Тайно крещеное бабками мое поколение обретало веру «в горниле сомнений», и для нас Крестный ход на реку Великую, к месту обретения чудотворной иконы святителя Николая, стал утверждением этой веры, праздником души, где все было открытием. Грозы и град, палящее солнце и буйные ветры, морозные утренники перед рассветом – все казалось впервые обретенным, и останется в памяти навсегда.
А в этом году паломники видели двойную радугу. Нечаянная радость эта многим дала силы совершить Крестный ход. Ведь, конечно, это испытание. 150 километров пути по неудобицам, пашне, болотинам. Молебны под открытым небом на месте разрушенных храмов. Краткие привалы, обморочный сон под гул вековых тополей.
Секретное странствие
Каким-то непостижимым образом это выверенное за последнюю четверть века расписание Хода сочетается с тысячами и тысячами личностных его переживаний, размышлениями о судьбе своей, своих близкий, о судьбе малой родины и большой России.
Для нас, вятских, Великорецкий крестный ход – 600-летняя традиция. Ходили, провожали и встречали его еще наши деды-прадеды. Из дальних и ближних деревень ручейками стекались каждый год в село Великорецкое паломники. А было у нас этих деревень тысячи и тысячи: Вятская губерния на рубеже 20-го века стала одной из самых густонаселенных в России. И вечная боль наша, что край наш людьми оскудел, деревни исчезают, и хочется, как заклинание, повторять их имена – Плеханы, Слободка, Земцы, Медвяга, Бахичи, Мухичи, Гуси, Метели.
Многолюдство Крестного хода (в 2015 году в нем участвовали 35000 человек) помогает осознать общую нашу силу, собраться духом, обрести надежду.
Река крестного хода завораживает. Хочется глядеть в эти будто родные лица. Среди паломников все больше молодежи, все меньше ходких старушек, которые пронесли традицию в трудные времена запретов. Всем находится место среди паломников. И старцам, и физикам, и поэтам и подросткам из воскресной школы.
На ранней литургии на берегу реки Великой отец Сергий говорил о благодарении, чтобы «сердце ожило», чтобы святому мы приносили не только слова и песни, но и по силе совершали добрые дела. Да будет так.
История Великорецкого Крестного хода
«Некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки, увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся». «Некоторый благоговейный муж» был крестьянином деревни Крутицы Семеном Агалаковым; так на берегу реки Великой в 1383 году произошло обретение Великорецкого образа святителя Николая.
Сразу после обретения образа начали происходить исцеления и чудеса. Первое чудо случилось там же, в деревне – выздоровел обезноживший крестьянин; и к иконе началось паломничество. Сначала приходили жители окрестных деревень – «сколько весть могла лететь от слуха к слуху, так и шли».
В 1392 году по соборному решению духовенства града Хлынова, столицы Вятского края чудотворная икона была перенесена в Хлынов ради ее безопасности и «многонародного собрания». Однако, забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать образ святителя Николая к месту его славного явления. Так была заложена традиция Великорецкого крестного хода.
В 1668 году указом преосвященного Александра, архиепископа Вятского и Великопермского, днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня). Первые крестные ходы были водными.
Но в 1778 году Вятский епископ Лаврентий (Баранович) издал указ об учреждении сухопутного пути крестного хода.
И с этого времени маршрут больше не менялся. И сейчас паломники идут тем же, из 1778-го года, путем: пешком из Вятки, заходя по пути в села и деревни, и в них совершая молебны. На пути стоят древние села: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны, Филейское.
После революции – сначала – традиция крестного хода продолжалась: «3 июня по-прежнему на соборной площади собирались тысячи богомольцев и запретить это не было никакой возможности». Но в 30-е годы след иконы, Великорецкого образа святителя Николая, теряется: «Неизвестно куда и когда пропала икона. Она таинственно явилась и таинственно исчезла, но русский народ надеется на ее таинственное возвращение». Безупречная формула потери и грядущего обязательного обретения. В этих словах древнее, родное очарование битого, разоряемого и опять всегда поднимающегося мира.
С тридцатых годов традиция хода прерывается, но возрождается традиция паломничества. Паломники год за годом шли к месту явления чудотворного образа и несли с собой иконки святителя Николая. В 1959 году впервые было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую. Были «установлены милицейские кордоны, в задачи которых входило находить паломников, пробирающихся сквозь лесную чащу к месту явления иконы и вывозить как можно дальше от святого места».
Именно в эти годы сложилась особая атмосфера хода – ход как преодоление, как поступок, как прорыв из пустого бытия к осмысленному пути.
И, наконец, в 1989 году Великорецкий Крестный ход стал возвращаться официально, разрешительно. Первый Крестный ход после перерыва был «усеченным»: разрешили только богослужение на берегу Великой. Между тем знаменитый храмовый комплекс был разорен, храмы полуразрушены и недоступны для паломников.
И тогда литургия была совершена прямо на берегу реки в походной церкви. Это было поразительное, волнующее событие; обычай вошел в практику и службы на берегу реки совершаются и поныне.
С 1992 года Крестный ход стал совершаться по историческому пути. Это тяжелый путь – Великорецкий Крестный ход. Распорядок хода трудный: 150 километров. Идут по полям, идут лесом (долго), по трассе.
И новые традиции возникают: многие паломники считают обязательным окунуться в воды святого источника на месте обретения святыни. Этот новый обычай прочно вошел в традицию хода, второй же – более трогательный. В селах Медяны и Мурыгино Крестный ход встречают особенно. Все население этих поселков выходит на встречу. Старики встают на колени и крестясь, провожают образ Чудотворца Николы. Молодёжь выстраиваясь в узкую цепочку (в народе ее называют «ручеёк»), проходит под иконой.
Так жителям кажется правильнее встречать Крестный ход. И долго течет мимо них река хода – потому что каждым годом, с каждым Ходом, людей все больше.