Обращаться к психологам нынче модно. Впрочем, кто-то относится к представителям этой профессии скептически, а то и враждебно. Психологов считают манипуляторами, шарлатанами, магами, бездельниками, а с другой стороны – знающими о людях все и способными сходу найти выход из самой трудной ситуации.
Психологи знают все
Порой люди невольно наделяют психологов чуть ли не магической силой. Раскрывая тайну своего диплома в новой компании, ловишь на себе любопытные, а то и опасливые взгляды: о, она видит всех насквозь, сейчас как раз сканирует. Чуть позже непременно начнутся вопросы: «что делать?», «как быть?»… Ответов я не знаю. И врач не прописывает лекарство на первой минуте общения, и автомеханик должен покопаться в моторе, прежде чем выяснит, отчего машина хандрит, и начнет ее чинить. Специалиста в любой сфере отличает знание законов, действующих в ней, и навык применять эти знания для изменения ситуации. В случае с психологом – жизни человеческой (или, по крайней мере, какой-то ее части).
Что до «сканирования», то, конечно, психолог отмечает про себя некоторые особенности новых людей – как, впрочем, и любой из нас. Он пользуется при этом другой терминологией, более сведущ в классификациях и признаках психических расстройств и т.д. – но это вовсе не означает, что каждый психолог непременно составляет про себя внутреннее досье на каждого, клеит ярлычки-диагнозы, любой заданный им вопрос – это часть хитрого теста. Большинство психологов, по крайней мере, стараются оставлять работу на работе – иначе им просто не выдержать.
Любой человек, обладающий житейским опытом – психолог. Образование здесь не нужно.
Конечно, в той или иной степени в людях разбираемся мы все. Но житейская психология очень сильно отличается от научной и практической. Во-первых, она основывается исключительно на собственных наблюдениях человека, а не на научных исследованиях. Во-вторых, знать и подмечать еще не значит уметь правильно применять. Для того чтобы помочь человеку решать его внутренние, скрытые, подчас очень сложные проблемы, нужно все же обладать соответствующими знаниями и квалификацией.
Психолог обязан давать советы
Это именно то, чего от психолога ждут люди и то, чего от него ждать нельзя. Знаю сотрудницу одного медицинского учреждения, которая снискала обожание пациентов и нелюбовь врачей именно тем, что снабжает каждого приходящего к ней распечаткой конкретных рекомендаций. В чем причина? Во-первых, на мой взгляд, в осязаемости этого листка. Люди воспринимают его как соломинку, за которую можно ухватиться и вытянуть себя из болота печали. Во-вторых, в отсутствии необходимости работать, делать что-то самому. Психолог свою работу сделал – и прекрасно. Дал целый реестр, целую программу действий по твоему собственному спасению. Между тем, любая психологическая консультация – это совместный труд терапевта и клиента. Психологи не дают советов вовсе не по своей вредности, лености или некомпетентности. Даже аспирин показан не при всякой головной боли, и совет, годный для одного, может оказаться вредным или бесполезным для другого. Истина, пришедшая извне, в готовом и упакованном виде – не выстраданная, не вызревшая, не рожденная самим человеком, редко бывает готова к практическому применению. Совет можно уподобить купленному в ознаменование начала здоровой жизни велотренажеру, пылящемуся в углу. Решение принято, галочка проставлена, об остальном можно и забыть. Заехать же на таком скороспелом совете – в отличие от велотренажера – можно далеко. Разводилась одна супружеская пара – долго и мучительно. Каждый прибег к услугам «своего» психолога и аккуратно следовал его советам. Настал день, когда муж объявил жене, что они разводятся, и буквально потащил ее в суд: «так велел психолог». В семье было двое маленьких детей. С тех пор прошло лет 10, расстаться окончательно они не могут до сих пор…
Все психологи – шарлатаны
Есть и такие. В частности, те, кто слишком охотно раздает советы и слишком активно рекламирует себя. Столкнувшись с таким «специалистом», надолго теряешь веру в представителей этой профессии вообще. Как уберечься от недобросовестных психологов? Прежде всего, не верить рекламе, не считать, что тот, кто выпустил больше всего популярных брошюрок и ведет развесистый блог, и есть самый лучший специалист. Самый верный способ найти хорошего консультанта, психотерапевта – «сарафанное радио».
Православным людям психолог ни к чему
Безусловно, человек, ведущий высокую духовную жизнь, праведный, чистый, бесстрастный, вряд ли получит пользу от психотерапевтических сеансов. Он живет в другом измерении – духовном – и его душу давно не терзают придорожные тернии. Но каждый ли православный таков? Да, воцерковленный человек со временем становится (как правило) светлее и спокойнее, избавляется от страхов, мелких навязчивых мыслей, ненужных волнений. Недаром митрополит Иерофей (Влахос) называет Православие медицинской наукой. Священники, служащие в храмах при психиатрических больницах свидетельствуют: даже прихожане, страдающие шизофренией, отличаются от людей с таким же диагнозом, не посещающими храм. Но так бывает не всегда и, как прекрасно сказал профессор Федор Ефимович Василюк, «если благодать считать терапевтическим фактором, она может и обидеться».
Каждый ли, кто ходит в храм, исправно исповедуется и причащается, свободен от душевной боли, звероуловления мысленных волков и просто тяжких житейских обстоятельств, злобных соседей, пьяниц-мужей, завистливых сослуживцев?.. Все ли вопросы можно решить с духовником – если он есть? Каждый ли батюшка имеет силы, время и жизненный опыт, чтобы найти во время исповеди те самые слова, дать тот самый (да-да!) совет, помочь сделать выбор в трудной ситуации?
И вообще можно ли, не смешивая Божий дар с яичницей, считать исповедь хоть в какой-то мере психологической консультацией? Ведь цели-то у обеих бесед не одинаковые, а главное – разнонаправленные. Одна – к Богу, другая – к человеку. И действующие лица – разные, и их роли. Исповедь несравненно выше и больше любого психотерапевтического сеанса. Она очищает, утешает, заставляет плакать, обозревать самые дальние уголки своей души. Но главная ее задача – покаяние в грехах, а вовсе не избавление от боли и сомнений. Грех и боль – разные вещи. Да, боль может свидетельствовать о грехе и без нее он превратится в укоренившуюся страсть. Такую боль заглушать душевными анальгетиками неразумно, да этого и не станет делать сведущий в духовных вопросах психолог. Но она же, боль, может быть следствием горя, утраты, необоснованного чувства вины, страха, а то и вовсе психического заболевания. Представим себе, например, человека, долгие годы страдающего депрессией, который бесконечно кается в грехах уныния и печали, пока «черная меланхолия» разъедает его организм и саму жизнь. Отчего не попытаться излечить болезнь, понять ее?
Психологическая консультация дает эту возможность, психолог помогает человеку разобраться в себе, в своих чувствах, увидеть то, что слишком сложно или болезненно было разглядеть самому. Именно с психологом можно на протяжении долгого времени (недели, месяцы, а порой и годы) разбираться в себе, своих проблемах, своей жизни, искать выходы из тупиков и трудных ситуаций.
То, что говорят психологи, противно учению святых отцов
Сегодня в мире насчитывается примерно 450 видов и направлений психотерапии, так что вывести среднее арифметическое из того, что «психологи говорят», довольно затруднительно. То, что пишет журнал Psychologies и прочие популярные издания, вовсе не является обобщенным гласом всех психологов – такового просто не существует, настолько разнятся друг от друга психотерапевтические подходы. Одни насилуют личность, другие превыше всего ценят ее свободу и уникальность, одни откровенно оккультны, другие базируются на христианской, святоотеческой психологии. Обращаясь к психологу, можно навести справки о том, на какой платформе он стоит, какой идеологии придерживается, какие инструменты использует в работе, и ознакомиться с ними, благо общая информация доступна в интернете. Сегодня уже вполне оформилась практически в отдельную дисциплину православная психология, при многих храмах действуют психологические консультации, так что всегда есть возможность обратиться за помощью к верующему психологу-консультанту.
Психолог нужен лишь тому, у кого нет друзей
Часто можно слышать мнение: «Это западные люди не могут без своих психоанализов, потому что разучились общаться. Русский вдоволь наплачется в жилетку другу и решит все проблемы на кухне под водочку или чашку чая». Конечно, общение по душам – вещь бесценная и, без сомнения, психотерапевтичная. Однако ситуации психологической консультации и дружеской беседы отличаются – примерно так же, как театральный спектакль с тщательно продуманным сюжетом, диалогами и композицией от куска реалити-шоу с вялыми репликами и отсутствием смысла. Эта ситуация выстроена особым образом. Для того чтобы начался целительный процесс, оба ее участника – терапевт и клиент – должны занять свои позиции, выполняя каждый свою роль в совместной деятельности по решению поставленной задачи (проблемы клиента). До того, как эти позиции заняты, беседа останется просто беседой. Создать нужную «расстановку сил» – задача грамотного психолога.
Психологи манипулируют людьми
Сказать, что этого не бывает никогда, значит, погрешить против истины. Но разве представители прочих профессий – например, коммерсанты – никогда этим не грешат? Отчасти, психологу как человеку знающему законы человеческой психики сделать это легче, но лишь отчасти. Все зависит от того, какая задача стоит перед ним и последователем какой методики он является. Существуют направления, откровенно манипулятивные, как НЛП или гипносуггестия. Выбирать или нет подобную методику – право клиента.