Смотрите также итоги года
от других экспертов
В 2011 году Ардатовская колония для несовершеннолетних была преобразована в женскую исправительную колонию. Об особенностях и трудностях пастырской работы с этой группой заключенных и о других итогах года рассказывает протоиерей Михаил Резин, клирик Знаменского собора города Ардатова Нижегородской области, помощник благочинного Ардатовского округа Нижегородской епархии, духовный руководитель Центра реабилитации «Вера. Надежда. Любовь»:
— Пожалуй, главным событием уходящего года для нас стало преобразование Ардатовской колонии для несовершеннолетних в женскую исправительную колонию. К лету всех подростков из колонии либо освободили досрочно (если была такая возможность), либо перевели в другие колонии: достигших совершеннолетия – во взрослые, остальных – в Арзамасскую колонию для несовершеннолетних. В течение лета в колонии проходили ремонт и реконструкция для принятия нового контингента, а в сентябре прибыла первая партия заключенных женщин. Сегодня их в колонии уже около трехсот человек, из них 40-50 ходят на службу, исповедуются и причащаются.
С одной стороны, мне кажется, что они глубже, чем подростки, воспринимают беседы о Боге, серьезнее относятся к таинствам (естественно, я говорю только о тех, кто в таинствах участвует). Большинство из них сидит по тяжелым статьям: за наркотики, убийства, крупные экономические преступления. Много рецидивисток. Но даже женщины с таким страшным прошлым остаются женщинами – отзывчивее женская душа к Богу, к молитве. Большое впечатление произвел на них мой рассказ о том, что до революции на месте колонии был Покровский женский монастырь и до сих пор здесь под спудом находятся мощи преподобного Антония Муромского – друга преподобного Серафима Саровского.
С другой стороны, работать с ними намного труднее. Подростки, к счастью, не успели приобрести такой жизненный опыт, поэтому у них не накопилось столько проблем, которые необходимо решить к освобождению. У многих же женщин на воле растут дети и внуки (а у некоторых и правнуки – есть у нас заключенные и старше 60), у кого-то неразрешенные конфликты с родственниками, у кого-то не отданы долги. У одной сын пятилетний в детском доме, она не может с ним связаться, у другой старенькая одинокая мама, а других родственников нет… И все просят помочь, а я вынужден объяснять, что даже физически, по времени не имею возможности досконально разобраться в биографии хотя бы одной из них. Нам нужны волонтеры, которые будут заниматься решением социальных проблем этих женщин. Я уже говорил об этом с нашими партнерами в Москве.
Параллельно идет жизнь реабилитационного центра. Сейчас там проживает семь подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, еще трое учатся в училищах и техникуме в Нижегородской области и приезжают на выходные. Планируем реформировать центр – сделать его по образцу центра Василия Великого в Петербурге. Но это возможно только при государственном финансировании, которое мы и пытаемся получить. В 2011 году вместе с нашими волонтерами и главой администрации Ардатовского района 4 или 5 раз ездили в Петербург, показывали ему работу центра Василия Великого. В результате из администрации было отправлено письмо губернатору Нижегородской области с просьбой о поддержке. Я встречался с министром социальной политики, она обещала поддержать, но только с 2013 года – на 2012 бюджет уже расписан. Пытаемся получить грант правительства области, чтобы уже в следующем году заранее начать набор педагогов и психологов для будущего центра, наладить контакт с судейским сообществом (напоминаю, что в центр Василия Великого подростки попадают по решению суда – это для них альтернатива лишению свободы).
Записал Леонид ВИНОГРАДОВ