Oб отношении служителя Церкви к осужденным и администрации
Любая форма работы в колонии, даже если поводом к началу ее послужили обращения и письма осужденных, начинается с установления контакта с администрацией. Необходимы личные встречи с начальником учреждения, заместителем по воспитательной работе (ВР), инструктором отдела по ВР. С ними предварительно согласовываются план предстоящей деятельности и отдельные мероприятия. В последние годы появилась возможность проведения духовных занятий с сотрудниками во время проведения еженедельной служебной подготовки, где можно рассказать о православных праздниках и ответить на вопросы о церковной жизни. С первых же встреч требуется понимать и выдерживать должную позицию священнослужителя как духовного лица, представителя Церкви Христовой. Какова же она в местах заключения? Каким бы благополучным ни было положение в колонии, всегда есть известное психологическое противостояние сотрудников учреждения и осужденных. Об этом существующем антагонизме, порой подсознательном, нельзя забывать, чтобы достойно нести Слово Божие, не уклоняясь «ни направо, ни налево». Места заключений – это зона духовного неблагополучия и психологической напряженности, длящейся годами и для содержащихся под стражей, и для их стражи. И те, и другие одинаково нуждаются в милости Божией и пастырском попечении, и священник не вправе заведомо становиться на одну сторону в ущерб другой. Осужденные лишены свободы и зачастую терпят недостаток в одежде, пище, лекарствах, предметах быта. Кроме того, они уже несут наказание за совершенные преступления, своего рода «эпитимью», претерпевая горькие последствия грехов. По слову Господа, пришедшего призвать не праведников, а грешников к покаянию», не здоровые имеют нужду во враче, но больные. И подход к осужденным требуется именно сак к духовно надломленным, страждущим людям. Но, сострадая им и стараясь помочь духовно или материально, нельзя поддерживать в них проявления предвзятого негативного отношения к администрации. Когда проповедь станет приносить плоды, то уверовавшие осознают, что всякая власть от Бога», а «начальствующий не напрасно носит меч», тот, кто уверует и покается в преступлениях пред Богом, уже не станет винить в своих несчастьях других. В тех общинах верующих, где пастырь утвердил верную духовную атмосферу, требования режима соблюдаются по совести, и послушание начальству вызвано послушанием Господу. Равным образом, священник не может присоединиться к тем проявлениям враждебного осуждающего отношения к преступникам, которое бытует среди сотрудников и свободных людей. Иначе его пастырское служение в колонии теряет всякий смысл ведь Сам Господь шел ко грешникам не осуждать их за грехи, а спасать от них. А это спасение возможно, если осужденные законом, благодаря верному отношению православного пастыря, ощутят любовь Божию к себе. В соответствии с соглашением между Московской Патриархией и Министерством Юстиции РФ, в планах и рекомендациях священнослужителю отведена духовно-воспитательная роль как в отношении «спецконтингента» (осужденных), так и личного состава учреждений. На этой беспристрастной позиции и следует оставаться всех обстоятельствах.
Начало деятельности
Пастырское служение среди осужденных начинается с проведения нескольких общих встреч и бесед, заранее согласованных с отделом по воспитательной работе (ВР). На этих встречах-проповедях происходит первое знакомство осужденных со священником. Многие из них слышат проповедь впервые в жизни, ни разу не открывали Евангелие, не бывали в храме. Поэтому я проведения таких бесед в немалой степени зависят интерес и доверие осужденных к пастырю, установление контакта с ним и желание личного общения, без чего никакая деятельность не принесет результатов. Во время встреч следует предоставлять желающим возможность задавать вопросы, оставаться после проповеди для разговора. Таким интересующимся, верующим и неверующим, предпочтительно в первую очередь раздавать приносимую литературу. Впоследствии, при проведении регулярных проповедей (не реже одного-двух раз в месяц), из числа интересующихся начинает складываться более или менее постоянная группа осужденных, с которыми можно проводить отдельные целенаправленные беседы. При этом следует учесть, что придется выслушивать самые разные вопросы, часто не по теме, от желания вопросников поспорить, показать себя. Здесь необходимы терпение и доброжелательность, но нельзя и терять инициативу, чтобы не уклониться от главного направления проповеди. Ее содержание должно раскрывать основные истины Православной веры, значение Таинств, в первую очередь Крещения, Покаяния и Причащения. Когда хотя бы несколько осужденных будут готовы к принятию этих Таинств, следует назначить день, предварительно обговорив с администрацией время и место их совершения. С первых посещений колонии надо вести речь о предоставлении подходящего помещения для молитвы, если оно еще не обустроено. Устраивать церковную комнату желательно силами самих верующих, при содействии администрации и помощи прихожан. Очень важен момент, когда в колонии начинают совершаться Таинства, особенно Покаяния и Причащения. Это время зарождения Православной общины и начало ее духовной жизни. Тогда начинают отходить в сторону случайные слушатели, прекращаются споры и праздные вопросы. С Таинствами в колонию входит Церковь Божия, действуя благодатию на почву верующих сердец.
Община
Все проводимые мероприятия: беседы, проповеди, концерты духовной музыки и т.п. должны иметь своим закономерным следствием образование общины верующих. Естественно, вступление в нее должно быть добровольным, независимым от администрации, и накладывающим на члена общины определенные нравственные и практические обязательства. В законченном виде община представляется как группа верующих осужденных, лично хорошо известных пастырю, участвующих в Таинствах, общих молитвах и другой деятельности. Во главе Православной общины стоит священнослужитель, а в его отсутствие – помощник из числа верующих, староста общины. Он избирается всей общиной с благословения священника, и является непосредственным руководителем, ответственным перед священником за все происходящее внутри общины. Для этого староста поддерживает связь с пастырем, насколько позволяют обстоятельства и режим содержания. Достаточно обратиться к зам. начальника по ВР с просьбой о содействии старосте, чтобы в важных случаях он мог позвонить в храм или домой священнику. Такая связь очень полезна, особенно когда община готовится ко Святому Причащению, чтобы точно знать время приезда пастыря и заранее отпроситься с работы, если день будний. На сколько широкими полномочиями наделить старосту – может решить лишь сам священнослужитель, исходя из способностей и надежности осужденного, а также из сложившихся условий.
Обычные обязанности старосты:
• общий контроль за распределением и сохранностью приносимой литературы и материальных вспоможений
• наблюдение за благочинным поведением членов общины
• проведение утренних и вечерних молитв
• решение возникающих вопросов в отсутствие священнослужителя
• организация подготовки верующих к его приезду
• ведение летописи общины
Кроме старосты, в общине могут быть различные послушания:
• Чтец, способный к научению молитвам, песнопениям
• Хранитель духовной библиотеки, ведущий учет и выдачу книг
• Смотритель церковной комнаты, заботящийся о ее обустройстве и чистоте
При верном устроении общины и выборе подходящего старосты в случае вынужденного долговременного отсутствия священника верующие не понесут духовного урона, проводя молитвенную жизнь, изучая духовную литературу, утверждаясь в познании вероучения.
Общинная мастерская
Лишь немногие осужденные бывают освобождены от работы по состоянию здоровья, поэтому большая часть их времени занята производством, проверками, построениями и т.д. Поэтому общение членов общины ограничено вечерним временем после работы и ужина – до отбоя. Это может составлять один-два часа для чтения и молитвы в церковной комнате. К тому же осужденные разделены на разные отряды, в разных локальных секторах, а на производстве в разных цехах. Когда община укрепится и дисциплинируется, следующим этапом ее деятельности может явиться создание общинной мастерской, в зависимости от режима учреждения и характера производства. В такой мастерской или на отдельном участке могли бы трудиться вместе хотя бы некоторые из верующих осужденных. Это бывает возможно при согласовании с начальником учреждения и директором предприятия. Если у храма имеется возможность оформить оплачиваемый заказ, то в общине могли бы изготавливать иконы, аналои, резные деревянные изделия и т.д. Цель существования такой мастерской – более тесное единение верующих в общем делании, во исполнение заповеди: «кто крал впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающимся». Если позволяют режим и условия работы, в мастерской можно читать молитвенное правило, утреннее или обеденное. Очень благотворно слушание во время работы записей духовных песнопений, которые можно доставлять из храма.
Участие мирян
V всякого священнослужителя, особенно настоятеля храма, острый недостаток времени, и посещение узников – далеко не единственное его послушание. Опыт показал что более успешна деятельность Церкви в тех местах лишения свободы, где пастыри привлекают к ней мирян. Как правило, это преподаватели воскресных школ или способные прихожане, достаточно утвержденные в вере. Они помогают священнику наладить духовную жизнь общины, проводят катехизацию новообращенных. Священник предварительно рассказывает им о специфике духовного подвига служения в колонии, предупреждает от возможных искушений и соблазнов, особенно связанных с нарушением требований режима содержания; в частности, о недопустимости передачи предметов, запрещенных к проносу в учреждение, о запрете на передачу информации от осужденных к находящимся на свободе и наоборот. Вначале миряне приходят в колонию вместе с пастырем, знакомясь с верующими и условиями их жизни. Затем, если окажутся способными, можно просить администрацию о разрешении им самостоятельного посещения общины, об оформлении разовых или постоянных пропусков. В братском христианском общении происходит предварительная воцерковление осужденных, их подготовка к церковной жизни на воле.
Основные направления деятельности
В посещениях пастырей и мирян крайне важна регулярность. Члены общины по возможности должны знать, когда будет следующая встреча со священником, причащение, занятие воскресной школы и т.п. От регулярности встреч более зависит их успешность, чем от количества незапланированных посещений. Одно-два занятия, проведенные преподавателями-мирянами за неделю, принесут ощутимые результаты, которых не даст одно лишь чтение осужденными духовной литературы. Основная деятельность мирян – катехизаторская, духовно-просветительская. Занятия могут проходить в выходные дни или в будние в нерабочее время. Тех, кто окажется более способным, можно готовить к послушанию чтеца. Важно постепенное научение молитвам, церковнославянскому языку, а впоследствии песнопениям Богослужения. Для начала можно использовать упрощенную методику чтения текстов с переводом на русский язык: читать всем по очереди псалмы и молитвы, с разъяснением смысла, отработкой правильного произношения, верного поставления ударений. Чтение ежедневных утренних и вечерних молитв можно проводить по очереди или разделять их на части для поочередного чтения. Сразу же нужно объяснить, что по церковному Уставу допускается лишь хоровое пение, но никак не хоровое чтение. Постепенно, в зависимости от способностей преподавателей и успехов учащихся, можно разучивать на слух основные церковные песнопения, в перспективе приближаясь к храмовому Богослужению. В тех колониях, где члены общины знакомы с Богослужебным Уставом, силами верующих уже ведутся службы по чину мирян – утреня, вечерня, часы, обедница. При совершении священником Таинств осужденные могут составить хор, способный также спеть молебен, панихиду. Во всех важных случаях, особенно касающихся духовной жизни общины, преподаватели, староста и члены общины непременно должны испрашивать благословения священника. Им же утверждается молитвенное правило и изменения в нем, а также прием новых братий в общину или исключение из нее. В некоторых православных общинах имеются видеомагнитофоны, пожертвованные приходами, что позволяет по выходным дням демонстрировать духовные фильмы, которые в избытке есть в иконных лавках и монастырях. Когда в учреждении имеется своя видеотехника или кабельное телевидение, задача упрощается, надо лишь своевременно обновлять фильмотеку. На такие просмотры собираются и верующие и неверующие, что служит делу приобщения осужденных к истокам Православия. Без мирян не обойтись и при сборе пожертвований для заключенных. При этом следует разъяснить, что пожертвованы могут быть не только деньги, а такие предметы, которыми всякий может поделиться с неимущими: прочитанные православные книги, журналы, газеты; иконы, кресты; конверты, бумага, бытовые принадлежности, продукты, одежда. Жертвователи могут указывать имена для молитвенного поминовения в общине или храме, это будет укреплением духовной связи с верующими осужденными. Для воскресных встреч и лекций можно приглашать местных творческих деятелей – поэтов, литераторов, художников, артистов, чьи выступления сопровождались бы проповедью священнослужителя на соответствующую тему. Такие мероприятия желательно заранее включать в план работы воспитательного отдела учреждения, чтобы в течение года избежать неудобств и трудностей в их режимном обеспечении со стороны руководства колонии. Всю работу по духовному окормлению осужденных и сотрудников следует фиксировать для правильного и неформального составления плана на будущий год служения с учетом прежнего опыта. Благодарение Богу, что после многих лет мрачной закрытости тюрем явилась возможность нести Его слово находящимся в заточении. Не останемся же глухи к призыву Господа придти к Нему и стать наследниками Царства.
Общение посредством переписки и православное обучение
В нынешних условиях нужной и полезной формой духовной работы с узниками остается переписка, а в недавнее время появилась возможность и обучения по переписке – так называемое дистанционное обучение. Оно весьма перспективно по причине отдаленности мест лишения свободы и большого количества находящихся там верующих. По Патриаршему благословению, создается организованная система такого обучения сотрудниками Синодального Отдела и Православной тюремной миссии. В Секторе тюремного служения имеются методические материалы по организации катехизаторской переписки и дистанционному обучению основам православной веры. Там можно узнать подробности организации переписки и помощи, кроме того, регулярно проводятся встречи, на которых все, проводящие тюремное служение, обмениваются опытом работы.
Подробные инструкции по ведению переписки и дистанционного обучения можно найти на сайте Центра поддержки православных общин в заключении.