Мы собрали подобные истории и попытались разобраться вместе с протоиереем Василием Гелеваном, клириком храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках.
История 1: «Священник унижал моих родителей»
«Во время исповеди я, как и полагается, каялась. Рассказала священнику один эпизод из моей жизни, который я считаю (да и который вообще считается) грехом. Такой ответной реакции от него я не ожидала! В грубой форме мне было высказано, что я много смотрю телевизор, что я развратная, «куда смотрели твои родители, видимо, они и сами у тебя такие, раз позволили дочери совершить такой поступок». Он довел меня до слез. Ладно он унижал меня, но причем тут мои родители?»
– Ни в одной православной общине за границей, даже в русских зарубежных общинах, я не видел, чтобы брутальные, строгие священники привлекали к себе столько людей, готовых выполнять все их приказания, как в России. Я нахожу эту ситуацию нездоровой.
Мне кажется, задача священника – построить, образно говоря, железную дорогу, по которой прихожанин будет ехать сам, двигаться вперед без помощи священника. Но это возможно, если не слишком опекать и не слишком давить на человека, сохраняя его собственную волю. Лучше научить его делать выбор и нести собственную ответственность.
Излишняя строгость и стремление сломать человека, надавить часто приводят к созависимым отношениям, в которых тот, кто слабее, чувствует себя неспособным нести ответственность, а лишь исполнять приказания.
Все мы знаем, что погрязли в грехах. Но мы также знаем, что Христос пришел к нам, чтобы спасти нас именно таких – надломленных и испорченных. И сердцевина христианства в этом, а не в бичевании.
Как член Комиссии по больничному служению я нередко слышу просьбы родственников умирающего человека: «Батюшка, сделайте, пожалуйста, что-нибудь!» Обычно это крик людей, которые десятки лет не ходили в храм, не причащались Христовых Таин. А что этому предшествовало? Очень часто именно такие истории-обиды: священник обидел, бабушка толкнула, свечница не то сказала. Увы, священники, как и прихожане, обычные люди со своими немощами.
Древние римляне говорили: «Ищи того, кому это выгодно». Это только кажется, что ты сам принял то или иное решение: уйти из храма, закрыть Евангелие, оставить молитву. Дьявол дерзкий: он вторгается и в алтарь, и в головы священников.
Если у нас хватит сил увидеть в неприятных событиях, в интонациях, в чужом поведении дьявольское искушение, то Бог даст нам силы его преодолеть, остаться в храме, испытать радость победы над дьяволом, и в утешение Господь пошлет нам благодать.
Нужно постараться вернуться в храм, даже если обидно. Может быть, раз за разом преодолевая эти искушения, нам не придется на смертном одре взывать к священнику: «Сделайте хоть что-нибудь!»
История 2: «Несправедливое замечание на исповеди выбило меня из колеи»
«Однажды, когда мне было очень тяжело, я с трудом заставила себя пойти на литургию. Отстояла очередь на исповедь, и батюшка мне первым делом говорит: «Давайте побыстрее, а то мне надо уходить в алтарь, а вы всегда очень долго исповедуетесь». Я опешила, потому что это как раз не так, я стараюсь, как написано в книжках про исповедь, просто называть свои грехи, не вдаваясь в подробности. Замечание выбило меня из колеи. Я стояла, собиралась с духом и молчала, пытаясь снова настроиться. Священник начал ругаться, что я поздно пришла, но это тоже было несправедливо. Тут уже я начала возмущаться. В итоге он меня не стал исповедовать, сказал, что я сегодня еще больше нагрешила, отодвинул меня и подозвал следующего».
– Если вы ожидаете исповеди как подробного разговора, то лучше, конечно, приходить вечером, во время Всенощного бдения. Если утренняя исповедь затянется, весь храм, все, кто стоял на службе с самого утра, вынуждены будут стоять и ждать, а священник переживает за прихожан. Но это, конечно, не оправдывает никакую грубость.
Но прежде чем обижаться, советую посмотреть на батюшку со стороны. Причины грубости часто лежат в физиологии. Может, у него сахарный диабет, поднялось давление, болят ноги и от этого все раздражает… Преподобный Серафим Саровский на вопрос братии одного монастыря, кто из них ближе всех ко спасению, ответил: «Повар. Будь его воля, он бы вас всех поубивал, но он ежеминутно борется со страстью гнева».
Надо поменьше обращать внимание на личность священника, больше воспринимать его как медиатора, посредника между вами и Богом и молиться о том, чтобы слова священника были произнесены им не от своего ума, а от Духа Святого.
Ведь действительно часто так бывает: принимая одну исповедь, хочется помолчать, не хочется быть навязчивым, не хочется перебивать, а принимая другую – вдруг скажешь что-то такое хлесткое, что сам недоумеваешь. И вдруг спустя некоторое время человек приходит и благодарит за слова, которые ты уже и вспомнить не можешь. Вероятно, Господь подсказал, что и как говорить.
Лично мне вообще трудно говорить слова обличения, я не умею этого, не нахожу в себе право, вижу, как люди болезненно воспринимают такие слова. Но тонкая натура и по взгляду священника поймет, в чем промах.
Обличать нужно уметь. Обличение возможно только с любовью. Скажем, человеку черствому, дерзкому необходимо услышать что-то резкое, что пробьет трещину в его очерствевшем сердце. Именно через эту трещину в сердце прольется свет, оно станет милосерднее. Но этот удар не должен сломать его, а лишь пробить брешь в его горделивой броне. И как трудно не потерять этот баланс!
И если все-таки священнику не удалось его соблюсти, не торопитесь жаловаться на него. Придите сначала к нему самому и честно скажите ему о том, что именно вас обидело. Я служу в «военном» храме (Храм Благовещения Пресвятой Богородицы – Патриаршее подворье при штабе ВДВ. – Ред.), и среди моих прихожан много военных. Учусь у них настоящему мужеству, которое они демонстрируют: вдохнуть и прямо в глаза сказать всю правду.
Может, священник, который грубо вам ответил, принесет горячее покаяние Богу. А вот письменная жалоба может обернуться для него наказанием или даже разлучить его с паствой.
История 3: «Священник все истолковал по-своему»
«В первые два года семейной жизни мы с мужем жили в разных городах и виделись один-два дня в неделю. Это наводило уныние, в котором я периодически каялась на исповеди. И вот покаялась в очередной раз. В ответ вместо слов поддержки я услышала, что все мы женщины такие, мужья для нас трудятся, а мы, неблагодарные, требуем все больше и больше к себе внимания. Ну и дальше описание в красках собственной семейной ситуации священника, меня исповедовавшего».
– Если приходить на исповедь с искренней верой, что Бог всегда дает Благодать, с доверием Богу и священнику, который в данный момент является проводником Его воли, то легче будет принять, что ничего случайного в этой жизни нет. И если та или иная ситуация отозвалась во мне горькой обидой, значит, Бог показал мне мою гордыню.
Обида – это «экспресс-тест» на уровень гордыни. Сильно обижаешься – гордыня еще сильна, поменьше – значит, отчасти ее поборол. Как же уязвим человек, который не видит пока свою гордыню! Слово не так скажешь – обидится. И, возможно, нетактичное, порою грубое высказывание священника дано тебе именно для этого – показать уязвимые места.
Мы живем, как будто рассматриваем огромную картину в темной комнате. Увидим клочок стены – и делаем вывод, что всю картину узнали. Нам надо научиться видеть свою жизнь в целом – как путь. И тогда все приобретает смысл, каждый отдельный день складывается в большой «пазл» – земной путь. И тогда ты видишь, как Бог терпеливо и мудро вел тебя ко Спасению, к очищению души, как Он подводил к тебе тех или иных людей или обстоятельства для твоего блага.
Вот я претерпел сегодня грубость, испытал боль – а завтра я смогу остановить собственную грубость, не причинить боль кому-то другому, памятуя о том, какую боль испытал сам. И Путь мой станет немного светлее.
Что хочется пожелать каждому кающемуся, приходящему в храм? Исповедь – это искусство. И как всякое искусство, требует тщательной подготовки. Чтобы полилась красивая мелодия, сперва нужно выучить ноты, научиться владеть смычком. Но не нужно этого бояться. Главное – начать, делать первые шаги. Не бояться и не стесняться. Забыть, что священник – это человек, и глубоко верить в то, что он – посредник между тобой и Богом. Постараться услышать, что Бог хочет сказать тебе через него. И обязательно молитесь за священника, к которому идете на исповедь.
А себе и своим собратьям-священникам я хотел бы пожелать не забывать, что Господь Христос – Бог милующий. Он принес нам Мир и Любовь. И главное, чему должен подражать пастырь, – Милосердию Божьему.