Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Миллион пицц

Сирота не чувствует угроз и рисков от того, что вот-вот «обетованная и сытая земля» уйдет из под ног, и все повторяется в ПТУ. С ним носятся как с золотым яйцом, льгот у сирот больше чем у кого-то бы ни было. Порой неоправданно, например помощь по безработице, после полугода которой он не желает трудиться вовсе. Получать 7.500 рублей, становиться привычным

Написать эту заметку меня заставило обращение человека, искренне желающего помочь выпускнице детского дома, но не знающая – как? Нет, по человечески она помогает, то есть посылает ей сигналы поддержки и посылки, деньги, но надо ли это той девочке, о которой она печется. Верно ли это? Нет, однозначно, нет, необходимо иметь некоторые знания и технологии, чтобы действительно начать помогать выпускнику детского дома, начать жить своей головой, ресурсами, что есть под рукой, и куда то двигаться, куда, вот вопрос?
После того, как выпускник (выпускница) оказались в «новой среде обитания», чаще ПТУ, он все же начинает привыкать к новой жизненной обстановке, осваивает новое жизненное пространство. Чаще всего это общежитие, учебное заведение, в котором выпускник детского дома начинает «вникать» в то, что и как. Но то, что в ребенке не происходят логичные для детей этого возраста изменения, это становится серьезной угрозой его дальнейшей адаптации в жизни, но, прибыв на новое довольствие, он успокаивается. И вопрос не в том, что его жизнь в детском доме была подвержена, правилам, распорядку и определенной монотонности, а то, что пространственное планирование будущего, опять же стопорится в рамках того же учреждения.
Сирота не чувствует угроз и рисков от того, что вот-вот «обетованная и сытая земля» уйдет из под ног, и все повторяется в ПТУ. С ним носятся как с золотым яйцом, льгот у сирот больше чем у кого-то бы ни было. Порой неоправданно, например помощь по безработице, после полугода которой он не желает трудиться вовсе. Получать 7.500 рублей, становиться привычным. Это опять же обусловлено тем, что ребенку-сироте достаточен тот набор условий, который возникает вокруг него, питание, одежда, забота учреждения денежными средствами. Не редко дети выпускники моются раз в неделю, так же меняя белье, так как раньше это делалось по команде. У детей отсутствует обычный страх перед тем, что деньги могут закончиться, или завтра будет нечего кушать, жить по предлагаемым обстоятельствам становится нормой. Они начинают покупать дорогие вещи, которые либо потом обменивают на всякую ерунду, или просто теряют. У детдомовского ребенка есть определенный набор психологических качеств, не полезных вообще человеку, например устойчивость к длительному пребыванию в одинаковых условиях, или однообразного и однотипного общения, полученный опыт в рамках детского дома преобладает. Так же эти дети-сироты, довольствуясь «малым благом» в быту, имеют большие жизненные не мотивированные потребности (плеера и прочее), в дорогих чаще бесполезных вещах, от того, что желание иметь это, выше понимания, что это с неба не падает.
У выпускников детских домов есть то, что приносят они с собой и потом проносят с собой через всю жизнь – особое выражение глаз, так называемые «сироткины глаза». Не редко они бравируют своей жизненной ситуацией, подавая «себя как надо». Наверное, что сразу бросается в глаза это общение детей-сирот, как в рамках детского дома, как и после выхода. У нет тормозов, они могут сказать и рассказать все, что думают о людях, обстановке, ситуации, критично и резко. Это становится бедой во взаимоотношениях с противоположным полом, работодателем. Уровень ответственности их необычайно низок, они ответственны перед своими однодетдомовцами, не более. Отношение детей к вещам очень неоднозначно, например непритязательность в одежде, так как в сиротских учреждениях они носили то, что давали, и то, что привозили. «Секонд-хенд – сознание» у них развито сильно. У детей-сирот, нет малых и дальних целей, так как их ближайшая цель, утро, обед, и вечер, сон. Эта выхолощенное восприятие жизни, им и удобно, и привычно. Дети-сироты привязчивы, навязчивы, доверчивы и не искушены в сложностях взаимоотношениях взрослых людей. Нередко именно «вычисление» их безграмотности приводит к тому, что их подталкивают на свершения преступлений. Так же эти дети ищут воспитателя, хоть как-то похожего на взрослого, привычного детдомовского «подсказчика», и круг замыкается. Если эти отношения возникают, то первоначально возникает контакт двух миров, один из которых, со временем начинает «добывать» положенные сироте «блага», так заведено было в детском доме. Чаще всего люди повстречавшие ребенка сироту «начинают его искренне спасать» от обстоятельств и ситуации. Фактически утверждая слоган «бери от жизни все», наработанный и нанесенный сироте в детском доме. Тут то и наступает недопонимание и все, что присуще двум незнакомым субкультурам. Приспособившийся ребенок начинает потреблять, ставить перед взрослым цели и задачи реализации своих желаний. И взрослы, как ресурс, начинает «вестись». Если же со временем положение меняется, взрослый начинает понимать, что что-то не так, ребенок начинает его шантажировать, публично, и саботируя отношения и требуя «положенного пайка». Таких случаев предостаточно.
«Вещмешок добра», коим ребенок типологизирует взрослого, начинает искренне жалеть и соучаствовать сироте, тем самым, продлевая бездействие и бесцельность его жизни. Так, к примеру, начинает опекать его, возить ему одежду, таскать по кинотеатрам, и бутикам, не давая шанс задуматься, а что завтра? Не многие выпускники ладят со сверстниками сверстницами, так как сразу начинают «доставать иждивенческий багаж», что не приветствуется в нынешних экономических условиях. Я уже не говорю о том, что набор привлекательности не велик, они не имеют музыкального, спортивного и иного образования, что снижает их возможности найти себе пару.
Не редко выпускницы выходят замуж, за выпускников этого же детского дома, опять же комфорт, временный. О трудовых навыках детей-сирот говорить не стану, их просто нет, а то, что навыками называются, (ими любят, кичатся руководители детских домов), есть набор умений, малого употребления – заправка кровати, штопка носков, чистка зубов, не более. Все это от того, что, находясь на государственном обеспечение, ребенок получает эти блага без особых усилий.

Что же делать?
Дело даже не в том, что необходимо объяснять сироте, что жизнь не простая шутка и нужно самому преодолевать все самому. Просто в общение с сиротой нельзя забывать, что благими намерениями вымощена дорога в не лучшие места. Во всем, что связывает Вас с сиротой, все же необходимо иметь стратегические и тактические установки, это на пользу самому ребенку. Нельзя давать ему повода принимать Вас как доброго дядюшку-тетушку, с бездонным мешком денег. В разговорах, общении, взаимных делах необходимо доносить ему, что за некой последовательностью реализаций, получается такой то результат, далее ставить цели и их реализацию. Надо давать ребенку больше самостоятельности, пояснять каждый шаг, за которым следует опять результат, иногда и отступать для полной самостоятельности. Будет ли это порционная заварка чая, стирка и глажка одежд, или планирование покупок, во все должен быть виден разум. Или, к примеру, планированию дня, или бюджета на какое то мероприятие, не только должно исходить как объяснение, но и на основании не вашего кошелька, а того, что есть у сироты. А иначе он закажет миллион пицц.
Особый упор надо делать на образовательных компонентах, напрочь вырубленных в детском доме из-за того, что ребенок учился механически для перехода в ПТУ, который маячит из традиций и истории детского дома, любого причем. Так же необходимо развивать в ребенке наблюдательность. Не следить 24 часа в сутки за монотонным течением жизни, к чему он привык в детском доме, а видеть краски жизни, природы, многогранность человеческих отношений, как межвозрастных, так и и межполовых. Это очень важно. Это только начало разговора, который мы обязательно продолжим, в следующих рассмотрениях. Важно понять, что доброта должна быть в меру, и что только сам выпускник сможет преодолеть, все трудности и состоятся.
Сиротское клеймо не должно так и жить в душе ребенка казенной системы воспитания.
Берегите их от чрезмерной Вашей опеки.

Александр Гезалов, выпускник детского дома.

Источник: Сайт «Сиротская душа»

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?