О праведной Тавифе известно совсем немного. В Деяниях святых апостолов говорится, что эта христианка совершала добрые дела и творила много милостынь. Всего лишь несколько строк, но и этого оказалось достаточно, чтобы Церковь прославила святую как «небесномудрую ученицу».
Каждый день – в храме
Иоппия (сейчас это Яффа – один из районов Тель-Авива) – это очень древний портовый город с узкими и извилистыми лабиринтами улиц, булыжными мостовыми, причудливыми домиками из белого известняка и рощами апельсиновых деревьев. По одной из версий, его название связано с именем сына Ноя Иафета, который, по преданию, основал здесь город после потопа. Считается, что отсюда пытался бежать пророк Иона, чтобы не идти в Ниневию. С пристани в Иоппии отправлялись в миссионерский путь апостолы, поскольку долгое время это был единственный порт на Святой Земле.
Христианская община Иоппии, видимо, жила, как и другие раннехристианские общины. В нее входили жители Римской империи практически из всех слоев общества. Мы видим и в Евангелии, и в апостольских посланиях упоминание как множества лиц достаточно высокого положения, так и ремесленников, бедняков, рабов.
По словам автора «Деяний», христианские общины того времени жили напряженной литургической жизнью: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа».
Где и как совершалась литургия в 1 век христианства? Пока гонения не стали массовыми, евхаристия совершалась в частных домах, чаще всего на верхнем этаже, в самой большой и подходящей для этого комнате.
Субботним вечером члены общины сходились в доме одного из них. Вероятно, народу собиралось много. Это видно из того, что в Троаде некий юноша Евтих слушал апостольскую проповедь, из-за тесноты сидя на подоконнике.
Комната освещалась множеством огней. Каждый приносил что-нибудь для общего стола – литургия предварялась совместным ужином, что сближало ее с Тайной Вечерей. При этом полагалось «есть и пить, помня, что и ночью надо быть на молитве», то есть, умеренно. Это не всегда соблюдалось, о чем с сожалением пишет апостол Павел.
Затем епископ совершал над хлебом и вином молитвы Евхаристии, после чего следовало всеобщее приобщение.
Среди верующих, приступающих к Чаше в иоппийской общине, была и Тавифа (по-гречески Доркас, в переводе на русский – серна), скромная и трудолюбивая христианка.
Служение
В Писании не говорится о том, где и как уверовала Тавифа. Скорее всего, она присоединилась к Церкви, услышав проповедь о Христе. Из Деяний святых апостолов нам известно, что весть о Господе в эту часть Иудеи принес апостол Филипп.
На жизнь Тавифа зарабатывала шитьем одежды. Пустив однажды в свое сердце Христа, рукодельница, вероятно, задумалась о том, как она сама может служить Богу и людям. И она стала делать так: оставив себе немного денег для пропитания, остальное Тавифа тратила на помощь людям: ее служение состояло в том, что она шила одежду нуждающимся. Со временем ей стали помогать и другие христианки. Церковные историки считают, что святая Тавифа основала одну из первых женских благотворительных организаций, в которых девицы и вдовицы посвящали свою жизнь Христу и Церкви.
Климат здесь, на побережье Средиземного моря, обманчивый: в летний полдень палящее солнце раскаляет песок, а ночью температура резко падает. Полгода здесь идут проливные дожди, всегда большая влажность и часто ветряно. Тавифа стараясь облегчить жизнь тех, кто не был способен купить себе самое необходимое, чтобы прикрыть наготу или спастись от холода – она шила одежду для вдов, сирот и бедняков.
Вдовы, наравне с сиротами относились к самым незащищенным членам иудейского общества. После смерти мужа вдовы не наследовали его имущества и вынуждены были полагаться на помощь родственников. Зарабатывали вдовы тяжелым поденным трудом, и, как правило, крайне мало. Две лепты, как мы помним, составили дневное пропитание евангельской вдовы, а на эти деньги можно было купить разве что немного хлеба или гроздь винограда.
Ткань и, тем более, одежда, стоили в древней Иудее очень дорого. Неслучайно, повествуя о богаче, евангелист Лука сперва упоминает, что тот ежедневно носил одежду из порфиры (верхнее парадное одеяние-мантия) и виссона (тончайшая льняная ткань, отличавшаяся белоснежностью), а уж затем говорит о «блистательных пиршествах». Поэтому евангелист Марк, сообщая, что во время входа Христа в Иерусалим, «многие постилали одежды свои по дороге», таким образом отмечает высший пик народного ликования, абсолютную кульминацию восторга.
Кетонет и симла
Из текста Деяний мы знаем, что святая Тавифа шила «рубашки и платья». Церковные историки считают, что речь идет о нижнем платье (рубашки) и верхнем (платья). Что именно имеется ввиду?
Повседневная одежда мужчин в то время состояла из достаточно длинного хитона (кетонет) с длинными рукавами и плаща (симла). Симла представляла собой четырехугольный кусок преимущественно шерстяной ткани черного или коричнево-бурого цвета, сшитый так, что оставалось одно отверстие сверху и два по бокам для рук. Хитон подвязывался поясом, в нем носили деньги как в кармане, а так же к нему подвешивали мечи.
Женский костюм мало отличался от мужского, хотя закон Моисеев строго запрещал одеваться не сообразно своему полу. Состояла она в основном из тех же кетонета и симлы, но шилась из более тонких тканей и богаче отделывалась. Женский кетонет был длиннее мужского. Кетонет подвязывали поясом или шнурком.
И прядильщица, и ткачиха
Поскольку в то время и мужчины, и женщины носили свободную одежду кетонет и симлу, на первый взгляд может показаться, что шить такого рода хитоны – дело несложное. Сострочил пару полотнищ, подпоясался – вот и одежда. Однако швейных машин, чтобы сшить большие по размеру куски ткани или обметать швы, как известно, еще не было. Простая иголка и нитки – вот и все, чем могла служить Тавифа Богу и людям.
Была еще одна сложность.
В древней Иудее каких-либо ремесленников, например, прядильщиков или ткачей, в то время почти не было. Для того, чтобы благотворительница могла сшить одежду для нуждающихся, ей, скорее всего, приходилось сначала самостоятельно изготавливать ткань.
Это означало, что шерсть или лён нужно было собрать, потом очистить, промыть и высушить, напрясть пряжу, насучить ниток, покрасить их, потом соткать полотно, отрезать кусок ткани, соответствующий размеру человека и только после этого приступить к пошиву.
Много труда и терпения было вложено портнихой в ту одежду, которую она с любовью делала для утешения нуждающихся в Иоппии. Может быть, Тавифу вдохновлял пример Божией Матери? По преданию, Пресвятая Богородица была искусной рукодельницей – например, Она Своими руками соткала Хитон для Своего Сына. Это была особенная вещь, в ней не было швов. Трудное это было дело. Ткач должен был непрерывно переплетать нити по кругу ил и в трубку, чтобы получить бесшовную одежду. Именно поэтому воины, распявшие Спасителя, не смогли разделить хитон, как прочие одежды: не имея швов, он распался бы на отдельные нити.
«Тавифа, встань!»
Так текла жизнь Тавифы, наполненная трудами и верой. Но однажды Тавифа заболевает и через какое-то время умирает. К погребению ее взялись приготовить вдовы, которым она посвящала все свое время, стараясь хоть чем-то облегчить их жизнь. И вот тело приготовлено к погребению. Женщины горько плачут, не в силах смириться с потерей. Тавифа стала для них всем – и матерью, и дочерью, и подругой, и благодетельницей.
И вдруг кто-то из них, видимо, говорит, что совсем рядом, в Лидде, до которой чуть больше 10 миль, сейчас проповедует апостол Петр. Кто-то вспоминает, как слышал о том, что на днях здесь же, в Лидде, Петр совершил великое чудо – исцелил парализованного Энея, который 8 лет был прикован к постели! К тому же Петр – ученик Господа и кто не помнит о том, что люди только от его тени получали исцеление!
У вдов появляется робкая надежда. Им приходит в голову мысль послать гонцов за апостолом.
Историки отмечают, что территориальная близость Лидды была немаловажным обстоятельством в данной ситуации. Расстояние около 10 миль между Иоппией и Лиддой туда и обратно можно было преодолеть в среднем за четыре часа. По традиции хоронить умершего полагалось до захода солнца. Медлить с погребением было нельзя, а Петр, по всем расчетам успевал добраться до Иоппии в нужное время.
И действительно, через некоторое время гонцы возвращаются вместе с апостолом. Вдовы рассказывают ему о своей скорби, показывают рубашки и платья, которые шила им Тавифа, и снова не могут сдержать слез, рассказывая о ее доброте и милосердии. Может быть, вдовы и не просили о чуде, а скорее всего, просто делились своим горем, надеясь, что Петр утешит их и помолится за погребением.
Но случилось иначе.
Апостол просит всех выйти из горницы. После этого, как говорится в «Деяниях святых апостолов», Пётр преклонил колена, помолился, и, подойдя к одру, воззвал: «Тавифа, встань!» И она поднялась и встала!
Радость христиан была огромна, когда Пётр позвал всех обратно. Воскресла!
По словам автора «Деяний», Петр еще некоторое время оставался в Иоппии, поселившись в доме Симона кожевника. А в Иоппии еще долго все только и говорили о том, что произошло в доме Тавифы.
А потом люди поняли, что это чудо совершил Бог. Открыв для себя Иисуса Христа, они хотят, как Тавифа, стать христианами – людьми, рожденными для Царства Небесного. И тех, кто вдохновился историей милосердной швеи, с каждым днем в этих местах становится все больше.
После этих событий праведная Тавифа жила в Иоппии до конца своих дней, так же помогала вдовам, сиротам и беднякам, а после смерти была погребена, по традиции, в пещере. Сейчас эта пещера находится на участке Русской Духовной Миссии. Возле нее построен храм, освященный в честь апостола Петра с приделом праведной Тавифы.
По примеру святой Тавифы
Прошли века, и, вдохновившись историей жизни первой благотворительницы, люди стали следовать ее примеру.
Широкое распространение получили общества Доркас (Доркас- греческий вариант имени Тавифа), особенно ставшие популярными в Англии, Америке, Канаде в 18-19 веках. Члены общества Доркас, как и милосердная Тавифа, собирались, чтобы вместе шить одежду для бедных.
В Англии, например, подобные общества чаще всего создавала супруга настоятеля прихода. Членами общества Доркас могли быть и достаточно состоятельные люди. Так, известная писательница Джейн Остин в романе «Мэнсфилд-Парк» неоднократно упоминает «Корзинку шитья для бедных», постоянно находившуюся в гостиной усадьбы.
В Канаде у обществ Доркас действовала несколько иная схема: рукодельницы собирались поочередно в домах друг друга и сообща шили одежду или, например, выстегивали одеяла, которые потом передавали нуждающимся. Благотворительные общества Доркас до сих пор действуют по всему миру, главным образом, в Африке, обеспечивая нуждающихся одеждой и едой и помогая бороться с болезнями.
Так вышло, что Тавифа, которая была простой иоппийской женщиной и не совершала каких-то невероятных аскетических подвигов, стала примером для многих поколений христиан не только в древности, но и в наши дни.