Православный портал о благотворительности

Мир глазами рождественской звезды: история вертепов

В мире нет вещества, полезного людям, из которого нельзя было бы сделать рождественский вертеп

Так романтично выглядит один из современных рождественских вертепов. Работа Анджело Рако, присланная на конкурс сайта www.presepio.it

 Когда елки еще не было

Традиция наряжать рождественскую ель появилась на Апеннинском полуострове в 19 веке.  До этого каждая семья объединялась на Рождество вокруг маленького домашнего вертепа.

Его называют итальянским словом «presepe» или «presepio» от латинского «praesaepe» — кормушка для животных, ясли.

Поначалу это было миниатюрное изображение рождественских ясель. Четыре другие фигурки изображали Марию и Иосифа, склонившихся над Младенцем Христом, вола и осла, преклонивших колени.

Очевидцы описывали пустые комнаты бедняков, в которых находились только фигурки рождественского вертепа. Их вырезали из дерева и вытачивали из камня. В разных регионах Апеннинского полуострова использовалась терракота, глина, папье-маше. Фигурки расставляли на праздничном столе или на камине. А за неимением камина и стола – на подоконнике или на полу.

Маленький вертеп из кораллов и слоновой кости, созданный Андреа и Альберто Типа в 1700 году

А в богатых домах были модны миниатюрные рождественские вертепы.То были ювелирные шедевры: их мастерили из золота и серебра, из кораллов и жемчуга, из слоновой кости и драгоценных камней.

Эту технику особенно любили на Сицилии: самые маленькие рождественские вертепы умещались в наперстке; те, что побольше – в спичечном коробке. Их можно было носить с собой в кармане или на цепочке, как ладанку.

Современный вертеп работы Луиджи Трамонтано. Участник конкурса сайта www.presepio.it

К 18 веку осмотр домашних рождественских вертепов считался развлечением высшего уровня для иностранных послов и коронованных особ.

В январе 1734 года неаполитанский хронист писал: «Вице-королева, осмотрев вертепы нашей столицы, в среду отправилась лицезреть вертепную картину королевского инженера Дезидерио де Бониса… которая своим великолепием, искусностью миниатюрной архитектуры и изяществом одежд кукол вызвала восхищение сиятельной синьоры…»

За осмотром рождественского вертепа вице-королева наверняка провела не один час: его фигурки хранились в десятках шкафов и занимали несколько больших залов.

Конкурсная работа Джузеппе Порчелуцци с сайта www.presepio.it . Площадь этого городка еще предстоит заполнить фигурками

Ведь в 18 веке к композиции рождественских ясель (собственно «presepe») в Италии прибавились новые персонажи: пастухи с овцами и собаками, волхвы с верблюдами и чернокожими слугами и царь Ирод с его угрюмыми солдатами. Прочие герои нигде, кроме народной фантазии, не числились: среди них — пастух Бенино (который всегда спит), девушка Стефания, которая мечтает поклониться Христу (и ради этого готова бросить камнем в ангела), пьяница Чиччи Бакко, хозяева и посетители таверны, в которую не пустили Святое Семейство…

Полдень. Святое Семейство отдыхает. Конкурсная работа Сальваторе Маэнцы Источник: сайт www.presepio.it

Во многих регионах Италии появились рождественские персонажи местной традиции: в Болонье — женская фигурка, жестами изображающая изумление, даже оторопь, которую так и называют Меравилья (Удивление).

На Сицилии — Дзу Иннару (дядюшка Январь), в виде старика, который греется у зажженного костра.

В Тоскане – Джойозо, мальчик, выражающий радость при виде родившегося Младенца.

Современный вертеп работы Николы Николаццо. Источник www.presepio.it

Вертеп, созданный современным африканским мастером

Оказавшись рядом с рождественскими яслями (далеко не всегда – по заслугам), эти персонажи стали участниками великой общности под названием «presepe». Отблески славы Святого Семейства легли и на них. А слово «вертеп» стало применяться ко всем событиям мистерии Рождества, которые разыгрывались во времени и пространстве и будут разыгрываться до скончания века.

На дне озера

Соляной вертеп Агостино Финки

Нет вещества, из которого нельзя было бы сделать рождественский вертеп.

Фигурки Рождества делаются из пряников, из сахара, из фруктов, из кристаллов соли (в местах соляных промыслов). Один из таких вертепов работы Агостино Финки даже выставлен в музее.

В декабре-январе океанариумы устраивают выставки подводных вертепов. Подводные скульптуры Рождества создаются из экологически чистого песчаника и крепятся на железных платформах.

Их устанавливают на мелководье, в самой прозрачной морской или озерной воде, чтобы сцену Рождества можно было разглядывать с моста или с высокой скалы.

Мария и Иосиф преклоняют колени перед раскрытой морской раковиной, в которой лежит младенец Христос. К раковине устремили носы два добрых любопытных дельфина.

На севере, на озере Гарда, в декабре-январе с моста Сан Джованни возле крепости Пескьера можно увидеть персонажей рождественской мистерии, сияющих под ночной водой. Не забыты верблюды, овцы, качающиеся пальмы и сияющая рождественская звезда.

По поверью некоторых регионов Италии в день Рождества вода становится целебной. Присутствие сцен Рождества на воде или под водой символически очищает водоемы.

Рождественское утро в городе Римини (Италия) источник: www.patatofriendly.com

В одной из полукруглых арок древнего моста города Римини, источенных от древности, плавает ярко-красный плот с изображением Святого Семейства. В тишине рождественского утра в синей воде отражаются только обнаженные кроны деревьев и белые перья облаков.

Это случилось в Греччо

Джотто. Легенда о Святом Франциске Чудо в Греччо

А еще в рождественский период на полуострове устраивают живые вертепы. На церковной паперти или на сельской площади возводится маленький грот. На сене уютно устраиваются черные и белые овечки, петухи, куры, пастушеские собаки. Рядом в загоне трубит осел, требуя внимания к своей персоне. В гроте Мария укачивает куклу, изображающую младенца Иисуса, разговаривает с Иосифом и с ангелами.

Целые семьи участвуют в живых вертепах, одеваясь волхвами или пастухами, солдатами Ирода или скорбящими матерями Вифлеема. Там, где поддерживается эта традиция (например, в Национальном парке Гаргано в провинции Фоджа), представления Рождества растягиваются более чем на полкилометра под открытым небом.

Когда в 2013 году участники живого вертепа в Кальтанисетте (Сицилия) решили сфотографироваться на длинной паперти своего собора, им, чтобы попасть в кадр, пришлось встать в четыре ряда.

Традиция живых рождественских вертепов восходит ко временам святого Франциска Ассизского. «Легенда о святом Франциске» рассказывает, что он, прозванный «поверелло» («беднячок»), привел на рождественскую службу вола и ослика и поставил их в храме рядом с настоящими яслями. Когда «беднячок» начал молиться о рождении Царя бедных, сердца прихожан дрогнули. Некоторые увидели, как святой Франциск во время молитвы взял на руки из пустых ясель Младенца Христа и прижал его к сердцу.

Это случилось рождественской ночью 1223 года в Греччо (провинция Риети). Чудо на богослужении в Греччо было запечатлено на знаменитой фреске Джотто Она стала тринадцатой фреской среди двадцати восьми сцен из жизни святого Франциска, написанных в верхней церкви храма в Ассизи (1295-1299). Эта фреска заложила традицию рождественского вертепа, связанную с именем св. Франциска.

Собственными руками

Вертеп из песка и пенопласта от телевизора

В конце года многих итальянцев начинает волновать вопрос: как сделать рождественский вертеп, если в доме нет средств, зато имеются умелые руки? Сайты, которые публикуют советы «сделай сам», собирают в декабре рекордное число посещений.

Например, найдите пенопластовую коробку от телевизора, возьмите фотообои, изображающие пустыню, гирлянду лампочек и коробку с песком. Поставьте все это перед собой, смотрите видео и делайте, как мы.

А если в доме нет места? Возьмите хрустальный бокал, положите в него несколько стеклянных шариков, на них — немного мха, укрепите на мхе миниатюрные фигурки Младенца в яслях и Святого Семейства. Поставьте бокал между двумя свечами. Счастливого Рождества!

Современный вертеп работы Пино Боццарелли, присланный на конкурс сайта www.presepio.it

Вполне допустимо наполнять рождественский вертеп любимыми детскими игрушками. Поэтому у ясель Рождества оказываются игрушечные машины, маленькие Санта Клаусы, и самые разные игрушки, которые тоже приходят поклониться Младенцу Христу. А если у ребенка есть игрушечная машина, почему бы волхвам не поехать через пустыню на белом игрушечном трейлере?

Изготовление своими руками рождественского вертепа – одно из самых уважаемых искусств на Апеннинском полуострове.

Лучшие рождественские вертепы хранятся в собраниях художественных музеев, музеях народного искусства и частных коллекциях. Для них даже созданы особые музеи.

Святое Семейство на отдыхе. Деталь другого вертепа работы Пино Боццарелли

С 1953 года Итальянская ассоциация друзей рождественского вертепа издает журнал «Рождественский вертеп» (Il Presepio). Ее члены выкладывают на сайте свои работы. Авторы, каждый год участвующие в конкурсе на лучший рождественский вертеп, подчеркивают, что сделали все фигурки собственными руками. «Мой вертеп полностью сделан вручную, — рассказывает одна из участниц конкурса. Лилиана Кампо. – Его можно развернуть на 360%. Его размеры — 30 на 40 на 35 см. На его изготовление ушло 90 дней».

Чудо Рождества

Конкурсный вертеп работы Джозефа Шорры, в котором объединились американские и итальянские традиции. Источник www.presepio.it

Маленький домашний вертеп обычно устанавливается посреди гостиной. Нередко его водружают на круглую подставку, чтобы дети и взрослые рассматривали его со всех сторон. Иногда он выглядит как каменистая горка, закручивающаяся спиралью. Пастухи с овечками и собаками, волхвы со своими дарами, крестьяне, ремесленники, разбойники, спускаются или поднимаются по спирали. За ними наблюдают сверху золотая звезда и босоногий ангел с огромными белыми крыльями.

Иногда спираль закручивается по лестницам полуразрушенных дворцов. Именно их развалины в 17-18 веках были прибежищем для путникам, которым не нашлось место в гостинице. Один за другим волхвы поднимаются на второй этаж, влача по выщербленным ступеням свои драгоценные одеяния. А через входную дверь за гостями уже спешит бодрый разносчик с лотком, который тоже торопится поднести свои подарки Святому Семейству. Сейчас за ним в дверь просочатся другие. Одни принесут дары, другие будут любопытствовать.

Еще один вертеп Джозефа Шорры, в котором современность входит в сердцевину традиции

Скоро в этой толпе вы не сможете отыскать Святое Семейство. Но в этом и заключается урок: мы не умеем распознавать небесное в земном.

История Рождества предстает перед нами историей общности людей, которые стали свидетелями удивительнейших событий, но продолжают жить в повседневности: стирают белье, готовят еду, принимают гостей. Чудо Рождества вошло в сердцевину их существования, как в раковину. Ее створки закрылись, и жемчужина зреет в тишине.

Спаситель родился ради этих людей. Следовательно, главные здесь – они. Вертеп в его итальянской традиции – это взгляд с высоты Рождественской звезды.

Наши соседи по пещере

Первое изображение Рождества в катакомбах Присциллы, Рим

Часто спрашивают: а где здесь рождественская пещера?
Для большинства южноитальянских городов пещеры – подобные той, в которой укрылось Святое Семейство – были такой же прозой жизни, как бельевая веревка через улицу из окна в окно или базилик в горшке на подоконнике.

В Неаполе для того, чтобы спуститься в катакомбы, достаточно завернуть за угол, и взять у привратницы ключи от калитки. В итальянской Базиликате пещеры – это обычные деревенские жилища.

Ах, Мария и Джузеппе? Конечно, знаем! Они заняли соседнюю пещеру. Это – наши соседи через стену!

Об этом соседстве рассказывает современный рождественский вертеп, сделанный Пино Боццарелли. В нем — две части, заключенные в деревянную раму с надписью «Per loro non c’era posto…» («Для них не было места в гостинице»).

Слева – гостиница, которая не смогла принять Святое Семейство в ночь Рождества. На первом этаже хозяйка кормит кур, а ее дочка обнимает теленка, который только что отошел от ясель. За кирпичной стеной – хлев, в котором нашло приют Святое Семейство. В хлеву все выглядит так же, только уютнее: на галерее сушится сено, усталый осел счастливо разлегся на соломе, горит подвешенный к балке фонарь… А белые голуби сидят в нишах окон и там, и здесь.

День или ночь?

Неаполитанский вертеп

В 1707 году побывавший в Неаполе вице-король Австрии восхищался вертепом с необычной системой освещения: она позволяла чередоваться дню и ночи. Космическая сущность рождественского вертепа такова, что после ночи обязательно должно прийти утро. А после тревожного заката землю обнимает ночь умиротворения,

Вертеп в кафедральном соборе Успения Девы Марии в Кастелламаре

Неаполитанский рождественский вертеп должен быть погружен во мрак. Его освещает только длинный хвост рождественской звезды, рассекающий небо, как изогнутый клинок.

В вертепе болонской школы может царить холодное зимнее утро: бледный тревожный рассвет, улица бедного итальянского городка, овцы, ищущие корм между уличных камней, коленопреклоенные цари-волхвы в золотых коронах и – матери с малышами, пришедшие поклониться новорожденному Богу.

В рождественских вертепах из провинции Марке мистерия Рождества разыгрывается ярким днем, на морском причале. Пастухи спускаются по крутому обрыву к лазурной пристани, где в сарае для лодок укрылось Святое Семейство. Лодка под развернутым парусом готова к спуску на воду. На сиденье – плетеная корзинка с яблоками.

Сладкий вкус деталей

Болонья. Поклонение волхвов

В 1825 году, при короле Неаполя Франциске 1 Бурбоне, был составлен поразительный документ, который назывался «Инвентарная ведомость всех пастухов, волхвов, животных, даров и провизии Королевского вертепа».

Рождественский вертеп – это не только волхвы и пастухи. Это еще подарки и еда!

Мир, в котором обитает Святое Семейство, наполняют разнообразные тележки с фруктами и цветами, груды арбузов и дынь. Потолочные балки домов ломятся от свисающих с них сыров, колбас, луковиц, помидоров в сетках, сушеных овощей и фруктов, снежно-белой бахромы вывешенных для просушки спагетти.

Вертеп 19 века в Риме на площади Испании

Рождественское чудо, воплощенное в вертепе, рождается из любви к каждой пяди окружающего мира. Ящики с цветами на маленьком деревянном балконе, котелок на очаге, посуда на полке, даже лопаты, прислоненные к стене – каждый предмет должен почувствовать, что вы в него влюблены!

Сегодня в интернет-магазинах рождественских фигурок можно приобрести миниатюрные тарелочки с традиционными блюдами и стойки со всевозможной снедью. Для тех, кто создает домашний вертеп собственными руками, объявляются мастер-классы: какие блюда следует «положить» в тарелочки, чтобы соблюсти традицию?

Генуя. Фрагмент вертепа. Продавщицы статуэток для рождественских вертепов

Художники так бережно воспроизводили детали исторических застолий, были так внимательны к деталям костюмов или к обстановке крестьянских домов 18-20 веков, что по рождественским вертепам теперь возможно изучать историю быта в том или ином регионе.

Классический вертеп 19 века, который на рождественские праздники выставляется в Риме (на лестнице, ведущей к церкви Троицы на Холмах), кажется «машиной времени»: приглядевшись, можно увидеть римские наряды времен Джузеппе Джоакино Белли и его друга Николая Гоголя: здесь и щеголь в цилиндре и романтическом плаще, и девушки в платьях, которые могла бы носить красавица Аннунциата из повести Гоголя «Рим».

Павлины, гепарды, обезьяны, слоны…

Арнольфо ди Камбио. Вертеп в базилике Санта Мария Маджоре, Рим

Одним из первых рождественских вертепов, в котором скульптор сделал попытку изобразить животных, стал «грот Рождества» работы Арнольфо ди Камбио (1289) в римской базилике Санта Мария Маджоре. Попытка оказалась не самой удачной: от вола и осла остались только головы. В 1478 году придворный аптекарь герцога Калабрийского не разделял недоверия к изображению животных. Может быть, у аптекаря были дети или внуки. Но он заказал для своего домашнего вертепа сорок одну фигурку, среди которых — одиннадцать овец и две собаки!

В том же XV веке в Европе среди свидетелей Рождества впервые появляются павлины и гепарды. Темно-синий павлин, слетевший на плетеную крышу над яслями, изгибает шею, оглядывая свой великолепный хвост, сложенный в знак смирения, — на знаменитой круглой картине «Поклонение волхвов» (1440-1460), выполненной фра Филиппо Липпи и фра Беато Анджелико.

В первые годы 15 века братья Лимбурги изобразили на странице знаменитого «Роскошного часослова» герцога Беррийского пару гепардов в красных ошейниках, доверчиво сидящих у ног Богоматери. Гепарды, которых тогда называли охотничьими леопардами, считались единственными большими кошками, которых можно было приручить. В Европе с гепардами (пардусами) охотились короли и герцоги; на Руси – князья. Гепардов, как символ смирения непокорной природы, приводили с собой к рождественским яслям цари-волхвы.

Одним из последних изображений гепардов как символического животного Рождества остаются миниатюры «Часослова Фарнезе», выполненные в 1546 году хорватским художником Джулио Кловио.

Позднее, в 17 веке, гостями рождественского вертепа стали обезьянки. Затем важной поступью к яслям прошествовали львы и слоны, которых слуги царей-волхвов приводили на поводках из Африки. В Неаполе свою роль в мистериях Рождества сыграли буйволицы, из молока которых уже тогда приготовляли сыр «моццарелла».

Вертеп болонской школы

В 18 веке среди мастеров, изготовлявших скульптуры для неаполитанских рождественских вертепов, славились братья Никола и Саверио Вассалло: Саверио нравилось делать фигурки коз и овец. Никола вырезал из дерева верблюдов, собак, мулов, быков и даже поросят.

Кстати, современные создатели вертепов время от времени запускают в рождественский мир розового поросенка, который доверчиво поводит пятачком, в надежде, что из него не наделают к празднику колбас.

Все вместе

Так выглядит подводный вертеп в воображении детей. Коллаж

Несколько столетий фигурки рождественского вертепа олицетворяли для всех детей Апеннинского полуострова праздник Рождества — с верой, чудом, подарками, звездной ночью. Потом в Италию пришла традиция украшать елку. Но одна традиция не перечеркнула другую.

Совсем недавно в коммуне Риводутри (провинция Риети), расположенной в 80 километрах от Рима, в честь Рождества вновь был установлен маленький подводный вертеп, который напоминает о временах Святого Франциска.

Подводный вертеп на озере Гарда (Италия)

В воде источника Санта Сузанна, пронизанного солнцем, угадываются фигуры Святого Семейства, вола и осла. Все тихо; гости спят, никто не нарушит их покой.

Подводный вертеп в Лигурии (Италия)

Вокруг них – рыбы, зеленые водоросли и камни, в которых можно угадать неясные очертания ясель. Вол и осел преклонили колени в своей подводной тишине, словно что-то увидели. и солнце играет на их спинах.

Подводный вертеп в водах источника Санта Сузанна, в коммуне Риводутри (Италия). Фото: Массимо Ренци

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version