Москва, 8 июня. «Нельзя искать в наших поступках хорошее. Мы себя противопоставили Богу, людям, обществу…» — это цитата из новой книги, выпущенной издательством «Даниловский Благовестник», названной редакторами: «От сумы и тюрьмы… Книга для всех». Это сборник статей, написанный лучшими светскими и церковными авторами, специализирующимися на «тюремной тематике», на вопросах реабилитации и помощи заключенным.
В презентации, которая прошла вчера в Свято-Даниловом монастыре, приняли участие архимандрит Алексий (Поликарпов), директор Федеральной службы исполнения наказаний Юрий Калинин, председатель Синодального Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами прот. Дмитрий Смирнов, авторы сборника.
«Тюремная тематика нам по-своему близка, ведь в течение некоторого времени, при советской власти, наш монастырь сам был тюрьмой для малолетних преступников и «детей врагов народа» — напомнил собравшимся на презентации архим. Алексий, настоятель Свято-Данилова монастыря, — «Сейчас мы должны приложить все усилия чтобы в нашей стране было меньше тюрем, как и людей совершающих преступления!»
«Работа с заключенными, — заявил прот. Дмитрий Смирнов, — это истинно христианское занятие. Сегодня мы забросили, забыли традицию милосердия к заключенному, сочувствия к павшему человеку, традицию бывшую нормой для русского народа. Только в Церкви такая традиция сегодня начинает возрождаться, и выпущенная нами книга будет помогать этому процессу».
«От Сумы и Тюрьмы…» сложно назвать узкоспециальном изданием: она окажется полезна и специалистам (социальным работникам, тюремным священникам), и родственникам, и самим заключенным. Во всяком случае, так утверждают её создатели.
Основной лейтмотив сборника — это перевоспитание человека в тюрьме. Этой теме посвящено немало страниц книги, не мало об этом говорили и гости, и авторы на самой презентации: «Представьте себе тело больного, покрытое язвами. Если мы посоветуем больному прижечь свои болячки горячим утюгом, он, даже готовый к выздоровлению, непременно откажется! Каждый хочет излечиться безболезненно, применяя кремы, антибиотики…» — продолжает о. Дмитрий, — «Сегодня мы должны иметь структуру помощи заключенным на всех уровнях. На приходском, епархиальном… Систему помощи осужденным, и помощи тем, кто покидает тюрьму, тем, кто нуждается в реабилитации. Если всё общество не сочтет для себя обязательным разобраться с этой проблемой, «язва» будет шириться и болеть!»
Председателем Синодального Отдела высказался за необходимость внедрения передовых методик воспитания в тюрьме, в том числе так называемого «примирительного», а точнее «восстановительного правосудия», когда обе стороны конфликта (потерпевший и преступник) самостоятельно определят способ возмещения ущерба, нанесенного преступником, особенно если он оступился впервые. «Церковь приветствует любые конструктивные пути. Не использовать Европейский опыт (в том числе и восстановительное правосудие) было бы просто глупо!» – заметил о. Дмитрий Смирнов.
Наталья Пономарёва, один из авторов сборника, руководитель Центра духовного просвещения и миссионерства Синодального Отдела, сотрудник Миссионерского факультета ПСТГУ, тоже поддержала идею восстановительного правосудия: «Я хочу сделать семинар для тюремного духовенства и рассказать им о методах, которые сейчас существуют в мире. В России они должны прижиться, так как восстановительное правосудие– наиболее христианский способ решения проблемы преступления и наказания, а мы живём в христианской стране. В Екатеринбурге один священник, работающий в зоне сам придумал убедить своих подопечных преступников написать извинения своим жертвам. Это очень близко идеям восстановительного правосудия. Смысл такого подхода – раскаянье, а не месть за преступление. Боязнь, что психолог будет обманут циничным преступником, желающим смягчить себе наказание – это страх человека который никогда просто не работал в нашей области. Для специалиста – это не вопрос, ведь если психолог работает с одним и тем же заключенным в течение нескольких лет, его почти невозможно обмануть напускным покаянием. Это же ежедневное общение на протяжении очень значительного отрезка времени».
«Общество признало меня неисправимым. Но есть Бог. По человеческому суду я был обречен на смерть, но по воле Божией мне дано время на покаяние…» – так заканчивается «письмо из заключения» напечатанное в сборнике.
Дмитрий РЕБРОВ