Православный портал о благотворительности

Медицинскому центру «Милосердие» – три года

Самое радостное – это то, что мамы остаются рядом со своими детьми. Часто таких детей бросают, и они не могут получить и сотой доли необходимого им внимания, доброты и заботы

Сегодня ровно три года исполняется медицинскому центру «Милосердие» при Марфо-Мариинской обители. Он специализируется на оказании лечебно-реабилитационной помощи детям, страдающим детским церебральным параличом и находится на территории Обители в небольшом здании, у подъезда которого всегда стоит несколько детских инвалидных колясок. В этом доме учат многому: маленьких пациентов – реабилитации, медицинских работников – терпению и радости даже маленьким победам, а родителей – просто улыбаться. Ведь у них теперь есть с кем разделить душевную боль за ребенка «не такого как все», и есть от кого получить утешение.


Использование различных видов массажа (сегметарного, периостального, точечного, трофического и т.д.) оказывает благоприятное влияние на снижение тонуса, улучшение микроциркуляции (питания в тканях) – это облегчает ребенку дальнейшую работу на лечебной физкультуре

Неужели уже прошло три года? Этим вопросом задаются сегодня работники Центра. Чувства смешанные: кому-то кажется, что он только вчера открыл двери, настолько быстро мелькает калейдоскоп насыщенных дней, кому-то – что в этих стенах прожита, а вернее, пережита, важная часть жизни, а другой как будто раньше и не было.

Главный врач – это главный хранитель медицинского центра. И если театр начинается с вешалки, то медицинский центр – с кабинета главного врача, Ксении Коваленок: небольшой светлый кабинет, взгляд отличницы, искренняя улыбка.

– Ксения Владимировна, расскажите подробнее о Центре. Какую помощь могут получить ваши пациенты?

– В плане лечения довольно разнообразную. Как только ребенок попадает к нам, он проходит консультацию у невропатолога, который выявляет степень и классификацию заболевания, и составляет курс реабилитации. Мы предоставляем все, чем можно помочь ребенку, страдающим таким тяжелым заболеванием как ДЦП: это лечебная физкультура, несколько видов массажа, физиотерапия, занятия на тренажерах и в сенсорной комнате, также занятия с психологом, арт-терапевтом, логопедом и педагогом по социально-бытовой адаптации. Лечение у нас полностью бесплатное, что очень важно для родителей деток-инвалидов.

– Как вы подбираете специалистов, работающих в Центре? Что для вас важно при приеме на работу?

– В первую очередь, нужны люди без предубеждений насчет того, что при таком заболевании помочь уже ничем нельзя. Некоторые врачи хотят увидеть быстрый результат: пришел, увидел, победил. А здесь необходим постоянный кропотливый долгий труд. Ребенок может проходить лечение 20 дней, и в течение всех 20 дней от него ничего нельзя добиться. Вдруг, на двадцать первый день – явное улучшение. Нужно уметь ценить и радоваться даже самым маленьким результатам, а от них уже стремиться к более существенным. Иногда неопытный реабилитолог, даже при желании помочь деткам, пугается, сталкиваясь с очень тяжелыми повреждениями. В ответ ребенок замыкается, и лечение не идет. По учебникам должно быть одно – а воочию начинающие врачи видят совсем другое. Но когда с таким ребенком им приходится общаться каждый день, поэтапно чего-то добиваться, проникаясь его состоянием, то они начинают радоваться его личным победам. Так и становятся настоящими врачами.

– Какими главными качествами должны обладать люди, работающие здесь?

– Профессионализмом и любовью к детям.

– Имеет ли значение в плане духовного сопровождения детей и их родителей то, что медицинский центр находится на территории Марфо-Мариинской Обители?

–Несомненно, нахождение Центра на территории Обители, покровительницей которой является святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна – большое подспорье для нас. Ведь наша задача – помогать не только детям, но и родителям. Например. для того, чтобы мама смогла сходить в храм, подумать о своей душе и душе ребенка – ее надо и физически, и эмоционально разгрузить. И у нас мамы получают такую помощь. Мы ничего не навязываем, но если мама получает такую возможность, она сама начинает обращать внимание на свое внутреннее состояние и по-другому относиться к жизни.

– Какими были Ваши впечатления после первых дней работы здесь?

– Я попала сюда в непростой период. Сначала то и дело возникали вопросы: «А справлюсь ли?». Но я увидела людей, которые горят желанием помочь каждому ребенку – и в итоге мне самой захотелось тоже помогать по максимуму, как говорится, «выкладываться по полной».

– А какая, на ваш взгляд, самая любимая процедура у детей, которые проходят здесь лечение?

– Больше всего наши дети радуются сенсорной терапии

– Проводите нас туда?

Мы заходим в небольшую уютную комнату, в которой поместилось все, что может радовать глаз: широкий водный матрац, лежа на котором ощущаешь себя плавно качающимся на волнах, пол и потолок в мерцающих звездочках. На одной стене меняющиеся картинки красивых уголков природы, где скачут лошадки или шумят морские волны, на другой – имитация салюта. Рядом – песочное кресло окруженное балдахином из тонких разноцветных гирлянд, качающийся гамак, диски с фильмами о подводном мире… список находящихся здесь вещей с релаксирующим эффектом можно перечислять еще долго.

Мы спускаемся этажом ниже и знакомимся с другим врачом – первым, встречающим детей, пришедших на лечение: невропатологом Татьяной Шор, заведующей лечебной частью Центра.

– Татьяна Афанасьевна, поздравляем Вас с небольшой, но важной датой: три года назад Вы пришли работать в медицинский центр «Милосердие».

– Да, эти годы многому нас научили, многим порадовали, но и поставили кое-какие задачи.

– Что в качестве итога вы могли бы отметить за прошедшие три года?

– На мой взгляд , главный итог заключается в том, что наши маленькие пациенты и их родители идут к нам с желанием и удовольствием. Они видят положительную динамику в лечении ребенка. Да и родителей наши специалисты многому обучают. Мамы могут присутствовать на каждом сеансе лечения и наблюдать за тем, как меняется их ребенок. Все, кто здесь был, хотят повторно провести курс лечения. Мы стараемся никому не отказывать и можем провести два курса лечения в течение одного года.

– Сколько деток могут получить здесь лечение?

– Мы можем обслуживать 24 ребенка в день, если они проходят курс лечения, который тоже длится 24 дня. Ребенок здесь находится довольно долго, в среднем четыре с половиной часа. На каждую процедуру уходит примерно по 30 минут.

– Расскажите о методах лечения и об их результатах.

– Наше лечение можно назвать пассивно-активным. Сначала ребенок безучастно принимает лечение. Его массажируют, делают гимнастику, а потом он начинает активно включаться в процесс. Некоторое время спустя врач уже обязательно наблюдает ответную реакцию ребенка. Но даже если эта реакция сначала незначительна – ребенка надо обязательно поддержать.

– А чего конкретно удается добиваться?

– Улучшается рисунок ходьбы. Детки активнее работают и руками, у них развивается мелкая моторика. Ребенок более уверенно начинает держать тело. Если некоторые пациенты ходили с опорами, то после лечения они могут пройти на более далекие расстояния. Например, ко мне на лечение приезжает мама с ребенком. Раньше они с большим трудом добирались к нам от метро, и мальчик очень тяжело ходил. После лечения они начинают ходить спокойно.

Проходя по коридорам Центра, можно увидеть комнату для чаепития, где коротают время родители, ожидающие детей с процедур. Вот что нам рассказала Инга Владимировна, которая пришла в центр со своей дочкой Машей:

– Лечимся мы здесь три недели, – делится Инга , – и я настроена оптимистично. Когда мы проходили лечения в других больницах, моя Маша все время болела, капризничала, не хотела делать упражнений. Все усилия уходили впустую. Сейчас мой ребенок смеется. Это удивительный результат, вы понимаете? Этот тот редкий вариант, когда ребенку нравится лечиться. Маша выходит из кабинета и говорит: «Мам, тетя хорошая!». Выходит из другого кабинета – «Мам, вот эта тетя тоже хорошая». Даже когда ребенку иголки делают, тоже тетя хорошая. Логопед научила дочь выговаривать определенные звуки и правильно жевать. До десяти лет Маша не могла этого делать. С помощью тренажеров мы учимся стоять на одной ножке, почти как балерина. Огромное спасибо всем тем, кто создал этот центр и в нем работает.

– Наш курс лечения тоже подходит к концу, – подключатся мама Наталья Анатольевна, чей сын проходит курс массажа в соседнем кабинете, – завтра будет двадцатый курс лечения. Мой ребенок сложный, и на занятиях и процедурах может себя вести по-разному. Однако именно здесь он ведет себя спокойно. Мы ведь, как и многие, ездили раньше в другие центры. И, наверное, что-то делали там не то, раз ребенок всякий раз заходился там плачем. Но персонал обычно не обращал никакого внимания на слезы ребенка, причем эффекта это лечение не давало. На протяжении всех занятий Даня беспрерывно плакал, а больше всего боялся ЛФК. Как только заходили в зал – сразу начинались слезы и истерика. Но здесь такого нет. И мы добились очень важного. Например, ребенок стал понимать обращенную к нему речь. Если ему говорят согнуть ножку – он ее сгибает. Если говорят разогнуть – разгибает. Мы практически не лежали на животе – сейчас и это умеем. Даня начинает ползать, появились азы разговора, да и меня научили, как правильно себя с ним вести. Обращение здесь очень доброе и врачи, педагоги грамотные. А больше всего моему сыну нравится занятия арт-терапией.

Разговор подхватил дедушка, ожидающий внучку, которая проходила занятия в кабинете лечебной физкультуры:

– Здесь сплоченный коллектив. Обычно бывает так: есть работа – ее делают, потому что платят деньги. Но сюда приходишь – тебе улыбаются, занимаются детьми индивидуально. Что касается результатов, то я сужу только по своему ребенку. Правая ручка стала у внучки гораздо лучше работать. Она теперь какие-то вещи и предметы берет руками, этого раньше не было.

Занятия по арт-терапии, которые так нравятся Дане Елисееву, проводятся в соседнем здании. Здесь дети вместе с родителями рисуют, лепят, клеят, складывают. «Больше всего мне нравится, когда дети руками рисуют, получаются удивительные работы, – говорит педагог Лидия Александровна Куплинова, – им это очень надо, так у них развивается моторика ручек. Сначала кто как может – так и рисует. Потом постепенно осваиваем предметное рисование, переходим на кисть». Кабинет украшен поделками детей, среди которых рисунок-аппликация с белыми лебедями, склонившихся друг к другу. Получилось беззащитно и нежно.

Рядом – кабинет, в котором проходят тоже любимые занятия большинства детей, посещающих центр «Милосердие» – кабинет социально бытовой адаптации. Здесь чего только нет: муляжи овощей, хлеба, пирожных, причем настолько похожих на оригинал, что каждый хочется попробовать. Все это можно «разрезать» специальным пластмассовым кухонным ножом, «подогреть» на плите и поставить на стол. Большое количество самых разных игрушек и детской мебели. «Здесь только кажется, что ребенок играется, – рассказывает педагог по социально-бытовой адаптации Екатерина Анатольевна Белоусова, – на самом деле проводится важная работа в плане реабилитации. Например, приходит ребенок, и не может держать в руках ложку, сам кушать или пить из чашки. И постепенно, играясь, он уже может взять ложку, поднести ее ко рту, позже дома начинает сам кушать. А еще им очень нравится ходить в магазин, резать продукты. Нужно видеть их глазки, когда они понимают, что у них что-то получается. Очень хочется пожелать нашему Центру дальнейшего развития и побольше выздоравливающих деток».

«Каждый, кто знает наш медицинский Центр, понимает, что он один из немногих, действительно помогающих деткам с таким тяжелым заболеванием, как ДЦП, – говорит настоятельница Марфо-Мариинской Обители инокиня Екатерина, – лечение у нас поставлено на очень высоком уровне. Мы располагаем дорогостоящим оборудованием, профессиональными специалистами. Правда, огорчает небольшое количество детей, которое проходит через медцентр, что обсуловлено условиями субсидирования. Нам бы, конечно, хотелось расширить количество пациентов.

Я медик по профессии. Мне приходилось встречаться с разными детками. И, наверное, самое радостное, что я вижу в этом Центре – это то, что мамы остаются рядом со своими детьми. Часто таких детей бросают, и они не могут получить и сотой доли необходимой реабилитации, необходимого им внимания, доброты и заботы. Эти дети находятся в детских домах, где до них никому нет никакого дела. Мне часто задают вопрос: «Дети в медицинском центре находятся круглосуточно?» И очень удивляются, когда я им отвечаю: «Нет, их мамы привозят только на лечение». Мне радостно за таких мам. Какими бы тяжелыми дети ни были – они воспитывают их, борются за их здоровье, радуются каждому успеху, каждому сделанному шагу. А порой, и не шагу, а любым произвольным движением, любой, как говорят врачи, даже еле заметной «положительной динамике». Он к чему-то потянулся, что-то взял, чему-то научился – и уже праздник. Когда смотришь на этих мам, думаешь – да, этот центр нужен, и этим мамам просто необходимо помогать».

За спиной у медицинской сестры-массажиста Дарьи смоленское училище сестер милосердия, теперь «без отрыва от производства» она получает высшее образование, заканчивает обучение на психолога Родителей в медцентре не отгоняют от детей. Они всегда – в шаговой доступности


Кабинет физиотерапии имеет в своем арсенале широкий диапазон электролечения: тепловых процедур, магнитотерапии, лечения светом различного спектра


Альфа–капсула – комплексная физиотерапевтическая процедура, включающая в себя вибрацию, тепловое воздействие, аудио, аромо-терапию. Это необходимо для общего расслабления организма перед зянятиями ЛФК


Инструкторы-методисты ЛФК (на снимке: Елена и Владислав) имеют высшее образование (педагогический университет, факультет физической культуры), постоянно повышает свою квалификацию в области реабилитации детей с неврологическими заболеваниями


Использование гимназических мячей является неотъемлемой частью комплексной физической реабилитации. Занятие по методике (семьи) Бобат направлено на снижение повышенного тонуса мышц


Изменением положения тела в пространстве, осуществляется воздействие на вестибюлярные центры, это стимулирует расслабление чрезмерно напряженной группы мышц, что, в свою очередь, облегчает дальнейшую работу инструктора

Паралелльные брусья используются для формирования и улучшения качества шага Снимается спастика (чрезмерное напряжение мышц) с рук. За счет движения мяча влево – растягиваются мышцы правой руки, движения вправо – растягиваются мышцы левой руки
Сенсорная дорожка оказывает воздействие на двигательные центры мозга. В специальных плоских коробах помещены наполнители различной плотности и жесткости. При соприкосновении со стопой, возникают разные тактильные ощущения, соответственно, различные сигналы поступают в мозг. Чем больше идет сигналов, тем лучше и качественнее стимулируется работа головного мозга (связанная с движением). Метод используется для правильного формирования шага, положения стопы Демонстрация лечебного костюма «Травистат». При помощи костюма «Гравистат» и разгрузочно-нагрузочных методик, за счет регулирования ремней, лямок, добиваются правильного ощущения собственного тела в пространстве. Подобный костюм используется для реабилитации космонавтов после длительных полетов. Метод называется: динамическая проприоцептивная коррекция


Инструктор стимулирует у маленькой Светы ноги к сгибанию

Электрическая беговая дорожка применяется для отработки правильного рисунка ходьбы Упражнение для укрепления верхнего плечевого пояса


Первый этап упражнения для формирования сидения (правильной посадки)


Упражнение для снижения влияния тонических рефлексов


Упражнение для формирования опоры на руки


Положительный эффект в ряде случаев дает привлечение родителей


В кабинете арт-терапии. На снимке: Дарья Александровна – специалист по арт-терапии – проводит упражнение на развитие у ребенка мелкой моторики. От куска ваты отрываются мелкие фрагменты, чтобы в последующем наклеить их на вырезанный из картона силуэт лебедя


Настенька намазывает клей на заготовку


На стенах висят аппликации и рисунки работы юных художников – пациентов кабинета арт-терапии


На полках кабинета соц-адаптации – изобилие развивающих игр на развитие мелкой моторики, внимания, памяти


С помощью пластиковых муляжей «магазина» происходит обучение детей поведению в торговых учреждениях


Уголок «кухни» помогает детям получить навыки по приготовлению пищи, стирки, мытья посуды


У Владислава – пятое занятие, сегодня ему помогают научиться удерживать ложку и подносить ее ко рту


Шестилетний Федя игрушечным ножом нарезает «батон хлеба»


На примере одежды для кукол, детишки тренируются расстегивать-застегивать пуговицы, «молнии», кнопки, чтобы потом и самому одеваться без посторонней помощи


Для тех же целей – грибочек. К его липучкам можно прикреплять бабочек, листочки


Набор для уборки помещения. С его помощью ребенок научится помогать маме дома подметать и мыть полы


Упражнение на развитие внимания, мелкой моторики, сообразительности. Для того, чтобы снять пластинку, ее необходимо повернуть так, чтобы пазы совпали с шипами деревянных стержней


В игрушечной мастерской происходит обучение навыкам работы с инструментом. Юный мастер «высверливает» игрушечной дрелью отверстия в деревянной заготовке. Опекает малышей заботливый персонал


Педагог по социальной адаптации Елена Игоревна закончила педагогический институт, собиралась преподавать в школе биологию, но неожиданно нашла себя в медицинском центре при Марфо-Мариинской обители. Занятия, в отличии от той же школы, проходят здесь, по ее утверждению, по домашнему, в индивидуальном порядке. Коллектив дружный, как одна семья


Елена Игоревна признается, что от общения с маленькими пациентами испытывает радость. Заочно она получает второе высшее образование по специальности «дефектология»


Подытоживая сказанное, отметим, что по наблюдению специалистов и самих родителей, после курса лечения в медцентре Марфо-Мариинской обители, у детей нередко наступает улучшение. Жалко, что это доступно сейчас пока только детишкам из Москвы. Но это зависит уже не от сотрудников медцентра…

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version