Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Мезенская упряжка: «Научи нас играть с Богом»

Саша, придя к нам, ринулась рисовать. Накупили альбомов, ватмана, карандашей, красок – твори, выражай себя, ищи. Потом начались поделки из картона. Обеспечили картон, ножницы, клей и т.д. Потом будет еще что-то другое, может повториться, но на другом уровне. Для меня главное – обеспечить материалом и, по возможности, идеями. Жаль, что здесь книг подходящих нет – товар не ходовой

Читать предыдущую историю

В начале прошлого года отец Алексей Жаровов, настоятель храма в городе Мезень Архангельской области, и матушка Ольга усыновили четырех детей из расформированного мезенского детского дома (а еще у них 2 родных). Семье священника помогал и помогает Попечительский совет свт.Алексия, публиковались просьбы о помощи и на нашем сайте. Недавно активистка попечительского совета Екатерина Маркова побеседовала с матушкой Ольгой о жизни большой семьи в маленьком северном городке, о трудностях и радостях.


Фотография сделана прошлой зимой. Автор – Андрей Суханов

Когда детей собирались брать, как меня мучили страхи, что не справлюсь, не смогу и т.д! – рассказывает матушка. – Сна лишалась. Правда, когда ребенок начинал жить у нас, все проходило. Сначала заботы, потом радость от узнавания, а теперь огромная радость оттого, что они живут с нами. Правда, я не рисуюсь. А тогда себя уговаривала: «Где двое, там и третий не помеха». Потом: «где трое – там и четвертый прокормится». Ну а девчонок как разделишь? Так что геройства никто не планировал. Как-то к нам приехал старый знакомый, спелеотуризмом в молодости занимались вместе: «Это у тебя 6 детей? Обалдеть!». Да, 6 детей – звучит грозно, а если по именам: Антон, Миша, Саша и т.д. – так это ж свое, родное. Если кого нет – так и место пустое.

Антон был первый, кого вы усыновили. Вы писали о трудностях в его воспитании. Есть ли какие-то изменения?
– Антон – это наша гордость. Он свободно пользуется всеми электроинструментами, которые у нас есть! Еще год назад все, кто его знал, называли «сосноварена» да «валёжина». На местном диалекте значит: лентяй и неумеха. Начал интересоваться книгами с чертежами разных поделок. Из сломанного стула сам сделал прикроватный столик. Работает с удовольствием всеми инструментами, но любимый – бензопила. Говорит: «Ею поработаешь, так и мужчиной себя чувствуешь». За столом сидит рядом с отцом Алексеем, в решении вопросов его мнение учитывается наравне с Мишиным (старший родной сын), т.к. стал ответственен за свои слова.

Как дела у Анжелики, первой из усыновленных девочек?
– С Анжеликой все хорошо. Она молодец. И по дому помощница. Творчества у нее нет, но зато с каким упоением она выполняет однообразную домашнюю работу!

У вас трое усыновленных девочек: Анжелика, и родные сестры Саша и Маша. Они играют вместе?
– Вчера приходим с о.Алексеем из магазина. Девочки в куклы играют. Слышу, кричат: «Неправильно! Так не бывает!». Жду развития событий. Саша приходит и говорит: «Мама, научи нас с Богом играть». «Как это?» – спрашиваю. «Ну, как в жизни. Чтобы Бог всегда был рядом». Когда они пришли к нам, играть не умели. Игрушек, которые посылали и дарили, им не давали, вроде как играть не умеют, игрушки не берегут. А как они научатся, если учиться не на чем? Помню, показываю, как куклу спать укладывать, кормить, еду в посудке готовить, а они говорят: «Ну ладно, матушка (тогда они меня еще «матушкой» звали), вы поиграйте, а мы пойдем побегаем». А теперь играют – загляденье. «Мама» с «дочкой» все по-доброму, дружно. У нас-то божница для икон сделана, а у кукол в домике ни одной иконы нет, и молитвы куклы не читают. Похвалила девочек, займемся. Не дело без Бога жить.

Саша и Маша – последние из усыновленных детей. Есть ли у них трудности в общении, с учебой. Как вообще все дети учатся?
– У всех детей с учебой большие проблемы.
С Сашей дополнительно заниматься много не получается – ребенок настолько активный, что больше 10-15 минут занятий – это уже изощренная пытка. Поэтому играем. Для меня странно, почему ребенка с задержкой развития, снижением познавательных процессов отправляют в школу на год раньше, не дав пройти подготовительную к школе группу. На сегодня у Саши с математикой почти терпимо, только куклы не могут запомнить таблицу умножения. Начала понимать условия задач, читать стала лучше, почерк стал более разборчив.

У Маши большой прогресс в общении. Она меня радует каждый день все больше и больше. Раньше, ее спросишь что-нибудь, если не знает – закрывает лицо. И вообще – закрыть лицо, «спрятаться» – была ее единственная реакция на любой неприятный вопрос. На прошлой неделе я заметила, что у бабочки, сделанной из перышек, оторвано крылышко. Я спрашиваю: «Кто трогал?» и Маша говорит: «Я». И не «прячется», не закрывается ладошками, а в глазах нет страха, только настороженность: «Что будет?». Еще раз рассмотрели из чего и как сделана бабочка, уточнили, что она только для украшения цветка, отремонтировали скотчем. Недавно к нам приходили ребята, и Маша рассказывала, из чего сделана бабочка и что «ее нужно смотреть только глазами, а руками смотреть нельзя!». А интонация – моя. Один к одному.

Какие основные проблемы у детей?
– Все наши проблемы я условно могла бы разделить на четыре части: медицинская, социальная, психологическая, педагогическая.

Благодаря вашей помощи все дети прошли медицинское обследование, выкуплены медикаменты. Дети получают лечение. Есть положительные результаты.

Мы консультировались у детского психолога и психиатра. Вот, к каким выводам я пришла. Первое на мой взгляд – дать детям ощущение успешности, нужности в этом мире, вне зависимости от их уровня развития. Я стремлюсь создать условия для полного развития каждого ребенка. А они такие разные! Ну хоть бы у кого-то совпали увлечения! Саша, придя к нам, ринулась рисовать. Накупили альбомов, ватмана, карандашей, красок – твори, выражай себя, ищи. Потом начались поделки из картона. Обеспечили картон, ножницы, клей и т.д. Потом будет еще что-то другое, может повториться, но на другом уровне. Для меня главное – обеспечить материалом и, по возможности, идеями. Жаль, что здесь книг подходящих нет – товар не ходовой. Для меня сложность в том, что они увлекаются в разнобой: всегда должно быть изобилие канцтоваров для младших девочек, ткани, нитки для вязания и плетения, бисер, тесьма для Анжелы, фанера нужной толщины для Антона и так для каждого ребенка, но самый большой дефицит – это идеи поделок, по сложности доступные детям. У них пробуждается голод созидания, а навыков работы нет. Я не успеваю придумывать, а слизать неоткуда.

Второе: я не против рыбки, я за удочку. Постельное белье у кукол прохудилось? Хочешь новое? Получи отрез ткани. Не умеешь шить на машинке? Давай научу и помогу. Не хочешь? Попроси Анжелу, но тебе придется за нее выполнить ее домашнее послушание. Тоже не хочешь? Тогда пусть кукла спит на старой простынке. Но ты посмотри, какая красивая ткань! Простынка будет просто загляденье! Может, попробуешь? Давай вместе. Редко когда не удается соблазнить ребенка подобной перспективой.

Конечно, это гораздо сложнее, чем самой сшить. То времени нет, то устала. Про ассортимент наших магазинов – вообще говорить не приходится. Потому как его (ассортимента) нет. Но я твердо уверена, что это единственный способ создания положительной самоидентификации, обучения бережливости и получения необходимых жизненных навыков.

Приучение к труду – это и есть способ отучить от асоциального поведения?
– Наши приемные дети привыкли к асоциальной среде и другого образа жизни не знают. Из любой внешней информации они выбирают только то, что им знакомо, т.е. опять образцы асоциального поведения. Единственное время, когда дети не устраивают свары – это когда их занимаешь ручным трудом или работой по дому. Внимание у них не развито, усидчивости тоже нет, поэтому часто меняем виды деятельности.

Работа на земле полностью на о.Алексее и детях, т.к. я после травмы позвоночника плохая работница-огородница. У нас все дети из социально-неблагополучных семей, где работать не только не умеют, но и не хотят. Мы видим, что если не научим этих детей сельскому хозяйству, они повторят судьбу своих родителей. На сегодняшний день решили организовать кролиководство. Нам скачали из Интернета руководства по уходу и разведению кроликов в наших природных условиях. Начитываем литературу, собираем всю информацию, какую можно достать о разведении этих животных в наших природных условиях. Провели экзамен по теории ухода за кроликами. Все сдали успешно. Торт на радостях съеден. В Мезени держат кроликов два человека, но животные уже вырождаются, поэтому будем приобретать в Архангельске. А после кроликов, наверное, кур заведем. Уж больно яйца дорогие, да и не всегда они есть в продаже. Ведь тут все привозное. Рассаду выращиваем сами.

Расскажите, пожалуйста, про педагогическую проблему.
– У Саши, Маши и Антона задержка психического развития, при которой, при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития, наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, эмоциональная неустойчивость. У Анжелы – умственная недостаточность в легкой степени. Поэтому со всеми детьми необходимы дополнительные занятия дефектолога для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. Занятия я могла бы проводить, но у меня недостаточно пособий. В планах поездка в Москву, если получится приобрести необходимое для развития детей – было бы замечательно.

Как у вас организованы занятия с детьми?
– Все детские книги находятся в свободном доступе для детей, и даже только рассматривание книг по рукоделию дает детям много. Но прежде чем чем-либо заняться, сначала сама все досконально продумаю и спланирую. И, главное, выбор чем, заняться в следующий раз принадлежит полностью детям. Мое дело показать варианты. Например: можно собирать пазлы, вышивать, вязать, плести. Они выберут направление, а я подбираю доступный рисунок для вышивки или модель для вязания. Главное, чтобы было чуть-чуть сложно, а результат красивый. И чтобы сразу было запланировано, что это и где будет лежать, какие должны быть размеры и какого цвета. Вот такой у меня подход. Сначала они выбирали одинаковое, теперь кому что больше нравится. Сейчас Маша плетет, Саша вышивает полукрестиком, Анжела и Антон вышивают обычным крестом каждый свою картину. А рукодельничаем мы, как правило, каждый день по вечерам, все свободные от дежурства. Иные вечера посвящаем разучиванию песнопений, но чаще – что-либо делаем. Это здорово успокаивает.

С появлением приемных детей, наверное, стало тяжелее жить родным, как они справляются?
– Миша долго болел, мы не знали его диагноз, обошли множество врачей в Архангельске, и конечно у нас было меньше времени заниматься его здоровьем. Я поначалу, когда еще он только заболел, и уже было понятно, что заболел не на шутку, что может пропустить год, будет не как все – очень беспокоилась. Оказывается, для меня была важна его успеваемость. А теперь очень благодарна Богу, благодаря болезни я поняла, что люблю сына просто так, не за учебу, успешность или наличие хотя бы мало-мальского здоровья. Вот просто какой бы ни был. Но это не значит, что я ему потакаю. Наверное, я из суровых мам. Раз начал вставать с кровати – начинай работать по дому. Нет сил выполнять мужскую работу – делай женскую. Сначала он честно штопал дырки, мыл посуду. С неделю выдержал на легких работах. Потом начал укладывать дрова. Положит пару поленьев – сидит, сил набирается, потом снова. Начал ходить на рыбалку за кормом для кота. Это официальная версия, а неофициальная: движение – это жизнь. Будет шевелиться – будет жить. Летом обливался каждый день водой комнатной температуры.

Валентина успешно заканчивает третий курс педагогического лицея. Экстренном сдает экзамены, чтобы пораньше приехать домой, помогать. Интересуется иконописью, поет в церковном хоре в Архангельске.

В чем разница – взять одного приемного ребенка – и четверых?
– Что такое приемный ребенок? Каждый отвечает по-своему. Для меня это – ребенок с проблемами социального, медицинского, психологического и педагогического характера. Но изначально это очень хороший ребенок, а остальное все наносное. И это наносное не только нам мешает с ребенком мирно жить, но прежде всего оно мешает самому ребенку. Правда он этого еще не понимает. Поэтому наша семья воспринимается этими детьми как ненормальная, «ну полный отстой», потому как нет ни одного фильма ужасов, не было драк, скандалов – не похоже на его прежнюю! У наших детей все представление о нормальной жизни повернуто с ног на голову. Если приемных детей больше двух, то возникает реальная опасность создания асоциального, привычного для них, микроклимата в семье. По моим наблюдениям, если и брать следующих детей, то по одному и с интервалом не менее полугода. Примерно столько времени нужно для того, чтобы ребенок запомнил правила и границы поведения, привык к приемным родителям, их требованиям. Но «запомнил» – не значит «сознательно отказался от прежних привычек».

Одного ребенка содержать трудно, но реально. А вот троих, даже четверых, без вашей поддержки – ну ни в жизнь бы не отважились взять.

Помощью семье Жарововых занимается в Москве Попечительский совет свт.Алексия. Контактные тел.: 8-910-426-20-93 Покровская Светлана, или 8-903-181-90-84 Маркова Екатерина. Сайт: http://www.kakpomoch.ru/

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?