Православный портал о благотворительности

Милосердие в медучилище — дисциплина «на вырост»

Первыми медсестрами в России были сестры милосердия. Большевики в борьбе за «нового человека» отбросили слово «милосердие» как отжившее свое – удивительно ли, что и обозначаемое им стало редкостью в душах советских граждан? «В прошлом году один из моих сыновей попал в больницу. Отношение персонала было совершенно безобразное», — рассказывает клирик храма великомученика Георгия в Старых Лучниках диакон Иоанн Ковалев. Чтобы подобные истории не повторялись, он учит будущих медиков… милосердию

Первыми медсестрами в России были сестры милосердия. Большевики в борьбе за «нового человека» отбросили слово «милосердие» как отжившее свое – удивительно ли, что и обозначаемое им стало редкостью в душах советских граждан? «В прошлом году один из моих сыновей попал в больницу. Отношение персонала было совершенно безобразное. Хотя отчасти их можно их понять — с такой зарплатой, которой едва хватает на еду, милосердным быть непросто», — рассказывает клирик храма великомученика Георгия в Старых Лучниках диакон Иоанн Ковалев. Чтобы подобные истории не повторялись, он учит будущих медиков… милосердию.

Для того, чтобы это понятие вновь наполнилось для будущих медиков содержанием, теперь есть специальный предмет ДОМ – «Духовные основы милосердия». Программа курса была составлена клириком храма царевича Дмитрия в 1 ГКБ (храм, где возникла первая после падения советского строя община сестер милосердия – Свято-Димитриевское сестричество) иереем Николаем Петровым. Впервые она была в качестве эксперимента запущена в медицинском училище № 19 в прошлом учебном году. Проект оказался успешным, и с сентября 2008 года предмет появился в расписании еще семи московских медучилищ.

Диакон Иоанн Ковалев, ведет «Духовные основы милосердия» в двух медицинских училищах. Занятия в виде лекций (или, если есть подходящий, то фильм), 45 минут в неделю. Зачета нет.

Аудитория — первокурсницы: на старших курсах, когда начнутся практические занятия в клинике, на факультатив по милосердию не останется времени. Дисциплина на занятиях о. Иоанна железная, а посещаемость стопроцентная. Возможно, это объясняется тем, что на каждой лекции обязательно присутствует кто-то из преподавателей, а то и сам директор училища. Впрочем, никаких специальных усилий по поддержанию дисциплины они не предпринимают. Просто сидят за первой партой и внимательно слушают. Будущие медсестры сидят молча, разве что на задней парте кто-нибудь тихонько листает каталог косметики. Вопросов после лекции не задают, но к лектору относятся с почтением — в обычной жизни девочкам как-то нечасто случается видеть лицо духовного звания так близко.

Нужна ли в светских учреждениях духовная дисциплина? «Говорить медикам о милосердии обязательно нужно, – уверен отец Иоанн. – У многих нет другой возможности об этом узнать. И эти люди потом идут к пациентам, то есть к нам с вами. Я сегодня рассказывал детям, (а они совсем дети еще, первый курс!) о милосердных вдовах, сестрах милосердия, но тогда и государство активно медикам помогало и благотворители. Человек, занимающийся врачеванием, милосердием не должен думать о хлебе насущном. Я думаю, что во время Крымской войны сестры, которые перевязывали раненых и тифозным попить приносили, не смогли бы этого делать, если бы постоянно думали о том, как собственных детей одеть и прокормить.
Медики тоже живут в нашем обществе. И они, как и многие, тоже стремятся «брать от жизни все»… К сожалению.

Я скорее пессимист, у меня нет иллюзий, что, прослушав этот курс, девушки немедленно станут добрыми и внимательными к людям, начнут ходить в храм. Для этого человек должен изнутри перемениться, слова тут никакие не помогут. Чтобы обрести милосердие, человек сам должен пройти определенный путь. Мой собственный опыт — и как священнослужителя, и как отца семейства, говорит о том, что главная работа должна вестись внутри семьи.


Я надеюсь только на то, что, когда-нибудь, столкнувшись с какими-то жизненными проблемами, девушки вспомнят слова, которые услышали на наших уроках. В подсознании эта информация останется и в нужный момент она выплывет

Мне очень нравится приводить в пример историю Ивана Сергеевича Шмелева. Многие читали его замечательные воспоминания о детстве, но мы не всегда помним, что в жизни самого Шмелева был такой период, когда он от церковного мира совсем отошел. Когда же он столкнулся с тяжелыми жизненными обстоятельствами в эмиграции, он вспомнил то, что с ним происходило в детстве, и это ему очень помогло.

А пока, до тех пор, пока человек не столкнется с реалиями жизни, пока не задумается, зачем он живет, эта информация останется для него бесполезна, милосердие будет пустым звуком. Это дисциплина «на вырост».

Алиса ОРЛОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version