Меч Колесова – это такая лопата
Мы просто сажаем лес. У нас нет названия и нет политической платформы. У нас очень здорово и весело. У нас собираются замечательные люди. У нас запрещен алкоголь (нет, мы не чокнутые и не сектанты, но у нас и без алкоголя весело). Приезжайте, это впечатление на всю жизнь! (Из записей волонтеров в фб)
Это движение возникло сразу после пожаров 2010 года. Волонтеры, которые тушили лесоторфяные пожары, первыми включились в работы по восстановлению леса – они своими глазами видели размеры катастрофы. С весны 2011 года началось восстановление леса по расчищенным местам пожаров.
Поначалу работники лесного хозяйства не могли понять, чего это люди тратят свои выходные, свои средства и силы на то, чтобы жить в палатках и сажать лес. А потом прониклись.
Владимир Захаров, cтарший участкового лесничего Орехово-Зуевского филиала «Мособллеса» (он же главный редактор сайта Все о российских лесах):
«Для помощи этим инициативам мы создали программу Фонд возрождения лесов. На собранные всем миром средства закупили мечи Колесова – это такие специальные лопаты. Активно работали добровольцы у нас в Орехово-Зуевском, в соседнем Шатурском, в Озёрском районах.
Со временем энтузиазм снизился, зато остались только самые-самые лесосажатели. Они заражают энергией новых активистов».
По разнарядке саженцы не растут
Оказалось, что когда сажают лес люди, собранные по разнарядке, процент выживших саженцев слишком мал. Стало понятно, что лучше помогать волонтерам, чем насильно привозить тех, кто не может отказаться.
Владимир Захаров: «Правильная технология посадки и хорошее настроение во время работы – залог успеха. А дальше – лет 50 ухода».
Судя по записям волонтеров в соцсетях, хорошее настроение их не покидает никогда:
– Ваня вчера снимал технологию посадки в мотоциклетном шлеме, закрепив на него камеру.
– Почему!? Почему никто не снимал Ваню? Это же кадры, не вошедшие в фильм «Марсианин»!
Хвойные сеянцы совсем маленькие – сантиметров 20. Пятилетняя сосенка примерно по пояс, а к 50 годам дорастает метров до 18, при этом многое зависит от почвы и воды.
«Маленькие сеянцы первые годы растут медленно, и их запросто могут заглушить трава и лиственные породы, например берёза, осина, ива, – рассказывает Захаров. – Проводим выкашивание нежелательной растительности. В зависимости от условий, один или два раза за сезон. Если в первый год по каким-то причинам часть растений погибла, проводится дополнение посадок.
Примерно в 10-летнем возрасте начинаются рубки ухода. Сначала осветления (чтобы устранить негативное воздействие лиственных деревьев на хвойные или дуб), потом прочистки, прореживания».
С самого начала ставка делалась на профессиональную подготовку самих посадок, и что же – большинство участков выжили и прекрасно тянутся вверх и вширь. Те, кто их сажал, регулярно навещают свои делянки.
Ни один из участков, где работали добровольцы, не заброшен, за ними ухаживают и охраняют.
Молодые посадки, особенно хвойные, всегда находятся в зоне повышенного внимания лесной охраны. Их опахивают от пожаров, патрулируют, чтобы вовремя обнаружить угрозы: палы или насекомых, вспышку численности которых крайне важно заметить вовремя и запланировать меры борьбы.
«Перед новогодними праздниками именно хвойные молодняки привлекают внимание ёлочных браконьеров, – сетует Владимир Захаров. – С ними также приходится разбираться лесной охране и добровольным помощникам».
…В общем, там правда оказался лес. И в нем росли грибы. Подписи на табличках стерлись от времени, и теперь таблички казались крохотными рядом с соснами. По дорожкам гуляли местные жители – парами, с колясками, с собаками. Один из них с важным видом сказал своим спутницам: «Видите, какие ровные посадки? Это машина сажала». «Машина» не выдержала и прыснула от хохота…
Расплодили короеда
Кстати, насекомые-вредители в последнее время стали заметной опасностью для леса. Маленький жучок короед-типограф (от него остаются причудливые дорожки под корой дерева) только по официальным данным повредил 72 000 га хвойных лесов.
Специалисты по защите леса винят в этом реформу лесного хозяйства. Если раньше лесник сам принимал решение о проведении санитарной рубки, то сейчас он сперва готовит материалы, потом они оформляются в виде конкурсной документации, потом по результатам аукциона определяется исполнитель работ, потом исполнитель заключает с государством контакт. Понятно, что с такими темпами решать какие-либо проблемы быстро практически невозможно.
Именно так расплодили короеда. Надо было рубить деревья, свежезаселенные личинками, но пока проводились бумажные процедуры, деревья уже засохли, а жуки вылетели и заселили другие участки.
Вырубленные после атаки короеда леса тоже надо восстанавливать! Присоединяйтесь!
Прочесть о ближайших выездах на посадку леса в Подмосковье и присоединиться к волонтерам можно на страницах в соцсетях:
https://www.facebook.com/groups/sazhaemles/
В статье использованы фото из фб Анны Баскаковой, Владимира Захарова, Сергея Носова, Ивана Петрова и других.