Сколько помню себя, всегда в нашем доме были собаки, кошки и прочая живность. В шестидесятые годы русская интеллигенция подалась в деревни, мы были не исключением, и там у нас завелись кролики, куры и корова Доча. Кроликов мы резать не могли и они плодились нещадно, приходилось раздавать соседям, курочки несли яйца и иногда попадали в суп, хотя тоже не без слез моей мамы, а вот корова с ласковым именем Доча и красивейшими карими глазами, давала много молока.
Я научилась доить и даже косить траву. Вот и в Париже, с нами всегда жили собака и кошка, к уходу за малым животным миром, мы прибавили расходы на участкового ветеринара и медицинскую страховку. Эта страховка, была нашим спасением, потому как наша собака оказалась слабым существом. Прожила она 17 лет, но болела постоянно: операции, профилактика, уколы, витамины, лекарства…не счесть расходов! Мне часто говорили: « усыпи ты ее, ведь небось стоит она бешеных денег, почти как уход за машиной». Но так как машины у нас никогда не было, я предпочла тратить деньги на нашу собачку. Когда она болела, то все мое существо болело за нее, а когда болела я, то она залезала на кровать, прижималась ко мне всем своим тельцем и будто вытягивала хворь. И тогда, я все чаще стала задумываться, почему животные болеют и умирают как люди, ведь они не совершили никаких грехов в отличие от Адама и Евы?
Мне очень хотелось найти правильный ответ и не просто ответ обывательский, а человека опытного, богословски образованного и православного. И вот однажды я поделилась своими мыслями с владыкой Василием (Кривошеиным) монахом, молитвенником, прожившим на Афоне почти 28 лет. Он сказал мне: «Дух Божий призывает нас любить все живое, беречь и не повредить это – и животное, и цветок, и букашку не растоптать. Сострадать всякому существу. На Святой Горе у нас было много всякой живности и она как-бы сопутствовала всей монашеской братии на протяжении всех времен. Афон в своей первозданности сохранил множество разных птиц, редких разновидностей бабочек, были и дикие волки и лисы, а котов видимо не видимо. Они были очень уважаемы монахами, так как уничтожили почти всех змей и мышей. А для меня долгие годы работающего в библиотеке, это был настоящий подарок. Книги от мышей-грызунов были спасены! Кошки домашними животными у нас не признавались, а потому жили свободно. Знаю, что и св.Силуан Афонский вдумывался в смысл взаимоотношейний человека и животно-растительного мира, бережного к нему отношения »
Наверное, мой разговор с Архиепископом Василием (Кривошеиным) был во многом для меня глотком свежего воздуха. И я подумала, что если уж аскетики со Святой Горы, так чтят души наших братьев меньших, то нам и Сам Бог велел. А чуть позже, читая книгу «Самопознание» Николая Бердяева, я наткнулась на такие строки: «Жгучую, пронизывающую жалость испытывал я часто, когда смотрел в глаза животных. Есть выражение глаз страдающих животных, которое нельзя вынести. От этого взгляда вся скорбь мира входит в вас».
В известной книге воспоминаний Н.А.Кривошеиной «Четыре трети нашей жизни», есть рассказ о том как ей пришлось расстаться со своей любимой бульдожкой Мотей, перед тем как она бежала через лед Финского залива в 1919 г. из Петрограда. Взять ее с собой она не могла, а от голода собачка уже стала есть чемоданные ремни. Пришлось Мотю усыпить и собака понимая всю безвыходность ситуации физически плакала роняя крупные слезы… Больше Нина Алекссевна не заводила собак никогда.
Мне это так понятно, потому как много раз в жизни я сталкивалась с болезнью и смертью близких четвероногих существ. Думаю, что те кто пережил это понимают, что невозможно через пару дней, пойти в магазин и купить как новую «игрушку» замену старому другу.
Наши жизни и души связаны с братьями меньшими как на этом свете, так и на том. Сколько же мы отдаем им чувств и ласки. Подтверждение этому – слова церковного песнопения: всякое дыхание да хвалит Господа! Церковь помнит заповедь, данную Богом : «Владычествуте над рыбами морскими, и над зверьми, и над птицами небесными, и над всяким скотом…( Быт.I, 28)» Вот почему ярким примером проявления милосердия к животным служили всегда монастыри, где их разводили и где они служили не только украшением обители, но и утешением человеку. Многие святые так или иначе связывали свою жизнь с животными: святой Косма совершал исцеления не только в городах, но и в пустынях призревал на бессловесных, так что все твари, страдающие каким-нибудь недугом, шли за ним следом. Преподобный Антоний Великий (251-356гг), один из первых пустынников, заложивший основы монашества, считается покровителем животных. Он жил в Египте и был известен тем, что разговаривал с животными и птицами…. Еще можно добавить, что на многих иконах мы видим изображения животных. На иконе Флора и Лавра – кони, рядом с Модестом Иерусалимским – собака. А на современной иконе преподобного Нектария Оптинского – кот.
Мы современные, городские люди, очень спешащие жить, часто заводим себе четвероногое существо по разным причинам: то ли от одиночества, то ли на забаву себе или ребенку, а собаку- заведомо утилитарно, для охраны собственности. Ну, а потом… отработал, состарился, заболел, надоел…И без всякого сожаления можно усыпить и купить молодую и здоровую. Чаще всего, в такой ситуации о душевных переживаниях разговор не возникает. Собака уже превращается не в равного помощника, друга человека, а в бойцовый «спецназ». Но стоит вспомнить, что в Швйцарских Альпах, монахами ордена Св.Августина, была выведена в XIII – XIV особая порода собак, для спасения людей в заснеженных горах. Добродушные, огромные, бело-рыжие собаки оказывали неоценимую услугу в те удаленные от нас века, когда не было ни вертолетов, ни МЧС и не было лыж. Сенбернары отыскивали людей в снегах, откапывали погребенных под лавинами заблудившихся путников.
И здесь они выступают с нами на равных.
* * *
На Западе существует закон о жестоком обращении с животными, который вполне применяется на деле. Многочисленные ассоциации и «Лига прав и защиты животных» строго следят за тем чтобы звери жили достойно. Более того, в их функции входит инспекция лабораторий, где проводятся опыты на животных. Понятно, что ученые не могут обойтись без исследований различных вакцин и новейших препаратов на крысах, обезьянах, свиньях…но тут же вступается за них «Лига», которая следит насколько ученые далеко зашли в своих лабораторных «мучениях» над «подопытными кроликами». Совсем недавно в Университете штата Оклахома был заблокирован проект по испытанию вакцины от сибирской язвы на обезьянах. Причиной такого решения стали страдания испытуемых животных, которых заразили сибирской язвой. Для проведения испытаний подопытным обезьянам при университете был построен даже специальный виварий.
Во Франции, в день праздника Курбан-байрам, многие мусульмане проводят ритуальные жертвоприношения. Одно время это проходило в квартирах, на балконах, а потом перенеслось и во дворы. Вопли животных разносятся далеко. Соседи стали протестовать и за дело взялась «Лига» и французские парламентарии. Знаменитая защитница животных Брижит Бардо выразила озабоченность ритуальным закланием баранов в городах, т.к. процедура эта выглядит откровенно шокирующей: несчастные звери истошно кричат, льется кровь, совершаются прилюдные помазания кровью, что вполне травмирует людей других вероисповеданий живущих по соседству.
С бездомными котами и собаками в Париже дело обстоит так: их отлавливают, (но пускают не на мыло и не на шапки ушанки), а делают прививки от бешенства, чаще всего кастрируют и передают в приюты . Во Франции, довольно много кладбищ для животных, одно из них под Парижем, в местечке Аньер. Это особое место, где как и на «наших» кладбищах есть надгробия, трогательные слова, цветы, фотографии и подарки…
В осознании божественной миссии природы, человека и животного мира, Италия, может служить примером для многих. Здесь каждый год 17 января в «День животноводов» на площади св.Петра в Риме собираются тысячи людей. Покровителем животных является святой аббат Антоний, один из первых раннехристианских пустынников, живший в Египте с 251-356 гг. Он умер в взрасте 105 лет и был известен тем, что разговаривал с животными и птицами, был окружен ангелами и боролся с дьявольскими нападками .
По всей Европе, на чистом интузиазме, без принуждения со стороны государства и церкви, активно работают молодежные организации по охране окружающей среды. Есть среди них скаутские группы, состоящие из агностиков, а есть и христианские. Ранней весной они высаживают саженцы деревья в районах Франции пострадавших от лесных пожаров, летом очищают пляжи и водоемы. К этому необходимо добавить, что молодые экологи энтузиасты помогают и одиноким старикам. Их девиз: « Милосердие без границ».
Обратимся в глубину веков, только так мы сможем осознать не просто обожествление, но и не побоимся этого слова «очеловечевания» животных, осознание их непосредственного влияния на нашу жизнь и судьбу. Вот и святой Косма совершал исцеления не только в городах, но и в пустынях призревал на бессловесных, так что все твари, страдающие каким-нибудь недугом, шли за ним следом.
Мир, созданный Богом в гармонии, стоит сегодня на краю экологической катастрофы. Нам, христианам, хорошо бы прислушаться к стонам и воплям, проявить милосердие к братьям меньшим благодаря Ною спасшимся в его Ковчеге.
Шестой день Творения: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт 2:20).
Вспомним и Ноев Ковчег, и обращенные к Ною слова Бога о «птицах и всех зверях земных», и библейского пророка Иону, который три дня и три ночи пробыл во чреве кита и в результате стал изливать длинные хвалебные песни Богу. Последний, в конце концов, желал только проучить пророка, а кит был неким добрым посланцем и посредником в наущении Ионы. После того как кит выпустил Иону, тот отправился в Ниневию, где пророчил о скором разрушении города: «Еще 40 дней и Ниневия будет разрушена!». Эти простые слова имели замечательные последствия: жители тотчас же уверовали в Бога, объявили пост и все поголовно надели вретища, не исключая и самого царя, который издал указ о великом посте не только для людей, но и для скота: «Чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый отвратился от злого пути своего и от насилия рук своих» (Иона. 3:7).
Вся мифология, сказочная и былинная, наполнена персонажами животного мира: птицы, звери, ползучие и плавающие – все они обладают характерами и говорят на понятном нам языке. Не странно ли? Вероятнее всего, что эпос, не мог бы родиться из ничего, а потому можно предположить, что в его основе находятся ветхозаветные тексты, жития святых и христианские притчи. В раннехристианском символизме апостолов изображали в виде 12 овец, стоящих вокруг агнца Божьего и не странно ли, что именно животные существа стали символами четырех Евангелистов: Орел соответствует Иоанну Богослову; Телец – Луке, Лев – Марку и Ангел – Матфею. Традиция Писания нашла продолжение и далее. Средние века изобилуют прекрасными сказаниями.
В мире за последнее время вышло много исследований о мозге животных. Во Франции доктор философских наук Элизабет де Фонтене, специалист по Дени Дидроту, написала уже несколько книг о человекоподобии животных и об ответсвенности человека перед ними. Многие западные ученые всерьез заняты проблемой взамодействия животного и растительного мира на мозг человека. В этот комплекс входит целый букет эмоций испытываемый человеком от общения с внешним миром: нежность и ласка, цвет, запахи и осязание, воспитание и наконец исцеление. Учеными уже доказано благотворное влияние дельфинов и лошадей при лечении тяжелых детских психических недугов, а котов и собак на пожилых одиноких людей. Ничего нет странного, что в православной Руси, было запрещено употреблять в пищу голубей и лошадей! Этому, нужно искать прямое объяснение в Писании.
Ксения КРИВОШЕИНА, Париж