Православный портал о благотворительности

Меценатов привлекут налогами

Правительство предлагает предоставить компаниям, жертвующим на благотворительность, налоговые льготы. Однако многие опасаются, что новая схема станет прикрытием для ухода от налогов

Правительство предлагает предоставить компаниям, жертвующим на благотворительность, налоговые льготы. Предполагается, что это станет отличным стимулом для увеличения объемов благотворительной помощи. Подобная практика существует во всем мире. Вместе с тем, многие опасаются, что новая схема станет прикрытием для ухода от налогов.

Поощрение благотворительности
Министерство экономического развития РФ подготовило законопроект о поправках в Налоговый кодекс. В нем предлагается предоставлять налоговые льготы компаниям, жертвующим на благотворительность. Это очередной (и не последний) этап работы по совершенствованию налогообложения в сфере благотворительности, отметили в ведомстве. Ранее социальный налоговый вычет получили индивидуальные жертвователи. Теперь дошла очередь до бизнеса, который отдает на благотворительность в разы больше.

В соответствии с документом, пожертвования включаются в число внереализационных расходов (http://base.garant.ru/10900200/32/#265), по которым компании получают налоговый вычет. Таким образом, организации смогут при уплате налога на прибыль не брать в расчет расходы на благотворительность в размере до 10% от прибыли до налогообложения. Льготу получат жертвователи, перечисляющие средства благотворительным и религиозным организациям, социально ориентированным НКО, а также НКО, занимающимся наукой, культурой, физической культурой, спортом, образованием, просвещением, здравоохранением, защитой прав человека, социальной и правовой поддержкой граждан, защитой людей от чрезвычайных ситуаций, охраной окружающей среды и защитой животных. Деньги также можно будет направить на формирование целевого капитала некоммерческих организаций.

В настоящее время законопроект проходит общественные слушания (10 сентября документ обсуждали в Общественной палате РФ). Экспертное заключение на поправки в Налоговый кодекс в ближайшее время дадут Минобрнауки и Министерство финансов. Замглавы департамента стратегического управления и бюджетирования Минэкономразвития России Илья Чукалин надеется, что в будущем году проект будет внесен в Госдуму и принят, а в силу новые правила вступят с 1 января 2014 года.

За и против
В Минфине опасаются резкого снижения поступлений в казну: компании охотнее будут заниматься благотворительностью, чем платить налоги, а это может обернуться выпадением части доходов госбюджета. Особенно тяжело придется регионам, ведь львиная доля налога на прибыль уходит в бюджет субъектов федерации. Однако, по мнению Чукалина, стимулирование социальной ответственности бизнеса является экономически оправданным: выпадающие доходы будут компенсированы той помощью, которую социальная сфера получит из рук предпринимателей. Эксперты полагают, что, если Минфину позволят сократить расходы на культуру или образования под предлогом, что недостачу компенсирует частный сектор путем благотворительных взносов, ведомство даст свое согласие на принятие закона.

По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, в прошлом году отечественные компании отдали на благотворительность 150 млрд рублей. И это при том, что в настоящее время пожертвования отдаются из чистой прибыли. Это означает, что предприятия фактически платят дополнительный налог с перечисленной на благотворительные цели суммы. Если пожертвования включить в во внереализационные расходы, как предлагает МЭР, предприниматели будут делиться заработанным еще охотнее. Более того, поправки дадут возможность принимать решения о пожертвованиях топ-менеджерам компаний, а не акционерам, как сейчас (чистой прибылью имеют право распоряжаться только они). Это значительно упростит и ускорит процесс благотворительных выплат. Еще одним плюсом для жертвователей может впоследствии стать своеобразная система рейтингов, которая позволит компаниям, активно дающим деньги на благотворительность, получать не только фискальные послабления, но и имиджевые бонусы.

Простые арифметические подсчеты показывают, что государству прямое направление налогов действительно сулит только выгоду. Например, ООО «Нефть и газ» получило годовую прибыль в размере 1 миллиона рублей. Налог на прибыль составляет 20% от этой суммы — 200 тысяч рублей. Однако эта компания известна тем, что регулярно перечисляет деньги на благотворительные нужды. Допустим, размер пожертвований за год составил 100 тысяч рублей. По новому закону налог на прибыль будет исчисляться из остатка в 900 тысяч рублей и составит 180 тысяч рублей. Таким образом, госбюджет недополучит 20 тысяч, но благодаря напрямую направленным в социальный сектор 100 тысячам государственная экономия составит 80 тысяч рублей.

Эксперты полагают, что именно размер льготы, прописанной в законе, будет оказывать решающее влияние на размер благотворительных бюджетов компаний. Налоговые вычеты на благотворительность — не российское ноу-хау. Подобная практика давно и успешно существует во многих странах мира. Во время обсуждения законопроекта в Общественной палате прозвучали данные о размере ставок вычета налогооблагаемого дохода в других странах. Так, в Греции, Украине и Бельгии ставка составляет 5%, в Польше, Нидерландах и Австрии — 10%, в Германии и Люксембурге — 20%, в Испании — 35%, во Франции — 65%, а в Ирландии и на Кипре — 100%. Эти цифры красноречиво говорят о том, насколько важной задачей власти этих стран считают поощрение благотворительности.

Опасный метод
Опыт списания налогов за счет пожертвований есть и в России. Впрочем, его нельзя назвать особо удачным. Еще в 1995 году был принят закон, согласно которому компании, оказывающие благотворительную помощь, получали налоговые послабления. В «лихие девяностые» это привело к тому, что бизнесмены просто-напросто пользовались этой нормой, чтобы уводить доходы от налогообложения. Вскоре действие данного закона отменили, оставив добросовестным благотворителям лишь право не платить НДС при оказании бесплатных услуг или передаче товаров. В регионах такая практика продержалась дольше. Так, в Самарской области коммерческие организации могли получить налоговый вычет в размере 17%, если они жертвовали до 4% прибыли. До 2004 года льготой пользовались 11 организаций, однако потом они от нее по разным причинам отказались.

На одном из интернет-форумов, где общаются представители благотворительных организаций, на днях был опубликован опрос на тему: «Будут ли законодательно установленные налоговые льготы для корпоративных благотворителей способствовать развитию благотворительности в России?». Почти три четверти посетителей сайта (74%) ответили на этот вопрос утвердительно. От людей, связанных с благотворительностью, нередко приходится слышать, что реальных жертвователей в России куда меньше, чем желающих оказывать благотворительную помощь. Это во многом связано с несовершенством законодательной (в первую очередь, налоговой) базы: порой компаниям приходится идти на немыслимые ухищрения, чтобы сделать доброе дело и при этом избежать странной обязанности заплатить с пожертвованной суммы налоги.

«Оборудование, которое используется у нас, — недешевое, — говорит руководитель Свердловского регионального общественного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества «Возрождение». – Например, электронную технику мы выигрываем на гранты или нам ее дают спонсоры. Остальное уже докупаем на пожертвования. И мы очень чутко ощущаем любой спад в активности жертвователей. Поэтому приветствуем предполагаемое введение льгот для благотворителей. Такие льготы жизненно необходимы. И с ними лучше начнет работать тройственный союз — государства, бизнеса и общества».

Казалось бы, закон, упрощающий оказание помощи, пойдет на пользу всем. Однако в благотворительной среде многие отнеслись к инициативе Минэкономразвития настороженно. В блогосфере встречаются скептические комментарии о том, что новый механизм превратится в машину для отмывания средств, а реальных пожертвований больше не станет.

Вынужденная осмотрительность
Опасения связаны с тем, что соблазн воспользоваться предлагаемой льготой велик будет и у тех компаний, кто о благотворительности никогда не задумывался. Если сейчас пожертвования делают те, кто действительно хочет помочь, и в интересах самих благотворителей следить за эффективным расследованием средств, то после принятия законопроекта о налоговых вычетах армия благотворителей может пополниться проходимцами всех мастей. Учредив «карманный» благотворительный фонд с туманными целями, они получат возможность переводить на его счета десятую часть прибыли, которая, естественно, растворится в воздухе как по мановению волшебной палочки. В результате и помощи нуждающиеся не дождутся, и казна недосчитается поступлений, и сама идея корпоративной благотворительности будет скомпрометирована.

С нечистыми на руку предпринимателями, отмывающими деньги за счет благотворительности, приходится иметь дело и правоохранительным органам других стран. В Греции весной этого года разгорелся скандал вокруг благотворительных отчислений. На скамье подсудимых оказались 45 бизнесменов и банкиров, которых обвинили в уклонении от уплаты налогов на сумму 1 миллион евро. Они использовали подложные документы о пожертвовании икон в православные храмы и монастыри. Стоимость образов завышалась в разы, что позволило мошенникам списывать налоги на круглую сумму, большую часть которой они клали себе в карман.

В Великобритании премьер-министр этой страны Дэвид Кэмерон обрушился с критикой на мультимиллионеров, которые, по его мнению, уходят от налогов, используя льготы для благотворителей. Министерство финансов в связи с этим намерено пересмотреть систему налоговых послаблений, сократив необлагаемую налогами часть прибыли, отдаваемой на благотворительность, с половины до четверти. Британские власти считают несправедливой ситуацию, при которой миллионеры-меценаты в конечном счете платят меньше налогов, чем рядовые жители страны.

Однако несмотря на выявляемые случаи злоупотребления благотворительные организации Соединенного Королевства выступают против отмены налоговых льгот для жертвователей. Фонды опасаются, что при таком развитии событий попросту останутся без финансирования. Выходит, вредна для благотворительности не сама схема налоговых послаблений, а отсутствие контроля над распределением средств. Если при внедрении этого опыта на российской почве получится обеспечить прозрачность механизма, проект имеет все шансы на успех. Чтобы не дать мошенникам ни малейшего шанса, юристы предлагают законодательно закрепить детальный перечень документов, подтверждающих оказание благотворительной помощи. В конце концов, и такое проверенное средство защиты, как двойное налогообложение (когда получатели пожертвований уплачивают налог на прибыль, что делает бессмысленным перекладывание денег из одного кармана в другой) еще никто не отменял.

Проблески разума
Законодательные инициативы представителей власти в отношении негосударственного и некоммерческого сектора в последнее время вызывают, мягко говоря, недоумение. Закон об НКО — иностранных агентах, закон о «черном списке» рунета, закон о митингах, закон о волонтерах — эти одиозные документы многие восприняли как сокрушительный удар по зачаткам гражданского общества. Тем более неожиданным и ценным является сделанный государством шаг в сторону поддержки благотворительности. Во многом это чисто политический ход. Пожертвования больше не воспринимаются властями как средство ухода от налогов — значит, чиновники и граждане учатся доверять друг другу. И это не может не вселять оптимизм.

Характерно, что государство решило поощрять благотворительность по примеру «цивилизованных стран», а не сделало это при помощи командно-административных мер. Такие предложения тоже были. Один небезызвестный российский бизнесмен-благотворитель в недавнем интервью предлагал заставить богачей отдавать на благотворительность суммы, сопоставимые с расходами на предметы роскоши. Вывернутая наизнанку идея благотворительности как добровольной помощи, основанной на понятии личной ответственности, вряд ли способна принести обществу больше пользы, чем законопроект о налоговых льготах — при всех его рисках, недоработках и неясных последствиях.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version