К обогащению сотрудников благотворительных организаций Палотта призывает в своей книге «Неблаготворительность», вышедшей в США уже почти 10 лет назад и сейчас переведенной на русский фондом «Нужна помощь» (признан в РФ иноагентом). Книга многословна и весьма суггестивна (Палотта действительно вдохновляющий спикер), но по сути сводится к трем тезисам.
Первое: крутые руководители НКО должны получать зарплаты не меньше, чем у топов коммерческого сектора, зарплаты в благотворительности не должны ничем ограничиваться.
Второе: расходы на фандрайзинг также не следует ничем ограничивать, накладные расходы НКО могут быть любыми, лишь бы рос результат в виде чистой прибыли.
Третье: вклады в благотворительность могут и должны приносить денежную выгоду донорам. Благотворительность должна стать прибыльной, тогда она сможет перевернуть мир, избавить человечество от рака и голода и построить царство любви.
Уже от первого тезиса условный руководитель российской НКО, изможденный вечной нехваткой средств на хорошие зарплаты сотрудникам, настораживает ушки: как и что нужно сделать, чтобы этот золотой дождь пролился и на нас?
Нужно немногое: отбросить суеверия и вредные, с точки зрения Палотты, догмы – о жертвенности, нестяжательности и скромности личных запросов как идеалах сектора. Все это Палотта считает ханжеской и даже человеконенавистнической чепухой, доставшейся в наследство от ограниченных и в целом довольно неприятных, в его изложении, пуритан-кальвинистов, заложивших в XVII веке этические основы американской цивилизации.
С практической точки зрения следует отказаться от требования, чтобы доля расходов на зарплаты сотрудников фонда, рекламу и фандрайзинговые мероприятия не была слишком большой по сравнению с расходами собственно на помощь нуждающимся (нр в США считается приемлемой не более 35-37%)
Чтобы правильно понимать эту книгу, нужно знать историю ее создания. Книга появилась в результате постигшей Дэна Палотту катастрофы, она – способ пережить травму. Это книга, написанная обидой.
В 90-е годы компания Палотты – коммерческое предприятие, проводившее многодневные велотуры и пешие походы для сбора денег на борьбу с раком груди и СПИДом – совершила прорыв в фандрайзинге, собрав к 2002 году более 500 миллионов долларов. (Деньги передавались в благотворительные фонды.)
Успех был ошеломительным, бизнес рос, пожертвования росли – пока СМИ не обнаружили, что лишь чуть больше половины из этих сотен миллионов пошли собственно на благотворительные программы – около 50% тратилось на рекламу, накладные расходы и гонорары команде Палотты. Гонорары тоже впечатлили – это были сотни тысяч долларов за одну акцию.
Скандал разгорался несколько лет, последовали даже коллективные иски, в итоге крупнейшие фонды-партнеры отказались от сотрудничества с Палоттой и его фирма разорилась. (Все это подробно и очень интересно, с цифрами, описано в самой книге.)
Этот крах и осмысляет в книге Дэн Палота – вернее, предъявляет счет обществу за нанесенную обиду: собирал невиданные до того средства на добрые дела, и оказался непонятым, скомпрометированным. Ну и что, что почти 50% собранного тратилось не на благотворительность? Остальные 50% – все равно огромная сумма.
Действительно, почему же все это вызвало у людей возмущение?
Все довольно просто. Товаром, который продавала людям компания Палотты, была эмоция – участие в добром деле, а не участие в прибылях его компании.
Вряд ли сотни тысяч людей были бы готовы просто так заплатить от 1000 до 10 000 долларов за экстремальный вело-тур с ночевкой в палатке и пением толпой у костра. Если бы не обещание добрых дел, люди не выбрали бы для себя такой отдых.
Люди готовы были на этот экстремальный опыт именно и только потому, что верили: их деньги пойдут на помощь бедным.
Обещанием в таких кампаниях всегда бывает что-то вроде: «Ты делаешь мир лучше», «Накорми голодных в Африке», «Спасем больных детей от смерти». Человек, который поверил в этот лозунг и принес свои деньги, ожидает, что именно на эту цель их и потратят. И боюсь, что рост личного благосостояния топ-менеджера НКО не входит в представление обычного жертвователя об улучшении мира.
Обман – вот что увидит человек в трате 50% сборов на саму акцию. Обещали-то на детей потратить.
Все, конечно, понимают, что организации тоже надо на что-то жить, и что менеджеры благотворительных пробегов и заплывов не питаются росой. Но та доля от своего доллара, которую человек обычно без дополнительных объяснений готов уделить на эти накладные расходы, невелика. Хорошо если она превышает 20%.
Ограничение накладных расходов НКО, на которое так нападает Палотта в своей книге, это та норма, на которую по умолчанию готов жертвователь. Это негласное условие сделки. Нарушение этого условия без предупреждения воспринимается как обман.
Это и есть та червоточина, которая подкосила компанию Палотты.
Но главная ошибка, как мне кажется, не в этом. Отбивается от обвинений Палотта весьма наступательно. Он формулирует свое кредо – гимн личному обогащению, обзывает жертвенность нарциссизмом, насмехается над теми, кто видит смысл в самоограничении ради возможности прямо сейчас отдать что-то нуждающимся и настаивает на законном праве топ-менеджеров НКО на роскошь. Тот факт, что стотысячные гонорары могут складываться из лепт ста тысяч вдовиц, не ставит перед ним никакой этической проблемы.
Самое интересное – это конечно идея про то, что вложения в благотворительность должны приносить инвестору прибыль. За счет чего же? За счет вклада тех, кого привлечет реклама, оплаченная на инвестированные деньги, новые средства опять будут вложены в рекламу, чтобы привлечь еще больше средств, и так, по-видимому, до бесконечности. Обещания добрых дел заполнят мир, и сотни тысяч новых жертвователей станут кормовой базой для тех, кто вложил деньги раньше. Что-то это напоминает. Сергей Мавроди, самый известный в России создатель финансовой пирамиды, тоже считал себя благодетелем человечества.
Доказывая один из своих тезисов, Палотта приводит пример: представьте себе, пишет он, что мы запустили величайшую благотворительную кампанию по борьбе с голодом, позволяющую нам привлекать ежегодно огромные средства, но в течение 10 лет не тратим их на еду для голодных, а тратим только на рекламу и рост самого предприятия! Для него это – вдохновляющая мечта. Счастье всем, но через 10 лет (пока мы крутим капитал). Почему через 10 лет захочется остановиться?
Книга «Неблаготворительность» – это книга религиозная. Автор критикует «религию благотворительности», но сам является адептом культа. Не просто так Палотта раздражается против Христа (язвительный выпад мимоходом) и христианства – он верует во всемогущество денег.
Только надо еще немного увеличить стартовый капитал, еще вложений в рекламу, и рай на земле осуществим. Почему же он не осуществлен до сих пор, хотя огромных денег в мире хватает? Ошибка Палотты – это в конечном счете ошибка в понимании природы сребролюбия, которое требует все больше и больше – себе, любимому.
Вообще, это завораживает: много-много раз на разные лады в книге Палотты повторяется: чем больше прибыль, тем моральнее результат, самые талантливые люди – это и есть самые богатые. Автор цитирует напыщенные рекламные слоганы, воспевающие роскошное потребление – как примеры того, перед чем ни один вменяемый человек по определению не может устоять. И действительно, как тут устоишь:
«Жизнь – это всего лишь миска икры» (реклама кондоминиума в Лас-Вегасе).
«Lincoln. Стремись к высшему».
«Бриллианты навсегда».
«Неужели люди, работающие в НКО, не имеют права хотеть всех этих благ?» – с обидой пишет Палотта – совсем как ребенок, замерший перед витриной с пирожными. На заднем плане маячит голодный бездомный, с которым можно было бы поделиться, но нет, это нерационально – ведь только съев сейчас пирожное целиком и насытив мозг глюкозой, дитя придумает прибыльную чудо-схему, которая через 10 лет позволит накормить всех бездомных мира. Если доживут.