Поучаствуйте в нашем опросе. Ответьте на вопрос «Нужно ли подавать современным ‘нищим’ » на Facebook |
– В последние годы из-за мирового экономического кризиса количество бедных людей во многих городах мира значительно увеличилось. Все больше людей, особенно в мегаполисах, протягивают руку, чтобы просить необходимое для собственного выживания. Мы привыкли думать, что просят подаяние в основном нищие люди, но все чаще мы видим, например, прилично одетых одиноких стариков, стыдливо протягивающих руку. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2011 год, в России около 18 миллионов человек имеют доходы ниже прожиточного минимума. По сравнению с 2010 годом количество таких людей увеличилось на 200 тысяч. И затронь нас новая волна кризиса, количество бедных в стране еще увеличится, то есть нищих на улицах станет больше.
Но будут ли эффективным ответом на сложную экономическую и социальную ситуацию такие упрощенные меры, как, например, удаление из зоны городских пространств бедных и нищих? И почему милостыня, жест милосердия, признанный и почитаемый во многих религиях, в наше нелегкое время подвергается сомнению и критике? Может быть, потому, что встреча с бедным человеком неминуемо взывает к нашей совести? А может, потому, что милостыня полностью разрушает логику сегодняшнего мира, в котором, кажется, главенствуют закон рынка и механизм «я – тебе, ты – мне»?
Какие же возражения обычно выдвигаются против милостыни, которую святитель Иоанн Златоуст назвал царицей добродетелей? Часто задаются вопросом, например, не скрытое ли это равнодушие – бросить монету и пройти, даже не поинтересовавшись реальной судьбой человека? Или говорят: подать милостыню – это слишком мало, и нужно было бы делать гораздо больше. Но ведь одно не исключает другого! Да, подаяние – это действительно мало, но это то, что нужно сейчас конкретному человеку, чтобы протянуть, может быть, еще один день. Это, конечно, не освобождает от ответственности по отношению к нуждающемуся, но заставляет, по крайне мере, остановиться, посмотреть ему в лицо, отдать частичку чего-то своего. И в любом случае это знакомство может стать началом дальнейшего интереса к судьбе другого. Об этом говорят многие истории дружбы с нашими бездомными друзьями. Вначале ты останавливаешься, чтобы познакомиться, обменяться несколькими словами и помочь тем, чем можешь – бутербродом, стаканом горячего чая. У этой короткой встречи может быть удивительное будущее, полное дружбы, надежды, желания изменить и улучшить свою жизнь.
Иногда нас гложет сомнение, не притворяются ли нищие. Да, отвечает святитель Иоанн Златоуст, если бедный и притворяется, то «притворяется по бедности и по необходимости, по причине твоего жестокосердия и бесчеловечия, требующего такого притворства и иначе не приклоняющегося на милость… Итак, притворство его возвещает всем о твоем бесчеловечии». Эти слова поразительно современны сейчас, когда человечность и милосердие кажутся чем-то немодным, а чувство сострадания – почти постыдным.
Бывает, мы сомневаемся, не обогащаются ли за счет подаяний нищие? Но, во-первых, наша помощь не обязательно должна быть денежной. А, во-вторых, мы забываем, что просить милостыню унизительно и часто даже опасно: находиться на виду у всех, получать в свой адрес презрительные взгляды и слова, простаивать часами на открытом воздухе, часто на холоде. Почти никогда на этот шаг не решаются с легким сердцем, если в жизни есть конкретная альтернатива по собственным силам и возможностям.
Другой вопрос, который, бывает, нас занимает: подавать ли всем ли просящим на улице, в переходах, в метро и электричках или кому-то принципиально подавать не нужно? И это наше сомнение разрешает Иоанн Златоуст: «милостыня потому так и называется, что мы подаем ее и недостойным»; «достоинство бедного составляет одна нужда».
Часто еще говорят, что чем подавать милостыню, лучше искоренить причины нищеты. Но в реальности нет никакого противоречия между подаянием и социальной справедливостью. У нас нет задачи установить, что лучше. Милостыня, несомненно, частный, но конкретный и посильный способ поставить перед собой проблему другого. Отцы Церкви также говорят, что милостыня – это жест справедливости, поскольку возвращает бедному человеку, пусть в неполной мере, то, чего он был лишен жестокостью общества, и напоминает каждому из нас, что все, чем мы владеем – не наша собственность, но дар Бога.
Но настоящая справедливость – это любовь, и милостыня является проявлением христианской любви. Милостыня имеет огромное значение для нуждающегося, потому что не только помогает ему выжить, но и разрушает стену отчуждения, за которой часто он находится. Но еще важнее милостыня для подающего ее, как сказано в Писании: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф., 9, 12-13).
В завершение хочу вновь привести слова святителя Иоанна Златоуста: «Если уничтожится милосердие, то все погибнет и истребится. Как на море нельзя плыть далее берегов, так и земная жизнь не может стоять без милосердия, снисхождения и человеколюбия. Человек более всего должен учиться милосердию, потому что оно-то и делает его человеком».