В Санкт-Петербурге уже 15 лет действует православная медицинская гимназия. В этом году 100% ее выпускников поступили в высшие учебные заведения (80% – в медицинские вузы). В гимназию приезжают делегации из Украины, Норвегии, Америки — перенимать опыт.
По мнению директора гимназии Анатолия ПОЛЯКОВА, секрет ее успеха – в христианских методах воспитания и образования: педагоги руководствуются принципами максимальной духовной пользы, которую они могут принести ученикам, а ученики – уважением и послушание учителю. Подробно о необычной школе он рассказал нашему петербургскому собкору Наталье ВАСИЛЬЕВОЙ.
– Это первая православная гимназия медицинского направления в Санкт-Петербурге?
– В Санкт-Петербурге это не только первая медицинская, но и первая православная гимназия. И об аналогичных учебных заведениях не только в своем городе, но и в России я пока не слышал.
– Как возникла идея создания гимназии?
– В1987 году я защитил кандидатскую диссертацию по лазерной тематике (по профессии я физик, но в моей семье все врачи в четвертом поколении) и стал сотрудничать с ведущими медиками города. Они говорили о слабой технической подготовке врачей и о том, что в медицину нередко идут случайные люди. Мы решили создать учебное заведение, которое в рамках школьной программы знакомило бы учащихся с основами медицинских знаний, причем на основе православного воспитания.
Весной 1990 года наша инициативная группа несколько раз обсуждала эти планы с митрополитом Алексием. Владыка благословил создать гимназию в возможно короткие сроки и поручил своему референту Федору Семеновичу Рождественскому помочь нам подготовить Устав и необходимые для регистрации гимназии документы.
Когда митрополит Алексий был избран Патриархом, Святейший не забыл о нас и осенью прислал письмо, в котором еще раз поддержал наши планы и в связи с переездом в Москву посоветовал обратиться к своему преемнику на Петербургской кафедре, митрополиту Иоанну. Владыка Иоанн также благословил создание гимназии и многие годы оказывал нам помощь. А мне еще в 1987 году поручили руководить инициативной группой, а затем и гимназией.
– Где вы нашли православных педагогов?
– Взять их негде, поэтому мы растим их в своем коллективе. Бережно и терпеливо. Для нас главное, чтобы педагог добросовестно выполнял свой долг, чтобы его отношение к детям, к своей работе было неформальным.
– Какие медицинские предметы изучают в гимназии?
– С 6 класса у нас преподают углубленный курс биологии, анатомии и физиологии, латинский язык, сестринское дело. До 9 класса эти предметы ведут преподаватели нашей гимназии по программе, согласованной с кафедрами биологии, химии, латинского языка и биофизики медвуза. С 9-го — преподаватели соответствующих кафедр медвуза.
– А преподаватели Медицинского университета – верующие?
– Да, они все верующие. Мы сами никаких особых требований к ним не предъявляли, верующих людей назначила администрация Медицинского университета.
– Проходят ли ваши ученики практику?
– Мы подробно знакомим гимназистов с медицинской специальностью с 6 класса, и это позволяет им позже сделать осознанный выбор. Это настоящая профилизация. С 9-го класса проходят практику в городской больнице святого Георгия: помогают в приемном покое при приеме больных, готовят перевязочный материал, измеряют давление, убирают помещения, наблюдают за ходом операций. Гимназисты достаточно хорошо владеют латинским языком, могут выписать рецепт. Их возможности намного больше того, что им разрешено.
После 9 класса гимназисты сдают государственный экзамен на специальность младшей медицинской сестры и получают удостоверения: мальчики – медбрата, девочки – медсестры. Экзамен принимает комиссия Санкт-Петербургского медицинского колледжа, с которой у гимназии существует договор.
– Существуют ли льготы для выпускников вашей гимназии при поступлении в медвузы?
– Единственная льгота – за два года до поступления углубленное изучение требований кафедр биологии и химии медвузов. А вступительные экзамены гимназисты сдают на общих основаниях.
– Обучение в гимназии платное?
– В среднем стоимость обучения сегодня составляет 3400 рублей в месяц для 1-9 классов, и 3800 – для 10-11 классов. Конечно, эти суммы не покрывают всех наших расходов, поэтому у гимназии есть попечители – как частные лица (в основном родители), так и организации. Например, они помогают нам с ремонтом.
– Как происходит набор в вашу гимназию?
– Принимаем крещеных православных детей преимущественно из семей, которые считают себя православными. Обращаем внимание на умение ребенка трудиться, на уровень его развития и состояние здоровья – сможет ли он освоить программу, которую мы предлагаем? Для нас важно, чтобы и родители разделяли наши взгляды, так как усилиями одного педагогического коллектива хорошего результата достичь невозможно. Когда нет взаимопонимания с родителями, это становится большой проблемой, приводит к расхождению в том, чему мы учим, с тем, что видит и слышит ребенок в своей семье. Например, курение, употребление спиртного, сквернословие. В этих условиях детям бывает очень трудно. Сложно и учителям, которые постоянно напоминают заповедь «Чти отца и матерь свою…».
Не встречая противодействия родителей или следуя их примеру, дети иногда начинают курить и совершать другие негативные поступки. Исправить ситуацию удается не всегда. За постоянное непослушание приходилось и отчислять.
– А в чем состоит православное воспитание в гимназии?
– Поскольку преемственность православного обучения и воспитания была утеряна, и мы пошли по практически незнакомому пути, то пришлось восстанавливать все по историческим источникам.
Ребята учатся у нас в обстановке, где все им говорит о Боге. Учебный год начинается с поездки к Ксении Блаженной. Конечно, у нас есть уроки Закона Божия, утренние молитвы, еженедельные молебны с водоосвящением.
За опытом к нам приезжали из Украины, Сочи, Екатеринбурга, Костромы. Лет десять назад большой интерес к нашей гимназии проявили американцы. Тогда их удивило, что в России есть религиозная школа. А делегация старшеклассников и преподавателей из Норвегии была поражена тем, что наши семиклассники легко решают задачки, которые у них под силу лишь студентам высшей школы.
– Как вы считаете, в чем секрет ваших успехов?
– Только введение православного воспитания резко поднимает эффективность обучения. Ведь на различные реформы в образовании тратятся огромные деньги, но ничего не получается. А стоило нам вернуться к традиционному отечественному воспитанию, и результаты не заставили себя долго ждать. Причем мы пока лишь прикоснулись к тому богатейшему педагогическому опыту, который был в дореволюционной России.
Имею в виду просто православное воспитание. Мы стараемся дать любой предмет с христианской точки зрения. Ведь в начале ХХ века в России существовали разные виды учебных заведений: прогимназии, гимназии, реальные и коммерческие училища, сельские и другие школы. Все они считались светскими, и в них обучалась большая часть детей. Однако Закону Божию во всех светских школах России придавалось очень важное значение. Прежде чем знакомиться с другими науками, ребенок узнавал законы духовные, постигал глубокий нравственный смысл жизни и свое место в обществе.
В наше время планка опустилась: православными называют школы, которые дают государственный стандарт на основе Православия. Возникает путаница: люди не понимают, что такое православная школа. А это все лишь ступень для возвращения к православной образовательной культуре через пропасть длиной в 70 лет.
Нам часто приходится общаться с учителями массовых школ. Многие из них – прекрасные педагоги, специалисты высокого уровня, однако собираются уходить из школы и менять профессию. И дело вовсе не в зарплате. Вот мнение одной учительницы: «Работать в школе стало невозможно. Дети делают все, что хотят. До поздней ночи готовишься к урокам, подбираешь материал, хочешь сказать что-нибудь новое, интересное, даже о семье своей забываешь – и все напрасно. Приходишь на урок, а за задними столами – шум, гам, сигаретный дым, даже пиво пить не стесняются. А попробуешь приструнить – оскорбят. Поведешь к директору, так узнаешь, что сама виновата: не нашла общего языка. Мы, учителя не защищены обществом. Поэтому думаю поменять профессию».
Страдают не только учителя. Страшно страдают сейчас и наши дети. Вот вчера одна мама со слезами на глазах просила принять в гимназию ее сына, которому в школьном туалете постоянно предлагают наркотики: «Попробуй, и будешь веселым!» Сначала дают таблетки бесплатно, а потом начинают вымогать деньги или бьют, требуя впустить домой, когда нет никого из взрослых…
У нас с первого класса дети знакомятся с Божьими заповедями, и это помогает воспитанию у них послушания и уважения к учителю. А когда педагоги уверенно себя чувствуют, они отдают детям все, на что способны. В благоприятной обстановке эффективность обучения значительно возрастает.
– А достаточно ли одних Божиих заповедей, чтобы у учителя был авторитет? Наверное, здесь многое зависит и от личности учителя?
– Это само собой. И эта личность либо проявляется, либо подавляется. Мастерство администрации – создать условия для проявления в человеке лучших качеств. Ведь у нас существуют определенные нормы поведения, уважительного отношения к старшим, к наставникам. А уважать любую власть – одна из норм Православия. Педагоги сами отмечают необычную легкость и удовольствие, с которыми они вдруг начинают работать. Возможно, это просто Божия помощь.
– В 2000 году вы издали брошюру «Что полезно знать родителям о школе». Недавно на основе своего опыта разработали методические рекомендации для учителей и родителей по православному воспитанию детей. Как вы считаете, без чего не может состояться современная православная педагогика?
– Без уважительного отношения к учителю и без того традиционного послушания учеников, которое всегда было огромной ценностью нашей отечественной школы.
– А без уважительного уважения к ученику?
– Когда маленький человек уважительно относится к взрослому, трудно представить, что этот взрослый будет к ребенку относиться иначе. Уважение – это взаимообогащающее чувство. Ошибка современной педагогики в том, что она заостряет внимание детей на их правах. Но дети не нуждаются в том, чтобы их защищали от педагогов, которые в своей работе основываются на христианских принципах и не могут для себя допустить возможность оскорблять или унижать ребят.
В своих действиях учитель должен руководствоваться той максимальной духовной пользой, которую он может принести ребенку. Это выражается в том, чтобы давать только то, что для него полезно. Но оценить это учитель может лишь тогда, когда сам имеет высокий духовный, интеллектуальный и нравственный уровень, когда он профессионал высокого класса.
– Судя по результатам, из вашей гимназии выходит немало талантливых ребят. А какие-то особенно запомнившиеся случаи у вас были?
– Да. Я хотел бы рассказать в этой связи об американке Тане Марсал, внучке эмигрантов первой волны. Она училась в частной школе Сан-Франциско. Но ее мама мечтала, чтобы Таня получила образование в Санкт-Петербурге, откуда был родом кто-то из их предков. Однако вначале ее учебы у нас ей не хватало знаний. Но у Тани было огромное желание достичь хороших результатов. Обратив внимание на ее необыкновенное трудолюбие, мы много занимались с ней дополнительно. И если сначала она получала в основном тройки, то в 11-м классе почти сравнялась с лучшими учениками, окончив гимназию лишь с двумя четверками. На каникулах после окончания гимназии она поехала к себе в Сан-Франциско и заняла там призовые места по математике, физике, химии и биологии. Сейчас вместе со своими одноклассниками она успешно учится на 4-м курсе Медицинского университета Санкт-Петербурга.
Артемий Дорохов был очень шаловливым ребенком и создавал в нашей гимназии такие проблемы, что педсовет несколько раз обсуждал вопрос о его отчислении. Но он воспитывался в православной семье и вместе с родителями каждое воскресенье ходил на исповедь к известному батюшке Василию Ермакову. Артемий просил дать ему возможность доучиться в нашей православной гимназии, сказав даже, что мы еще будем им гордиться. В 2003 году Артемий поступил в Военно-медицинскую академию, и теперь его командиры говорят, что он лучший курсант.
– А есть ли те, кто в процессе учебы понимает, что медицина – не его дело?
– Да, таких примерно 15-20%. Они идут в другие вузы и тоже успешно поступают. Например, на химический факультет СПб государственного университета, или в Лесотехническую академию поступил наш выпускник – сын настоятеля староверческого храма.
– Медицина сейчас – не денежное дело, знают ли об этом дети?
– Да, конечно. Но их здесь привлекает нравственная сторона профессии – служение больным. Ведь с 1-го класса дети изучают Закон Божий, у них формируется христианское отношение к жизни, и, если так можно сказать, профессиональная ориентация на служение людям.
– Вам помогает Церковь, государство?
– Нам очень помогает наш правящий архиерей, который очень любит детей и часто интересуется тем, как идут у нас дела. Владыка Владимир позаботился о том, чтобы нам назначили священника из расположенного недалеко от гимназии Спасо-Парголовского храма. Немало помогает и администрация Выборгского района во главе с Виктором Ильичом Колесниковым, который награжден Патриархом Алексием II орденом Сергия Радонежского за возрождение православных традиций в Выборгском районе Санкт-Петербурга.
– Что бы вы сами определили как свою проблему?
– Отсутствие свободных мест. Сюда, на окраину Санкт-Петербурга, возят детей даже из дальних районов города. Но это и радует – идут не в какую-то английскую или французскую школу, а в православную. Конкурс возрос до 14 человек на место, и желающие начинают записываться за два года.
– Что вы считаете самым большим достижением за 15 лет существования гимназии?
– Я бы отметил два момента. Мы готовим будущих врачей, и первые наши выпускники уже приступили к работе, с отличием окончив в 2004 году медицинские вузы Санкт-Петербурга. Больные дают хорошие отзывы и при необходимости стараются еще раз попасть именно к ним.
А другой аспект заключается в том, что мы спасаем детей от зла, которого сегодня так много в нашей жизни – от курения, алкоголя, наркотиков, разврата. Родители наших учеников часто говорят: «Спасибо вам, что продлеваете нашим детям детство!» И если раньше к нам приходили потому, что мы медицинская гимназия, то теперь – еще и потому, что православная.