ездили поздравлять ребят в Светлое Христово Воскресение. Яички и куличи для этого собираются на приходе во время освящения в Великую Субботу, а подарки приобретаются на пожертвования.
Но главной работой сестер в госпитале является миссионерство. Сначала сестры пытаются найти с новым пациентом общий язык. Это часто бывает нелегко. Постепенно, когда человек начинает им доверять, чем-то интересоваться, ему предлагают съездить в поездку. Поездки бывают паломнические, а бывают просто экскурсионные. Перед каждой поездкой ребят везут на службу в наш храм. На службу идут не все, многие остаются ждать в автобусе, другие заходят в храм только посмотреть, но это сначала… Со временем практически все стоят на службе, многие исповедуются и причащаются. Кому-то шаг в сторону храма дается легче, кому-то тяжелей.
Александр – ветеран Афганистана, родом с Камчатки. Плавал на корабле. Во время сильного шторма оборвался трос, и этим тросом перебило Александру обе ноги, кости были раздроблены. Так Александр попал в госпиталь. Выздоровление проходило очень медленно, с постоянными осложнениями, долгое время он ходил с аппаратами Елизарова. У Александра появилось много свободного времени, он размышлял. Когда сестры посещали его, подолгу беседовали с ним о Боге, спорили даже. Александр оказался очень вдумчивым, он все хотел «докопаться» до истины. На предложение о Крещении сначала ответил отказом – не хотел принимать таинство формально, его мучили сомнения. Еще бы, ведь прежде, чем он пришел к вере, он перечитал множество философских сочинений, изучил многие религии. Тогда сестры просто предложили ему съездить с ними в храм.
Поездок в храм было несколько – там Саша подолгу беседовал с батюшками. Потом он крестился. Однажды он сам на костылях пешком пришел на службу, чем вызвал радость и удивление сестер. (Я несколько раз видела Александра на службах, когда он приходил сам. Он никогда не садился, не проходил на исповедь без очереди, хотя ребят всегда пропускают – Е.П.) Александр показал сестрам короткую дорогу из госпиталя в храм через лесок, теперь, ходя по ней, они всегда Сашу вспоминают. По Божией милости, после крещения все пошло на поправку, и он выписался.

Поездки для воинов организовываются каждую субботу. Автобус предоставляет спонсор, без него устроить паломничества было бы сложно. Из примерно 40 обитателей отделения в храм и поездки приезжают от 20 до 30 человек. На субботней службе обычно народу бывает немного, поэтому удобно исповедовать ребят. Привозят их не к самому началу службы, а чуть попозже. Впереди ставятся скамейки или стулья для тех, кому тяжело стоять. Постепенно почти все, кто несколько раз ездил в поездки, решают причаститься (или креститься).
Затем военнослужащие вместе с сестрами завтракают в трапезной. Обязательно присутствует священник, во время трапезы всегда ведется беседа на какую-либо тему, ребята задают интересующие их вопросы. Трапеза устраивается на средства, которые обычно собирают после воскресной службы (кто-нибудь из работников трапезной обходит прихожан с ящиком для пожертвований на трапезу).
Экскурсионные поездки устраиваются в основном в Кремль и в Оружейную палату. Большинство пациентов госпиталя из провинции, многие впервые в Москве, поэтому для них это очень интересно. Паломнические поездки по Москве и Подмосковью разнообразны: Звенигород, Новый Иерусалим, Крестовоздвиженский монастырь и, конечно же, Троице-Сергиева лавра. И сестры, и бойцы очень любят ездить в Мураново, где находится усадьба Ф.И. Тютчева. Старшая сестра Ирина рассказывает, какой прекрасный там храм, как приветливо встречают ребят. (Вообще, надо сказать, принимают их везде очень хорошо. Я однажды ездила с ними на экскурсию по Москве. Мы заезжали в разные храмы, и везде нам старались все показать и рассказать, священники беседовали с ребятами, благословляли, хотя нигде ничего не было обговорено заранее. В Историческом музее к нам отнеслись очень внимательно, расспрашивали откуда ребята, из какого госпиталя). Ирина вспомнила такую историю: приехали они в Мураново зимой и, по обычаю, сначала в храм пришли приложиться к святыням (а святынь там много хранится). Храм небольшой, народу вмещает немного, вот и ребята уже все вышли, а сестры что-то замешкались. Выходят из храма, а ребят и нет. Где, что, куда все подевались? А ребята, оказывается, пошли на источник купаться. Кто смог, все искупались (а среди них не было воцерковленных людей, и практически все инвалиды – без рук, без ног, на костылях). Некоторые говорили Ирине, что в Оружейной палате, конечно, очень интересно, но в Мураново им понравилось больше.
Форма миссионерства среди воинов-инвалидов, выбранная сестричеством во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, оказалась очень удачной. В поездках сестры имеют возможность пообщаться с ними в более непринужденной обстановке, рассказ о православии, о храмах, о святых и святынях воспринимается гораздо лучше, чем в обычных беседах. И приобщение к святыням не проходит даром для души, оставляет свой след, даже если человек отправился в поездку из любопытства, а в храм зашел просто за компанию. Очень большое значение имеет и непосредственное общение со священником, возможность поговорить, задать вопросы. Много значит и то, что везде ребят принимают очень радушно, есть возможность пообщаться с православными людьми из разных приходов и с разными священниками.
Для большинства такие поездки становятся первым шагом к храму. Многие крестятся, другие, кто уже крещен, начинают потихоньку ходить в храм, исповедоваться и причащаться, все по-разному, каждый в свою меру. Сергей – офицер. Проходил службу в железнодорожных войсках. Все было обычно, пока не стряслась беда. По служебным делам Сергей отправился на мотоцикле в город. На дорогу неожиданно выскочила девочка, и у воина было всего несколько секунд, чтобы принять единственно верное решение. Он свернул и врезался в дерево. В результате аварии серьезно пострадала вся левая сторона – рука, нога и почка. Руку спасли, почку пришлось удалить. А вот с ногой возникли очень серьезные проблемы: врачи вовремя не сумели оказать профессиональную помощь, и, в конце концов, ногу пришлось ампутировать. Культя долго не заживала, начался сильный воспалительный процесс, и впоследствии ногу еще три раза оперировали, ампутируя конечность все выше и выше. Все это время Сергей изнемогал от боли, даже с сильными обезболивающими спать мог только час или два за ночь.
Когда приехала мама, он признался ей, что очень устал, что нет больше сил терпеть, что хочет свести четы с жизнью, чтобы освободить и ее, и себя от мучений. Мама, конечно, испугалась, побежала в храм и пригласила священника. Состоялась первая в жизни Сергея исповедь, по окончании которой он причастился Святых Христовых Таин.
Сергей рассказывает, что после причастия он впервые за много времени спокойно спал всю ночь! Это было настоящее чудо! Да и нога стала потихоньку заживать. Когда Сергей был на лечении в госпитале в Химках, он не пропускал ни одной поездки в храм, всегда стараясь воспользоваться возможностью исповедоваться и причаститься.

Задача Церкви – спасти воинов, вернувшихся из горячих точек, от подобной участи

Елизавета ПРАВИКОВА

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version