Во всем мире борьба с бедностью сегодня – это любимая тема для заявлений политиков. «Самой ожесточенной из битв» неоднократно называл борьбу с бедностью председатель госсовета КНР Си Цзыньпин. Методы этой борьбы, например, важная тема для сессии китайского парламента, открывающейся 5 марта 2019 года. В Пакистане в феврале 2019-го анонсирована программа по борьбе с бедностью. В Азии, Африке, Центральной и Южной Америке политические лидеры призывают покончить с нищетой и как можно скорее.
Борьба с бедностью – глобальный тренд нынешнего десятилетия, который будет важен и в 2020-е годы. Документ ООН «Повестка дня в области устойчивого развития» ставит задачу максимально сократить нищету к 2030 году. Цель победить нищету во всем мире к 2030 году поставил себе Всемирный банк.
Нищетой, или крайней бедностью, Всемирный банк называет жизнь на 1,9 доллара (125 рублей) в день.
Не спешите сравнивать этот план с утопическим обещанием Хрущева построить коммунизм за 20 лет. За последнее десятилетие сократить нищету в несколько раз смогли немало стран, для которых эта задача казалась неподъемной. Более того, они вышли на темпы роста благосостояния, которые делают цели Всемирного банка реалистичными.
Эксперты банка считают весьма вероятными шансы покончить с нищетой для азиатских стран. Рассмотрим пример разных подходов к решению проблем бедности в трех сопредельных странах – Китае (население более 1,4 млрд человек), Пакистане (203,2 млн) и Бангладеш (168 млн).
Управляемый коммунистической партией Китай реализует самую масштабную в мире программу борьбы с бедностью. Исламский, полуфеодальный, многие годы управлявшийся военными Пакистан собирается использовать этот китайский опыт. Бангладеш, также мусульманская страна, отделившаяся от Пакистана в 1971 году, идет своим путем, но в последние годы испытывает на себе все большее влияние КНР.
По прогнозам, Китай и – неожиданно – Бангладеш смогут победить нищету уже в 2020-21 годах, опережая планы ООН и Всемирного банка почти на десять лет. У Пакистана дела обстоят сложнее, но и там происходят перемены.
Китай: переселение бедняков в города и дисциплина для бедных
740 миллионов человек или 94,4% сельского населения Китая вышло из нищеты с 1978 по 2017 годы, – такие данные привело в сентябре 2018 года Государственное бюро статистики КНР. Эта цифра составляет 70% людей во всем мире, переставших жить в крайней бедности. Из них последние 5 лет из нищеты власти Китая вывели 68 миллионов человек. Осталось еще 16 миллионов, доход которых планируют повысить за два года и перейти к обществу гармоничного развития и средней зажиточности. Средний годовой доход сельских жителей в бедных районах страны рос в среднем на 10,4% ежегодно.
Китайский подход к борьбе с бедностью на селе подразумевает доминирование государства и постоянный сбор статистики. В Госсовете КНР действует комитет по борьбе с бедностью, который координирует выполнение национальной программы. В стране была создана система институтов по борьбе с бедностью: страхования, инвестиций, социальной помощи, сбора данных, аналитики и отчетности.
В августе 2018 года был опубликован совместный документ Госсовета КНР и ЦК Коммунистической партии Китая о борьбе с бедностью. В нем утверждается, что Китай придерживается идеи интеграции мер по борьбе с бедностью, помогая людям повысить уверенность в собственной способности вырваться из нищеты.
Бедные люди должны быть обеспечены едой и одеждой, дети из бедных семей должны получить гарантированное девятилетнее общее образование. Базовое медицинское обслуживание и бытовые условия бедных также должны быть гарантированы. С 2004 года в стране развернута система всеобщего государственного здравоохранения, а системой государственного страхования охвачено более 95% населения. Особое внимание программа уделяет сокращению нищеты в самых бедных районах страны: Тибете, Ляншань-Ийском автономном округе, в горном районе провинции Сычуань и Нуцзян-Лисускому автономному округу в провинции Юньнань.
В борьбе с бедностью китайские идеологи реформ и экономисты опираются на инвестиции и адресную помощь в экономическом развитии отдельных отраслей экономики, стимулирование занятости и оптимизацию размещения промышленности. Весной 2016 года Банк развития сельского хозяйства Китая запланировал выделить за пятилетку около 460 миллиардов долларов на сокращение бедности в сельских районах. По этой программе, в 2017 году было выделено 14,4 млрд долларов. Кроме того, был китайские госкорпорации создали инвестиционный фонд размером 1,82 миллиарда долларов для поддержки в бедных районах страны местного производства, сельского хозяйства и развития промышленности, прежде всего добывающей.
В городах преодоление нищеты связано с ростом числа рабочих мест, доступности образования и здравоохранения. В 2018 году в КНР был зафиксирован самый низкий уровень безработицы за последние годы – меньше 4 %.
На практике не все так гладко. Преодоление нищеты на селе связано с переселением жителей в города.
За десять лет Китай планирует переселить в города до 250 миллионов человек.
Для этого запускаются огромные инфраструктурные проекты. Власти, озабоченные ростом мегаполисов, заставляют бывших жителей перебираться в третьеразрядные города с недостаточно развитой инфраструктурой.
Декларируемое построение общества средней зажиточности не отменяет сильного социального расслоения, преодоление нищеты не решает проблемы относительной бедности.
Участие в новом гармоничном обществе будет «оплачено» большей зависимостью личности от государства. Параллельно с кампанией по борьбе с бедностью в стране строится система, на основе big data фиксирующая благонадежность граждан.
На местах кампания оборачивается принудиловкой. Вот что пишет 28 февраля Taipei Times (Тайвань): «Отсутствие процессуальной прозрачности ведет к злоупотреблению властью со стороны чиновников низшего звена, так, например, муниципальные и районные чиновники вынуждали семьи китайцев-христиан, тибетцев-буддистов и мусульман-уйгуров с низкими доходами становиться социалистами против своей воли в обмен на государственные социальные пособия. Этот нисходящий механизм распределения благосостояния в первую очередь предназначен для того, чтобы дисциплинировать бедных, а не удовлетворить их насущные потребности и позаботиться об их благополучии».
Много говорится о преодолении бедности в Синцзян-Уйгурском автономном районе, однако там меры по преодолению бедности сопровождаются беспрецедентным усилением полицейского и идеологического контроля. Правительство жестко контролирует сферы помощи, чтобы избежать пожертвований на оппозиционную деятельность. В стране с проблемами сепаратизма в бедных регионах – Тибете и Синцзян-Уйгурском автономном районе – под пристальным вниманием властей находится и география оказания помощи.
Пакистан: социальное жилье и равнение на Китай
В феврале премьер-министр Пакистана и лидер партии Движение за справедливость Имран Хан анонсировал масштабную программу по борьбе с бедностью. Уровень бедности в стране составлял 24,3% (данные за 2015 год). Образцовым Имран Хан считает китайский подход к борьбе с бедностью: государственное участие, масштабные проекты, доступ к медицинскому обслуживанию. Все государственнные учреждения, в обязанности которых входит борьба с бедностью, должны быть поставлены под единый контроль. Особое внимание должно уделяться медицинскому обслуживанию в бедных районах.
Влиятельная газета Pakistan Today раскритиковала этот план, назвав это стандартными обещаниями, которое делает каждое правительство и потом тихо их хоронит. Пакистанская экономика нестабильна, в настоящее время правительство ведет переговоры с Международным валютным фондом о кредите в 12 миллиардов долларов.
Драйвер роста для экономики Имран Хан видит в строительстве социального жилья. В чем-то здесь напрашиваются аналогии с московской программой реновации. В октябре 2018 года лидер страны запустил программу «Новый Пакистан» (Naya Pakistan). Она предполагает за 5 лет построить 5 миллионов домов для бедных. Сейчас в стране строится 250 тысяч домов в год, при потребности 700 тысяч.
Огромный масштаб строительства должен привести к созданию 6 миллионов рабочих мест в 40 направлениях промышленности и сферы услуг.
Будет создана служба одного окна, в которую люди смогут подать заявку на улучшение жилищных условий. Преимущество получат госслужащие, а также те, у кого нет своего жилья. Одновременно будет происходить сбор статистики по жилью.
Строить собираются прежде всего в самых бедных районах страны, однако предполагается и сбор данных по трущобам в Карачи и Исламабаде. Дело в том, что трущобы и самострой там стоят на очень дорогой земле, и переселение их обитателей в новые дома откроет возможности для инвестиционного строительства.
Компании, участвующие в программе получат налоговые льготы. Премьер-министр сказал, что местные власти могут запускать собственные программы строительства, аналогичные «Новому Пакистану». Также собираются развивать систему ипотеки, которая сейчас в Пакистане непопулярна (0,25% домов и квартир покупается по ипотеке, в Бангладеш – 3%, а в Индии – 11%).
Проблема бедности на является для Пакистана новой. Российские специалисты по экономике этой страны Ирина Жмуйда и Марина Морозова отмечают: «Она существует с момента обретения государством независимости в августе 1947 г. Специфика бедности в пакистанском обществе характеризуется тремя аспектами». Эти три аспекта: географическое расположение в традиционно бедном регионе, высокие темпы роста населения (1,8-2,15 в год), хроническая социальная разделённость, фактически феодализм при наличии небольшой прослойки крупных землевладельцев, на которых работают крестьяне, коррупция и смена череды военных режимов.
На селе бедных существенно больше, чем в городах. Уровень жизни резко различается от района к району страны. Юг и регионы, граничащие с Индией живут богато, Север и регионы, граничащие с Ираном и Афганистанов – бедно. Так 73% людей в Фата и 71% в Белуджистане живут в бедности, в то время как в Пенджабе – 31%, а в Синде – 43 %. Если в крупнейшем городе страны Карачи (центр провинции Синд) бедняков менее 10%, то в таких районах Белуджистана, как Кила-Абдулла, он составляет 90%.
Бангладеш: бедность из-за наводнений
В конце февраля ООН перевела Бангладеш из категории «наименее развитых» стран в развивающиеся. Со дня отделения от Пакистана в 1971 году эта страна в дельте Ганга, периодически переживавшая катастрофические наводнения, считалась одной из самых бедных в мире.
В первые годы после получения независимости к нищим относилось до 82% бангладешцев. Голые дети, играющие среди пластикового мусора. Толпа, штурмующая автобус. Трущобы на фоне недостроенных бетонных коробок и душераздирающие картины смытых наводнениями деревень, – все эти красочные картинки можно найти простым запросом по слову «Бангладеш».
Однако на удивление всем, с начала 2000-х, а особенно в 2010-х страна рванула вперед. Темпы экономического роста составили 6,5% в год, что больше, чем у Индии и у Пакистана. Нищета сократилась до 8,5%.
Население страны увеличивается со скоростью 1,1% в год, что немного меньше, чем рост населения в Индии (1,1%) и существенно меньше, чем в Пакистане (2%). Поэтому и доход на душу населения здесь увеличивается более быстрыми темпами по сравнению с соседями.
Секрет экономического успеха можно увидеть в ставке на развитие швейной промышленности, дешевизне и… бесправии рабочих.
Когда Бангладеш входил в Пакистан, центральные власти подавляли профсоюзы, чтобы не допустить рабочего движения и сепаратизма. Рудиментом после отделения остались законы, дающие большую свободу предпринимателям в отношении найма рабочих и возможностей расширения бизнеса.
Однако экономические успехи не стали панацеей от бедности. Несмотря на ускорение роста экономики в последние годы темпы сокращения бедности замедлились. Национальный уровень бедности снизился на 1,2 процентных пункта ежегодно с 2010 по 2016 год по сравнению с 1,7 с 2005 по 2010 год. В стране велико неравенство между богатыми и бедными, а рост потребление в последние годы замедлился с 1,8 до 1,4%.
На уровень жизни бангладешцев оказывают огромное влияние разливы Ганга и Брахмапутры, уничтожающие дома местных жителей и плоды их труда в сельском хозяйстве.
Наводнения случаются особенно разрушительными, потому что жилье у воды значительно дешевле, и многие бедняки не платят за защиту от разливов рек. У них просто не хватает наличных денег, хотя они готовы бесплатно отработать на того, кто им построит системы защиты от потоков воды, отдать в оплату часть урожая или выделить участки из своих земель.
Они живут в порочном кругу: селятся там где дешевле, потом наступает катастрофа, вода уничтожает ресурсы, и люди не могут восстановиться. Это тот случай, когда, вероятно, необходимо расширение государственных программ по защите от стихийных бедствий.
Создание среды
Борьба с бедностью не означает залить проблему деньгами, ее не выиграешь одним лишь увеличением пособий или даже созданием рабочих мест и доступа к займам на развитие своего дела или улучшение жилищных условий.
Европейская сеть по борьбе с бедностью (EAPN) отметила ряд ключевых факторов, в результате которых человек наиболее подвержен риску оказаться в бедности: безработица, низкий уровень образования, инвалидность, плохое здоровье, принадлежность к меньшинству той или иной этнической группы, жизнь в отдаленной или бедной общине. Вот все эти факторы и должны учитываться при борьбе с бедностью.
У людей должно быть желание делать свою жизнь лучше и развиваться. Они должны ощущать себя защищенными и не бояться, что их собственность уничтожит тайфун или отнимут бюрократы или близкие к власти бизнесмены.
У них должны быть институты, которые помогут сделать так, чтобы их голос власти слышали постоянно, а не только тогда, когда они провозглашают кампанию по борьбе с бедностью. У них должен быть доступ к образованию и здравоохранению. Влияет даже экологическая обстановка, как мы видим на примере Бангладеш.
Мы видим, что бедность возможно сократить даже там, где она исторически была всегда, и что российские проблемы бедности не уникальны. Самое главное – не поддаться соблазну решить, что если вы переведете миллионы людей на жизнь за 1,92 доллара в день (т. е. выше черты крайней бедности, по Всемирному банку), то вы решили все проблемы.