Менее 30 километров от Кремля, станция Салтыковская (Балашиха). Здесь на железнодорожном переходе людей, как через мясорубку, пропускают поезда. Статистика такова: в среднем, погибают три человека в месяц.
За последнее время (с момента запуска скоростных поездов по Горьковскому направлению, которыми гордится РЖД) эту дорогу так и не перешли более 50 человек. Восемнадцатого января 2013-го насмерть была сбита жена сотрудника радиостанции Коммерсант-ФМ Елена Соболева. Спустя всего четыре дня в этом же месте погиб мужчина. Меньше, чем через неделю – еще один.
Активисты собирают подписи в поддержку строительства здесь надземного перехода. Власти микрорайона вроде не против, но по слухам, раньше 2015-го года проект рассмотреть не готовы. То есть решение проблемы может состояться через десятки человеческих жизней.
Что превращает переход через железнодорожные пути Салтыковки в Бермудский треугольник? Никакой мистики, голая российская реальность. С первого взгляда, переход как переход, даже в лучших традициях «нового» Подмосковья: оборудован светофором, пути ограждены забором, а рядом стоит будка так называемого станционного смотрителя. Но дело в том, что на подъезде к станции поезд выезжает из-за поворота. Если бы не забор, можно было увидеть мчащиеся вагоны, но металлические пластины лишают такой возможности. Высунувшись, можно погибнуть в момент, как и происходит здесь с пугающей периодичностью.
Единственным ориентиром для перехода остается светофор, который по 15 минут горит «красным». 15 минут на морозе, 15 минут, когда ты спешишь на работу или возвращаешься домой, 15 минут ожидания, в то время как поезд проезжает место перехода меньше чем за минуту. К тому же здесь проходят сразу три железнодорожные линии, светофоров соответствующее количество, но один из них установлен для «Сапсанов», а не для пешеходов. И увидев «зеленый», далеко не все успевают сообразить, что путь освобожден поезду. Это подтверждают и дежурные по станции, которым приходится ежемесячно наблюдать трагедии.
Местные жители объясняют, что давно перестали обращать внимание на светофоры. По причине неразберихи, и потому что загораются запретным светом они намного раньше, чем приезжает поезд. На «красный» здесь хоть раз переходил дорогу каждый.
По-человечески, это понятно, но по закону жителям Салтыковки понимание не положено. Согласно уставу, все просто: вот – переход, вот – светофор, ждите. После длительного ожидания на проводе, в пресс-службе МЖД отчеканивают: «В случае гибели Елены Соболевой установлено, что девушка переходила дорогу на запрещающий сигнал светофора». И поясняют: переоснащение переезда было сделано менее трех лет назад, а дополнительные меры безопасности приниматься не будут, так как в данном месте низкий пассажиропоток. Однако по данным самой же МЖД, Салтыковка входит в список наиболее опасных участков дороги, наряду с платформами Чухлинка, Кусково и Никольское.
Сергей Соболев, чья жена Елена погибла на этом переходе, говорит, что дойдет в решении вопроса безопасности других пассажиров до конца. «Я и те люди, которые разделили мою трагедию, начинаем общественную кампанию. Ее конечная цель – обязать РЖД выполнить свои обязательства по строительству безопасных пассажирских объектов», – поясняет он. Сергей и его сторонники уверены, что надземный переход раз и навсегда решит проблему.
По статистике, под колесами «Сапсанов» в год погибают сотни людей. РЖД в 2011-м выделила более 100 миллиардов на обустройство пешеходных переходов там, где проходят скоростные поезда. Деньги ушли на установку датчиков звукового оповещения, светофоры и ограждения. Однако на практике этого оказалось недостаточно. Самые опасные участки ж/д полотна уже выявлены. К сожалению, ценой человеческих жизней. И сейчас вопрос только в том, добьются ли внимания чиновников и РЖД те, кто ежедневно сталкиваются с проблемой давно решенной в других странах: как безопасно перейти дорогу.