Еще недавно пластиковая бутылочка минералки в руке являлась едва ли не атрибутом стиля. Нынче это – практически дурной тон. Мир потихоньку объявляет войну пищевой пластмассе, засоряющей планету и наши с вами организмы.
Мусор нового века – вечен!
Когда полтора века она только появилась в нашей жизни, человечество обрадовалось: легка, удобна. Первую – целлулоид – получил английский изобретатель Александр Паркс. Поначалу пластмассы создавали на основе натуральных материалов, потом принялись добавлять в них искусственные, придя в конце концов в полностью синтетическим продуктам – разнообразным, ярким, многофункциональным… Никто тогда и не задумывался, вредна ли она и чем вообще может грозить планете и каждому из нас в отдельности. Далеко не сразу выделили пластмассу пищевую, поняв, что не все пластиковые материалы подходят для хранения пищи.
Сегодня пластмасса везде. Ткните пальцем в любую сторону, непременно укажете на что-нибудь пластмассовое: бытовая техника, игрушки, обувь, мебель, ковры… Войдите на опушку почти любого подмосковного леса – наткнетесь на мусорную кучу, процентов на 70-80 состоящую из нее же. Где хрестоматийные банки из-под «завтрака туриста», газеты да бутылки? Одни тихо – мирно разлагались, другие можно было сдать на переработку. иль на переработку. Сегодня на опушке – прозрачные бутылки, пакеты, пластиковые контейнеры… С ностальгией вспомнишь о старой доброй помойке.
Мусор ХХI века почти не разлагается и не подлежит переработке. Безобидному пластиковому пакету из-под молока никогда не стать другим пакетом для молока, его посмертная судьба – быть мусором, и только мусором. Пластиковая бутылка разлагается больше века, пакет – двести лет, картонной коробке достаточно одного сезона, консервной банке – 10 лет. К тому же, многое из старых добрых отходов подлежит переработке.
В США год назад было произведено 40 млн тонн пластмассовых отходов. Переработать из них можно… лишь 7%. Что с остальными? Оседают в полях, реках, на пляжах, в морях и океанах.
Сорок лет назад на планете выросло уродливое Большое Тихоокеанское мусорное пятно. За это время оно увеличилось в сто раз! В водоворот размером с небольшой континент затягивает дрейфующий по мировому океану мусор со всего мира. По данным ученых Биологического института Скриппса, пластиковые предметы там измельчаются, превращаясь в кусочки не больше ногтя. У 9% пойманных в прошлом году рыб в желудках были обнаружены кусочки пластмассы – в том числе, и токсичной. По самым приблизительным оценкам, обитатели тихоокеанских вод поедают ежегодно от 12 до 24 тысяч тонн пластмассы. До недавнего времени именно эта проблема больше всего волновала экологов. Но оказалось, что пластмассовый корм для рыб – это еще не все, чем грозит Мусорное пятно мировому океану. Дело в том, что плавающие на поверхности воды кусочки пластика образуют поверхность – чего здесь никогда не было, естественно. На поверхности могут откладывать личинки водные насекомые, на них селятся водоросли, нарушая самым непредвиденным образом экологический баланс. Ведь до сих пор в северной части Тихого океана плавающих водорослей не было вообще в отличие от Саргассова моря или Северной Атлантики, именно за неимением твердых поверхностей. Но это все далеко, эффекты от подобного вторжения пластмассы в океан ученым еще только предстоит выяснить. Вернемся на кухню.
Стеклянный, деревянный, глиняный
Кухня 33-летней англичанки Джульет Скарф – на первый взгляд, самая обычная. Кухня как кухня. Таких в Лондоне тысячи тысяч. Чего-то правда, не хватает, чего-то очень привычного…
«Пластмассы!» – наконец, доходит до гостя.
«Ее никогда не будет ни у нас в доме, ни в наших организмах. – заявляет она. – Она везде и она отравляет нас. Ученые, видите ли, решили, будто пластик безопасен, но это не так!»
В прошлом году Джульетт бросила юридическую практику, чтобы полностью посвятить себя созданию собственной линии косметики. «Ненавижу пластик, – говорит она, – я больше не пью из пластиковых бутылок, и никогда не буду готовить или хранить продукты в нем», – говорит она.
На полках и в ящиках ее кухонных шкафов – тряпичные мешочки. В холодильнике – стеклянные и керамические контейнеры. Прихватки – шерстяные, детали комбайна – стеклянные. «Я сбилась с ног, чтобы найти блендер со стеклянной чашей, – жалуется она. – Это непросто. Кругом одна пластмасса». Процесс этот, как признается миссис Скарф – долгий и непростой. Она не считает себя фанатичкой и не пытается решить эту задачу с наскока. «Но едва что-то пластмассовое выходит из строя, – делится опытом, – я тут же меняю его на стеклянный, деревянный или керамический аналог». Скажем, в дорогу вместо минералки Скарфы берут стеклянные бутылки с кипяченой водой. Игра стоит свеч. «Я знаю, как часто женщины не могут забеременеть, – говорит Джульетт. – И я уверена, что причина этого – в обилии пластика вокруг нас. Мы с мужем собираемся заводить детей, так что я решила избавляться от пластмассы по мере сил».
Джульетт Скарф- одна их тех, кто отказался от пластиковых бутылок, контейнеров и вообще любых видов пластиковой упаковки. Она не одинока. Таких людей сегодня на Западе все больше и больше. Можно сказать, что это – новая мода, появившаяся лет пять назад. Если раньше джоггеры, велосипедисты и пешеходы сжимали в руках пластиковые бутылочки с водой, то теперь они несут бумажные контейнеры или фляги из нержавейки.
«Наши продажи выросли вдвое за последние три года», – говорит Нейл Томлинсон, основатель компании «Аквапакс», выпускающей воду в картонных упаковках. – Постепенно люди узнают, что содержится в пластиковой таре и может перейти в их организм – и отказываются от этого».
Так что же они узнают?
Вредные – и особенно для мальчиков
Вещества, о которых чаще всего идет речь – бисфенол А (ВПА), который используется при изготовлении твердой поликарбонатной продукции, и фталаты, цель которых – смягчение пластмасс. Их насчитывается 25 видов, а найти фталаты можно в детских игрушках, в том числе, и европейского производства, а также в некоторых видах пищевой упаковки. Согласно исследованиям, эти вредные вещества могут попасть из упаковки в напитки и пищу, которую мы употребляем. Заметили, каким жестким и ломким становится баллон из-под минералки, если использовать его неоднократно? Все очень просто: из пластика вымываются фталаты, а точнее, их выпиваем мы с вами. Вероятность попадания вредных веществ в пищу увеличивается с повышением температуры. Ясно, что особенно много подозрений вызывают контейнеры для приготовления пищи в микроволновках.
Еще 8 лет назад Американский центр по контролю и защите от болезней провел анализ мочи у 2500 человек и обнаружил бисфенол А у 90% испытуемых! А исследование, проведенное в 2008 году Американской Национальной токсикологической программой, выявило, что БПА влияет на мозг и простату совсем маленьких детей. Именно у малышей содержание этих веществ чаще всего является повышенным. Если в организм взрослого человека попадет 5 мг вещества, это не страшно, но для ребенка такая доза может оказаться очень весомой.
Одна из самых больших опасностей, которые таят в себе и БПА, и фталаты, заключается в том, что они ведут себя как «природные эстрогены», т. е. в организме принимают вид гормонов. Не так давно Британское общество борьбы с раком груди добилось запрета на детские бутылочки, содержащие БПА, в Евросоюзе, а теперь хочет расширить эту меру на все виды пластмасс, которые входят в соприкосновение с пищей. Люди, как правило, не ощущают влияния, зато многочисленные исследования показывают: содержащиеся в пластике вещества способны воздействовать на плод, находящийся еще в утробе матери! Ученые говорят, что природный эстроген может вести себя как «эндокринный разрушитель», влияя на сексуальное развитие, приводя к раку груди, простаты и яичек, снижая уровень рождаемости. В реках он воздействует на рыб и моллюсков, сменяющих пол с мужского на женский.
Вот еще факт. Он был выявлен сразу в нескольких развитых странах мира – от Дании до Израиля. После окончания II Мировой войны (как раз тогда, когда человечество «влюбилось» в пищевую пластмассу) в этих странах был отмечен рост мужского бесплодия почти на 50%, а также резкий скачок уровня рака яичек. Что это – совпадение или мы имеем дело с причиной и следствием?
За последние годы на исследование БПА было потрачено 150 миллионов фунтов стерлингов, результаты публиковались в газетах более чем 5 тысяч раз, но… ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно опасности этого вещества. По словам профессора-эндокринолога Ричарда Шарпа из Центра медицинских исследований жизнедеятельности, большинство результатов опытом, самых важных опытов и экспериментов не поддается воспроизведению, а ведь это – основа науки. Пример: лабораторные исследование на грызунах продемонстрировали, что мышата и крысята мужского пола, рождающиеся от матерей, подвергнувшихся влиянию фталатов, имели врожденные дефекты, а в дальнейшем – и отклонения в половом развитии. Однако эксперименты на более крупных млекопитающих подобных результатов не дали.
Поэтому до объективности тут далеко.
Тем не менее, многие люди убеждены, будто БПА и фталаты – некое дьявольское зелье, и винят эти вещества едва ли во всех болезнях. А когда кто-то говорит, что его исследования не подтверждают этих данных, его тут же обвиняют в сотрудничестве с пластмассовой индустрией или в том… что подопытные мыши у него подсадные.
Быть может, ясность внесут официальные органы. Но и тут немало разночтений. Британское Агентство по пищевым стандартам заявляет: «Небольшие количества БПА могут проникать из упаковки в еду и напитки, но они настолько незначительны, что вряд ли можно говорить о каком бы то ни было вреде для здоровья». Американское же Управление по продовольствию и медикаментам предупреждает: «Недавние научные изыскания внушают некоторые поводы для опасений относительно влияния БПА на мозг, поведение и состояние предстательной железы взрослых и детей».
Ну, а «пластмассоделы», само собой, утверждают, что время давно уже доказало полную безопасность их продукции. Представитель Британской Федерации пластмасс говорит: «БПА и фталаты являлись объектом широких научных исследований и отчетов для правительств. Свидетельств в их пользу настолько много, что можно со всей ответственностью утверждать: уровни обоих веществ, входящих в соприкосновение с человеческим организмом крайне низки и находятся в пределах допустимых норм, выработанных властями разных стран».
С представителями всех этих точек зрения эти трудно спорить. Слишком много свидетельств и «за», и «против». Слишком много противоречий. И все же, пока ученые и представители власти придут к общему выводу относительно безопасности/опасности пластмасс, что делать нам?.
Куда деваться?
С одной стороны, все просто. Даже если ученым и не удалось полностью доказать вредоносность входящих в состав пластмассы веществ, полезными для здоровья их точно назвать нельзя. А если к тому же вспомнить о лесных помойках, Тихоокеанском мусорном пятне и питающихся пластиком рыбах, ответ напрашивается сам собой. Потихоньку надо если и не полностью исключать пластмассу из своей жизни, то, по крайней мере, стараться, сокращать ее количество.
- Вот лишь несколько простых шагов.