Представители благосферы замечают: бизнес (особенно средний) все чаще помогает фондам не только и не столько деньгами, сколько делами. Этот тип централизованного, «компанейского» волонтерства удобен всем. Фонды признают, что им удобнее получать помощь pro bono, чем просить деньги и платить за те же услуги. А компании отмечают, что им интересно вкладывать в благотворительную работу свои ресурсы и свой интеллектуальный капитал.
«Помогать делом – явный тренд»
Директор фонда «Детские сердца» Катя Бермант отмечает, что благотворительный вклад – так принято считать – это или волонтерство, или деньги. А ведь огромное значение имеет ресурсная поддержка. «У нас был замечательный пример с компанией ИКЕЯ – они передавали нам рамы для наших выставок. Ведь любые работы, оформленные в рамы, становятся совершенно иного качества. Картинка – просто бумажка – сразу приобретает вес и ценность в раме. За что компании огромная благодарность! – говорит Катя. – Но когда мы пытались сказать компании «спасибо» публично, у нас не получалось. Написали просто «одна крупная компания». Есть негласный закон в прессе – не нужно публиковать названия фирм, якобы это скрытая реклама. Да я уверена, что такому гиганту, как ИКЕЯ, реклама подобная не нужна! Они найдут как заявить о себе. Они всем известны. А вот про то, что ИКЕЯ ведет благотворительную работу, знают не все».
Катя Бермант считает, что настало время говорить об участии бизнеса в благотворительности. Ведь и сами компании перестали скрывать свою социально-полезную деятельность.
Прекрасный пример такого участия – поступок сети отелей «Азимут». Фонд устраивал «благотворительные гастроли» по регионам, и «Азимут» предоставил участникам этих выездов номера в гостинице Костромы, а еще и конференц-зал с оборудованием. «Это прекрасный пример того, как гостиничный бизнес помог нам своими ресурсами. Ведь в итоге наша работа в регионах дала свои ростки. Там стали проводить подобные нашим акции. Стали проводить фестиваль Шарлотки! То есть в итоге город получил экономическую выгоду. Да, отель никакой выгоды не получил. Но они поучаствовали в общем полезном деле».
А еще Катя вспоминает забавный случай. Она готовилась, как часто бывает, сразу к нескольким мероприятиям, а тут еще и выставка Ангелов, и вдруг, пробегая по вечерней улице, директор фонда увидела вывеску багетной мастерской. «Я вбежала в салон и объяснила, что мне нужно срочно сделать раму для картины. Они, услышав, что мы готовим благотворительную выставку, сразу предложили сделать багет со скидкой. В итоге мастерская Юлии Галыгиной – уже давно – помогает нам бесплатно. К примеру, выставку Тани Задорожней, которая состоится у нас 30 октября, оформляли тоже они. Им нравится, что они причастны к симпатичным формам благотворительности. А началось все со скидки».
«Тенденция оказывать помощь делами – это нечто новое»
Екатерина Чистякова, директор фонда «Подари жизнь», рассказывает, что у ее фонда много помощников pro bono. «Многие из них являются и нашими донорами, жертвуют деньги. Зачастую компании выходят на нас сами. Но и мы со своей стороны обращаемся за помощью, так как иногда бизнес даже не подозревает, что их продукт или услуга может быть полезна в нашей работе помощи детям», – отмечает Екатерина.
Кроме очевидных потребностей – средств на лекарства, операции, обследования, за которые фонд может платить благодаря пожертвованиям, у подопечных фонда очень много других нужд. И перед самим фондом стоит большое количество таких задач, на которые он не может тратить пожертвования, но которые все же необходимо решать. «Помощь pro bono – это то, без чего мы не смогли бы работать. Это такие маленькие звенья одной большой цепи, из которых, на самом деле, и складывается помощь, – говорит Екатерина Чистякова. – На покупке лекарств, оборудования – помощь не заканчивается, к сожалению. На пути выздоровления от рака, семье ребенка приходится сталкиваться с множеством проблем и мы, благодаря поддержке благотворителей pro bono, можем быть рядом в любой ситуации».
«Например, в больнице важна стерильность. Мамам приходится стирать по несколько раз в день. Это значит, что нужны стиральные машины, и тогда на помощь приходит компания Hansa и выдает нам эту бытовую технику бесплатно, – рассказывает директор фонда «Подари жизнь». – Нам зачастую нужно пересылать важные документы в регионы: медицинские расходники, препараты и многое другое. Платить за услуги курьерских служб мы не можем себе позволить, нам важно, чтобы все пожертвования уходили на помощь детям. Поэтому мы договорились с компанией MajorExpress и пользуемся их услугами бесплатно, и это тоже огромная помощь, без которой работа в фонде просто остановилась бы.
Лечение наших подопечных всегда длится долго, порой много месяцев. Конечно, детям нелегко все время находиться в больничных стенах и не терять присутствие духа. А ведь для победы над болезнью очень важен позитивный настрой! Поэтому, когда разрешают врачи, волонтеры устраивают для ребят «выездные мероприятия». Театры, цирки, кинотеатры, музеи – наши благотворители pro bono, они выдают нам бесплатные билеты для детей и их родителей на свои представления, спектакли, концерты, выставки.
Когда ребенок уезжает домой на перерыв в лечении, ему вместе с мамой нужно как-то добраться до вокзала или аэропорта. Общественным транспортом пользоваться нельзя из-за сниженного иммунитета, а волонтеров-водителей у нас не так много, и они не всегда могут помочь. На помощь нам пришли «Ростакси» и такси «Фаэтон», они каждый месяц дают нам бесплатные поездки для таких случаев».
Екатерина Чистякова отмечает, что в российской благотворительности есть проблема отсутствия специализированного образования или каких-то профессиональных курсов. «Все мы – профессионалы каждый в своей области: финансисты, психологи, учителя, журналисты, но – самоучки в благотворительности. Набираемся знаний и навыков опытным путем. Это, конечно, неправильно. Ведь от нашего профессионализма, от эффективности нашей работы зависит то, скольким детям мы сможем помочь. Нам повезло, что это понимаем не только мы, но и профессиональные тренеры, которые тоже предложили нам свою помощь pro bono.
Компания CouchАнгелы бесплатно проводят индивидуальные коуч-сессии с нашими директорами: это позволяет по-новому взглянуть на вопросы формирования и успешного управления командой, найти ответы на вопросы о специфике мотивации сотрудников некоммерческой сферы. А компания KPMG даёт возможность нашим сотрудникам участвовать в тренингах, которые они проводят для своего персонала, а также проводит специальные тематические семинары в рамках проекта «Школа КМПГ для НКО». Например, в нашей работе без понимания, как профессионально справляться со стрессовыми ситуациями, просто никуда, поэтому мы, в том числе, отправляли сотрудников на тренинг «эмоциональная устойчивость или управление стрессом»». Помогают фонду и юристы. Адвокатское бюро «Бартолиус» берет на себя все самые сложные случаи нарушения прав наших подопечных, вопросы работы фонда. А еще один важный пример, казалось бы, не очевидной помощи, отмечает Екатерина Чистякова, – это сцена, музыка, свет, техника на благотворительных мероприятиях. «Мы не можем себе позволить тратить спонсорские деньги на это, поэтому уже много лет назад нашли себе партнеров – компанию «Огни города». Они бесплатно дают нам все оборудование на мероприятия. Благодаря им, мы можем проводить благотворительные концерты».
«У нас маленькое помещение для офиса, и когда нам понадобилось помещение для склада, я написала об этом в фейсбуке, – рассказывает Ольга Журавская, учредитель фонда «Галчонок». – И к нам тут же обратилась компания «Торговый центр «Парк 11″» и нам сказали – «Ребята, вот вам ключи от помещения, складывайте, что вам нужно». Кстати, они еще и предоставляют нам охрану этого помещения. Если бы мы искали деньги на все это, это бы отняло у нас огромные ресурсы. А давать деньги на ежемесячной основе им было бы сложнее, да и нам бы меньше помогло».
«Галчонок» ежегодно проводит в Москве большой фестиваль «Галафест». Ольга рассказывает, что у фонда был необычный опыт сотрудничества с компанией «ЭкоЛайн». «Они нам сами позвонили и сказали: «А хотите, мы вам весь мусор вывезем?».
Это нас очень тронуло, ведь мало кто думает о таких бытовых моментах. Это только кажется, что легко устраивать мероприятия», – подчеркивает Ольга Журавская. Конечно, фонд согласился, и помощь «ЭкоЛайн» действительно была реальным подспорьем на фестивале. А еще фирма предоставила и рабочую силу, чтобы собрать все стенды на фестивале.
Ольга упоминает и больших друзей фонда – агентство «BokovFactory», которое помогает фонду в продвижении. Все фонды начинаются с добровольного соединения людей, мечтающих помочь. Но мы все непрофессиональны, – высказывает Ольга Журавская ту же мысль, которая волнует и Екатерину Чистякову. – И такие вещи, как пиар, менеджмент, продвижение на рынке, – для нас это часто как терра инкогнита , фонды иногда не знают, как действовать. И здорово, что есть профессионалы, которые берут такие вопросы на себя». Но ведь раньше бизнес помогал фондам скорее деньгами.
Ольга Журавская полагает, что тенденция оказывать помощь делами – это нечто новое.
«В России эта тенденция активно растет. Да и вообще я считаю, что этот благотворительный сектор у нас сейчас сильно развивается, – говорит учредитель «Галчонка», – Возьмем даже те скандалы, которые проходят в благосфере, – ведь еще недавно они были просто невозможны! Многое перестает быть нормой и начинает людей возмущать, хотя то же самое было и пять лет назад, но не было таких проявлений. То, как общество реагирует на конкретные истории – допустим, когда недавно обидели в классе девочку с синдромом Дауна, или не пустили человека в инвалидном кресле в самолет – для меня это показатель того, что общество растет и формирует новые потребности к человеколюбию, и это положительная динамика. В рамках этого растет, например, и социальное желание юридических компаний предоставлять свою помощь на благотворительном рынке».
Ольга Журавская отмечает важный момент – фирмы сами звонят фондам, не ждут, когда их попросят о помощи. «И это важно: они понимают, что они могут, предоставив свои ресурсы, помочь гораздо лучше и эффективнее, чем если бы они дали деньги. Если бы нам дали деньги на вывоз мусора, допустим, – это было нам встало дороже, потому что мы бы сами заказывали технику, не зная рыночной конъюктуры в этой области».
«В кризис компании могли бы думать: «ну, денег мало, плохая выручка, мы не можем помочь деньгами». А они думают иначе: «А как мы можем?».
И они придумывают вот такие подходы, – говорит Ольга. – Наш фонд на рынке три года, и мы видим, как растет вовлеченность среднего сектора бизнеса, некрупных фирм. Например, небольшие лавочки, кофейни выросли в определенный развивающийся сегмент и готовы участвовать в нашей жизни. Им сложно вырвать деньги из прибыли, но они могут «вырвать» свой труд».
«А вот, к примеру, ребята из компании IronStar Indoor Triathlon – они спортсмены, сотрудничают с сетью WORLD CLASS. Они и просто «за нас», в пользу фонда, бегают, и передают средства с мероприятий в наш фонд. Для них это обычная жизнь, но они бегают за нас. Возникает синергия: вот еще один смысл в здоровом образе жизни – ты бежишь за того, кто не может бежать сам».
Ольга Журавская отмечает, что, конечно, когда появляется спонсор, который вдруг закрывает деньгами какую-то просьбу, это здорово. «Но это часто воспринимается как некое чудо. А в планировании работы мы не можем рассчитывать на чудеса, мы рассчитываем на наименьшие бюджеты, – то есть опираемся на тех, кто с нами постоянно. И вот такое участие делами – это реальная помощь. Такие компании просто помогают нам своим трудом заработать деньги для наших подопечных».
В продолжении разговора слово получили компании-«помогальщики». Читайте – 9 компаний, которые помогают делами