«Мне 96 лет, а я все еще здесь», – со смехом говорит Флоренс Ригни, которую называют старейшей работающей медсестрой в США. Она начала свою карьеру в 1946 году, тогда только учились широко применять антибиотики, а все медсестры носили белые платья-халаты и кокетливые крахмальные наколки в кудрявых прическах, по моде тех лет.
На пенсию Флоренс ушла летом 2021 года, в последний раз надев хирургическую пижаму голубого цвета, одноразовую шапочку и маску, поскольку пандемия в Америке пока не закончилась. В операционной она ловко орудовала со сложными приборами и высокотехнологичным оборудованием.
В операционной нужно уметь все
Стать медсестрой Флоренс хотела с самого детства. Мотив простой: «Я люблю общаться с пациентами и помогать им, чем могу». Отец был против, считая, что лучше бы потенциальной студентке пойти в бизнес-школу или стать секретаршей, и поначалу даже не давал денег на учебу, но девушка настояла на своем.
Три года она постигала азы науки, а затем перешла к практике. Уже в это время у Флоренс появилось прозвище, которое сопровождало ее всю жизнь. Seesee – так называли ее все, кто знал, потому что любимым словом молодой медсестры было «see», и она вставляла его буквально везде, крича своим коллегам: «Смотри, смотри!» Любознательная, открытая, всем и всегда интересующаяся, – так характеризуют Флоренс Ригни ее друзья и знакомые.
Первым (и, как оказалось, единственным) местом работы стала операционная общего профиля в больнице города Такома. Лишь дважды она на короткий срок уходила в декрет, но потом возвращалась.
В США нет четкого разделения по отделениям и такой выраженной специализации, как в российских больницах. Работая операционной сестрой, Флоренс сталкивалась с самыми разными случаями – это были и роды, и удаление аппендикса, и гнойная хирургия. Знания требовались весьма обширные, реагировать нужно быстро.
Флоренс готовила заранее операционную, раскладывала все необходимое, затем доставляла туда пациента, перекладывала его на операционный стол. Непосредственно в операции она участия не принимала, но порядок в помещении операционной и оснащение – исключительно ее зона ответственности.
Кроме того, Флоренс ухаживала после операции за пациентами: отвозила в палату, выполняла их мелкие поручения, могла посидеть рядом, пообщаться или утешить. Коллеги миссис Ригни говорят, что она никогда не сидела на месте, даже в зрелом возрасте за ней было не угнаться.
Как-то ради смеха к форме медсестры решили прикрепить специальный трекер и насчитали, что за смену Флоренс, которой на тот момент было уже больше 90 лет, проходила около пяти километров.
После своего девяностого дня рождения Флоренс проснулась знаменитой. Кто-то из коллег заснял, как ее поздравляли на работе, и выложил видео в сеть. В кадре пожилой медсестре аплодируют коллеги, а она позирует в импровизированной короне и с букетом цветов. «Бабушка, ты стала вирусной!» – вскоре сообщила ей внучка, имея в виду, что видеоролик разошелся по интернету, а Флоренс сначала даже не поняла, в чем дело.
«Бабушка, ты стала вирусной!»
«Я услышала – «вирусный», подумала, может быть я заболела? Я же не ничего не понимаю в этих соцсетях», – со смехом вспоминала Флоренс.
У нее стали брать интервью, приглашать в различные телешоу. На адрес больницы поступали письма и открытки со всего мира, настолько сильно людей впечатлила история Флоренс. Ей даже позвонила еще одна возрастная медсестра из штата Индиана, чтобы познакомиться и поделиться опытом.
Внимание льстило, но миссис Ригни было скорее неудобно, она оправдывалась, мол, не герой она вовсе, а самый обыкновенный человек. «Я все время говорю, что не совершила ничего особенного. Что делать, чтобы быть такой, как я? Просто не ленись и работай, пока тебе не исполнится 96».
Главным принцип в работе Флоренс, которым она охотно делилась с молодежью на различных тренингах и в специальных летних лагерях для медперсонала, это постоянное развитие. «Никогда не думайте, что вы все знаете, мол, я все это уже не раз делал в операционной. Всегда нужно оставаться открытым и продолжать учиться», – объясняла она молодым коллегам.
О себе говорила, что постоянно была готова к критике и старалась всегда уточнить, все ли хорошо, или она в чем-то ошиблась. Это, поясняет Флоренс, для того, чтобы ни коллеги-врачи, ни пациенты не копили в себе обиды: куда проще сразу обсудить конфликтную ситуацию и исправить то, что ты сделал неправильно.
Что для медсестры самое важное? Сострадание, любовь и терпение. Ну и самое простое – надо просто хотеть работать медсестрой, считает Флоренс.
Не люблю сидеть на месте
Флоренс Ригни дважды была замужем, воспитала двоих родных и одного приемного ребенка. Однажды она пыталась уйти на пенсию в возрасте 76 лет, но смогла выдержать только пять месяцев «спокойной» жизни. «Я не люблю сидеть без дела, мне всегда нужно чем-то заниматься. Это моя природа», – объяснила она свое решение, и руководство больницы пошло на встречу.
Сначала Флоренс работала на полную ставку, затем перешла на формат двух восьмичасовых дежурств в неделю. При этом до последнего рабочего дня она сама приезжала в больницу на личном авто и справлялась со всеми рабочими задачами. Миссис Ригни шутила, что ее строгий вид особенно дисциплинировал молодых пациентов.
Перерыв пришлось сделать лишь в 2020 году: тогда из-за пандемии коронавируса руководство больницы запретило Флоренс выходить на работу, опасаясь за ее здоровье и жизнь.
Несколько месяцев она потратила на очередные курсы повышения квалификации, которые прошла онлайн, а затем ненадолго смогла вернуться в операционную.
Решение об уходе на пенсию далось Флоренс Ригни нелегко. Сначала она планировала сделать это в 92 года, затем – в 94, но все время откладывала.
Сейчас, вероятно, сказались ковидные ограничения, поскольку физических препятствий для своего труда старейшая медсестра не ощущает. Говорит, что чувствует себя на шестьдесят с небольшим, и на здоровье почти не жалуется, за исключением небольших проявлений артрита. Свое долголетие Флоренс объясняет хорошими генами и здоровым образом жизни: она занимается спортом, не курит и почти не пьет, только бокал вина по праздникам.
«Я давно сотрудничаю с больницей и хирургическим отделением, и это была очень приятная и важная часть моей жизни. Со смешанными чувствами я приняла решение о выходе на пенсию, пора. Здесь у меня появилось так много друзей, и я знаю, что буду скучать по каждому. Спасибо за то, что терпели меня все эти годы. Да благословит вас Бог, люблю вас всех», – написала Флоренс в своем прощальном письме коллегам.
Провожая ее, многие в больнице плакали и говорили, что все это время Флоренс была для других сотрудников больницы источником невероятного вдохновения. Она сумела научить их не только профессии, но и этике, своему особому подходу к пациентам.
А еще, в отличие от других медиков, за все 75 лет карьеры миссис Ригни так и не узнала о том, что такое выгорание. Вспоминая о негативных моментах, она старалась найти в них что-то хорошее и понять, какой опыт она сумела извлечь из происшедшего.
Впрочем, почивать на лаврах после ухода на заслуженный отдых миссис Ригни также не планирует. Надеется, что найдет себя в волонтерстве и социальной деятельности. Руководство больницы, где она работала, уже учредило премию имени Флоренс, которую будут давать медсестрам и студентам, обучающимся этой профессии. Ожидается, что Флоренс будет помогать работать с кандидатами.