19 мая – день памяти умерших от ВИЧ/СПИДа. Сейчас в России зарегистрировано более 700 000 ВИЧ-инфицированных. Как должна Церковь говорить с людьми, страдающими ВИЧ- инфекции? На Светлой неделе епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов) по традиции поздравлял с Пасхой ВИЧ/инфицированных пациентов Инфекционной клинической больницы №2 г. Москвы.
Кроме врачей и пациентов владыку Пантелеимона встречали сестры милосердия и волонтеры Православной помощи службы «Милосердие», которые посещают это отделение уже пятый год.
2-ю инфекционную больницу посещают сестры и волонтеры ресурсного центра службы паллиативной помощи «Милосердия». На сегодняшний день в службе 30 человек – 6 сестер милосердия и 24 добровольца. В этот день все те, кто имел возможность, пришли поздравлять пациентов с Пасхой.
Ольга Юрьевна Егорова, руководитель ресурсного центра паллиативной помощи
СПИД может долго прятаться
Владыку Пантелеимона встречал главный врач больницы В. А. Мясников.
посетительницы отделения: «У меня там сын»
Свою больницу он сравнил с пожарной частью. Сейчас многие из 900 коек свободны. Это очень хорошо, значит, в регионе нет вспышек опасных заболеваний, но если такое, не дай Бог случится, в стационаре готовы к борьбе с инфекциями.
Но в корпусе, куда приехал владыка «приливов» и «отливов» в поступлении больных нет. Чаще всего сюда на «скорой», привозят ВИЧ-инфицированных, у которых болезнь перешла в стадию, требующую неотложной медицинской помощи. Среди пациентов, к сожалению много людей, которым врачи не назначают АРВ-терапию (антиретровирусная терапия).
Дело в том, что продолжительность и качество жизни ВИЧ-инфицированных во многом зависит от самого больного. Препараты АРВ-терапии нужно принимать каждый день строго по часам. Если нарушить режим, вирус «привыкнет» к лекарству и лечение принесет только вред. Кроме того, препараты стоят очень дорого, сейчас в России это лечение финансируется по государственной программе. Назначать АРВ-терапию практикующему наркоману, алкоголику специалисты не будут, это приведет к появлению устойчивых к терапии штаммов заболевания.
Мировое медицинское сообщество признало СПИД хроническим заболеванием. Это значит, что с этой болезнью можно жить долгие годы. Что же для этого нужно? Узнав о том, что он инфицирован, человек регулярно посещает врача, находится под наблюдением специалистов, и сдает анализы, а когда наступает критический момент, врачи назначают ему АРВ-терапию.
Но, к сожалению, бывает и по-другому – человек узнает, что инфицирован только тогда, когда ВИЧ переходит в тяжелую стадию. После заражения вирус СПИДа может не проявлять себя долгие годы, но это не значит, что его носитель здоров.
Как дети
В этом году епископ Пантелеимон смог поздравить пациентов только в одном отделении, в остальные не успевал, программа праздничных дней была очень плотной, но время на разговор с больными – нашлось.
В холле отделения собрались все, кто мог ходить. На вопрос владыки: «Кто из вас крещеный?» подняли руки почти все. Но на вопрос о том, когда исповедовались и причащались, большинство не смогло дать ответа. Зато многие помнят дату последнего приема наркотика. «Бог у меня в душе» – стандартная фраза, она прозвучала и на этой встрече. Среди наркоманов и алкоголиков, как на войне – атеистов нет, но «Бог в душе» вполне уживается со шприцем в руке. Для того, чтобы получить наркотик наркоман предпринимает конкретные, целенаправленные действия, а вот то, что вера тоже – действие для многих стало новостью.
Послушав священника, женщина в инвалидной коляске вдруг зарыдала: «Мне тридцать лет, я крещеная и ни разу не была в храме. Мне сты-ыдно!» Перешли к обсуждению конкретики. С чего начать путь к Богу? Не употреблять алкоголь и наркотики, стараться воздерживаться от курения и матерной ругани, прийти в храм, поговорить со священником, исповедоваться и причаститься. Просто? А вы попробуйте!
А что если за каждое матерное слово, за каждую выкуренную сигарету ставить галочку в блокнот, а потом совершать земной поклон или делать доброе дело? Если каждый раз после того, как выругался откладывать в копилку копеечку, можно серьезную сумму собрать.
В это миг все казалось простым и понятным. Глаза у пациентов загорелись, лица посветлели. Совсем как дети, но ведь у многих из этих тридцатилетних младенцев дома – свои дети. Женщина в инвалидной коляске все плакала: «Я забыла о Боге, а ведь Он совершил для меня чудо. У меня, больной, оба ребенка родились здоровыми».
Таким храм был в 2010 году…
После беседы сестры и волонтеры раздали пациентам подарки, яйца и куличи. С теми, кто решил в ближайшее исповедоваться, поговорили отдельно. Владыка Пантелеимон прошел по палатам и навестил лежачих, поговорил с родственниками.
… а таким – в 2012 году, год назад
Зачем в больнице храм?
Главный врач больницы показал епископу Пантелеимона больничный храм. В этом году на здании появились купола, в храм уже можно зайти и помолиться, пусть пока среди стропил и мешков с цементом.
Когда главного врача 2-й инфекционной больницы спрашивают о том, зачем в его стационаре строится храм, Вячеслава Анатольевича рассказывает, что окна его кабинета, расположенного на первом этаже выходят на дорожку, по которой идут пациенты, направленные в центр-СПИД на консультацию. В основном это – молодые ребята, к врачу они шагают бодро, разговаривают, смеются, прихлебывают из жестяных банок дешевый алкоголь, а вот обратно идут совсем по другому, тихие, подавленные, убитые. Если бы на территории больницы был храм, они зашли бы туда обязательно, в такие моменты человек на всю свою жизнь смотрит другими глазами, и хорошо, если рядом окажется кто-то кто может поддержать, например, священник. Мечта о храме в инфекционной больнице постепенно становится реальностью.