Преподобномученик Иоасаф (память 22 марта) во время Первой мировой вместе со своей паствой ходил в бой, выносил раненых, исповедовал и причащал их и погребал убитых.
Николо-Пешношский монастырь близ Дмитрова, нач. 20 в. Фото с сайта derevenka.su
Ярославский крестьянин Иван Шахов (родился в 1870 г.) выбрал монашеский путь и в 26 лет пришел в подмосковный Николо-Пешношский монастырь. В то время в обители постригали не сразу, и он много лет оставался послушником.
В 1904 г. разразилась Русско-Японская война. В царской России монастырских послушников могли призывать в армию. Призвали и Ивана. Настоятель монастыря, игумен Савва благословил послушника ехать на фронт, перед отправкой отслужили молебен. Игумен сказал в напутственном слове, чтобы Николай, как подобает воину Христову, защищал веру, царя и Отечество.
Послушник Иоанн пробыл рядовым на фронте полтора года. После заключения мира с Японией он вернулся в обитель и очень скоро был пострижен в монашество с именем Иоасаф; а через четыре года стал и священником.
Началась Первая мировая война, стали создаваться дополнительные армейские части, для духовного окормления которых потребовалось увеличить число полковых священников; они особенно были нужны на передовой, где страдания и смерть становились повседневным явлением. В условиях тяжелых боев лишь вера в жизнь вечную могла помочь преодолеть ужас смерти.
Полковой священник идёт впереди полка в бою под Тюренчином (1905 г.), худ. А.Чикин Изображение с сайта samoupravlenie.ru
В 1915 году настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Иувеналий командировал иеромонаха Иоасафа на германский фронт, где он был определен священником 461-го полка. Иеромонах Иоасаф не скрывался от опасности в тылу или при штабе, он ходил вместе со своей паствой – солдатами – в бой, выносил с поля боя раненых, исповедовал и причащал их и погребал убитых.
Полковой священник – монах в бою на русско-германском фронте (1914 г.), худ. Животовский Изображение с сайта orthodoxmoscow.ru
Весной 1917 года большевистская и эсеровская пропаганда, разложившая к этому времени тыловые части армии, достигла и окопов, и солдаты все чаще стали спрашивать отца Иоасафа: «Батя, когда же кончится война, кому она нужна, долго ли мы будем страдать?» И священник отвечал так, как повелевал ему отвечать голос совести: «Мы страдаем за одно общее дело, это, прежде всего, за веру! во-вторых – за царя! и в-третьих – за наше Отечество! Его мы должны защищать, не щадя своей крови».
В те времена далеко не каждый священник был монархистом. О. Иоасаф им был и не скрывал этого. Весной 1917 года для таких обращений к солдатам нужно было иметь мужество и авторитет.
«»Воевать хочешь – бери винтовку и воюй! Ты нам лучше расскажи, как разделить панскую землю, чтобы всем было поровну», – кричали солдаты священнику Иоанну Голубеву, пытавшемуся вдохновить воинов на ратный подвиг.
Едва избежал самосуда и расстрела и священноисповедник протоиерей Роман Медведь, возглавлявший военное духовенство Черноморского флота.
Были и более трагические примеры. 19 декабря 1917 г. был расстрелян севастопольский священник Михаил Чефранов. Его обвинили в том, что он причащал матросов, осужденных революционерами на смерть». (А.А.Кострюков. «Скорби боевого командира»).
Иеромонах Иоасаф (Шахов); фото из следственного дела Фото с сайта peshnoshamon.ru
Иеромонах Иоасаф пробыл на фронте до лета 1917 года, когда монастырское начальство отозвало его в обитель. Игумен Иоасаф (Шахов) сохранил верность Церкви во время гонений советской власти. 22 марта 1938 г. он был расстрелян на Бутовском полигоне в день памяти Сорока мучеников Севастийских – сорока римских солдат, не отрекшихся от Христа.