МЧС и добровольцы: попытка диалога

Вчера в здании минэкономразвития провели круглый стол, посвященный взаимодействию волонтеров-пожарных и государственных органов. Стороны искали точки соприкосновения по конфликтным вопросам

О спорах, разногласиях, взаимном недовольстве и обоюдной критике волонтеров-пожарных и государственных органов мы писали уже не раз. Попытки найти точки соприкосновения предпринимались неоднократно, но не увенчивались особым успехом. На прошедшем вчера в здании минэкономразвития круглом столе, организованном командой «Карта помощи» и посвященном добровольчеству, диалог, возможно, хоть немного продвинулся.

Еще одним камнем преткновения на пути добрых отношений между сторонами стал федеральный закон о добровольной пожарной охране, согласно которому иметь хоть какой-то правовой статус энтузиаст-пожарный может лишь вступив в официально зарегистрированную общественную организацию, имеющую свою материально-техническую базу и возможности для обучения волонтеров. По большому счету, с точки зрения закона те неравнодушные люди, что тушили леса и торфяники в прошлом году и продолжают заниматься этим же и сейчас, действуют самовольно и вроде бы их услуги и не нужны. В то же время, министр Шойгу выразил намерение довести число квалифицированных добровольцев в стране до 700 тысяч человек, при этом документальное подтверждение об обучении противопожарному делу на данный момент получить практически негде.

– Трудовое законодательство не регулирует деятельность добровольцев, – перечисляет существующие проблемы Юрий Иванов, начальник отдела подготовки резервистов МЧС и начальник общественного поисково-спасательного отряда «СпасРезерв». – Принятые законы отрывают волонтеров от их профессиональных коллег. Отсутствует система образования добровольных пожарных и спасателей и система их мотивации со стороны государства.

Вклад волонтеров в тушение прошлогодних пожаров трудно переоценить. Сотни людей, бросив повседневные дела, выезжали из Москвы и работали на кромке огня. А число желающих помочь погорельцам вещами удивило даже тех, кто просил этой помощи. Сами волонтеры считают, что справились с работой лучше квалифицированных работников МЧС.

– Добровольцы тушат лучше МЧС, – заявила Анна Баскакова, представитель добровольных пожарных. – Пожарная машина приехала, воды плеснула и уехала. – А наши девчонки голыми руками перебирали торф, проверяя, весь ли он остыл. Для МЧС тушение пожаров это обязаловка, а мы занимаемся этим по своей воле и хотим хорошо сделать свое дело. Но и нам нужна поддержка, нужны удостоверения. Закон ставит кучу условий: оборудоваться за свой счет, обучиться, а потом бесплатно поступить в распоряжение МЧС. А в награду, через три года – льготы при поступлении в пожарный вуз. Кому это надо?

– А зачем вы позволяете девушкам лазить голыми руками в горячий торф?! – возмутился Юрий Дешевых, директор департамента надзорной деятельности МЧС.

Общение потекло по обычному сценарию: взаимные упреки, обиды, недовольство. Но вернуть беседу в конструктивное русло удалось.

– Я лично тоже против того, чтобы добровольцы лезли тушить пожары, – признала Татьяна Воеводина, представительница «Красного Креста». – Во время пожаров есть еще куча дел, которыми нужно заниматься – сбор денег, продуктов, одежды для пострадавших. А основной нашей целью я считаю профилактику и предотвращение подобных ситуаций.

– Действительно, есть области, в которых добровольцы не нужны, – согласился Игорь Черский, журналист и координатор добровольческой помощи в Рунете. – Например, полиция, пожарные и скорая помощь. Но в прошлом году именно добровольцы привозили помпы и рукава профессиональным пожарным в некоторые районы, где такого оборудования у них не было.

После таких шагов к примирению, стороны все же признали заслуги друг друга и согласились, что, в общем-то, дело они делают одно, и раз так, то надо как минимум не мешать товарищам по ликвидации пожаров, а при возможности и помогать.

«Мы благодарны добровольцам за их помощь и не против них», – сказал Дешевых, а представительница МЧС Екатерина Бобровская поделилась заботами ведомства:

– Я ехала на поезде в Санкт-Петербург и увидела, что между железнодорожными путями и лесом нет разделительной полосы, – рассказала она. – И если загорится зеленый массив, огонь перекинется и на железную дорогу. Это территория РЖД, а тушить придется нам. Таких примеров много. Вот где нужны волонтеры: организовать зеленые патрули, вскопать разделительные полосы – для этого не нужно проходить обучение.

Екатерина Тополева-Солдунова, член Общественной Палаты РФ и ведущая уже нескольких круглых столов и конференций на тематику добровольчества, отметила, что прогресс в диалоге сторон все же появился и если раньше просто критиковали МЧС, то теперь к ним прислушались и смогли сформулировать свои просьбы и принять советы профессионалов.

Но есть другая проблема – добровольцы из месяца в месяц собираются, решают самоорганизовываться и забывают об этом до следующего раза. Пока погода в Центральном регионе относительно милостива, волонтерам нужно успеть выработать совместный план действий и работать по нему, если в этом году снова полыхнет. Тогда при подведении итогов лета-2011 профессионалы и энтузиасты смогут поблагодарить друг друга за помощь, не обращая внимания на бюрократические сложности законов и инструкций.

Анна ЗАХАРЧЕНКО

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version