Матушки, вперед!

Однажды к о. Димитрию приехал, преодолев на электричках полторы тысячи километров, бомж из Москвы. Милиция на московском вокзале сказала ему: «Езжай в Кушву, там батюшка всех принимает»

За Уралом есть центр православной жизни, сравнимый по значению с Троице-Сергиевой лаврой. Это Верхотурье — родина праведного Симеона Верхотурского. Наш корреспондент Алексей РЕУТСКИЙ побывал в городе Верхняя Тура и его окрестностях и познакомился со священниками и их матушками, благодаря которым православная жизнь ярка и насыщенна.


Город Верхняя Тура расположен в 187 км к северу от Екатеринбурга. Заложен как рабочий поселок в 1737 году одновременно со строительством казенного чугунно-литейного завода, т. к. поблизости были открыты большие запасы железной руды. В 1941 году Верхней Туре присвоен статус города. В городе проживает около 12 тыс. человек.
Расположенный в 100 км от Верхней Туры город Верхотурье был основан еще в 1518 году как острог на месте мансийского поселения. В XVII веке стал «воротами» из России в Сибирь, здесь находилась российская таможня. Сейчас в Верхотурье живет около 8 тыс. человек. Рака с мощами святого Симеона Верхотурского находится в Крестовоздвиженском соборе Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря. С 2005 года в дни памяти пр. Симеона Верхотурского (24 мая и 30 декабря) от Екатеринбурга до Верхотурья ходит бесплатная паломническая электричка.

Верхотурский Левша
Самый известный житель Верхней Туры — инженер-самоучка Дмитрий Петунин, изобретатель деревянного автомобиля (лишь некоторые части двигателя были из металла) и миниатюрного парового двигателя (размером 15х15х20 мм), работающего от трех капель воды. Эта игрушка весом всего 4,8 грамма завоевала золотую медаль на промышленной выставке в Париже в 1900 году.


Петунин сам сделал для дочери пистолет — защищаться от хулиганов (фото внизу). На фото вверху – он сам на своем деревянном автомобиле

Со времен Петунина Тура мало изменилась: город состоит в основном из слипшихся дворами почерневших изб, привлекающих взгляд затейливыми резными наличниками. Самое высокое здание с дымящей трубой — оружейный завод, наследник старинного чугунно-литейного. Первое ощущение, когда приезжаешь сюда: здесь остановилось время и ты оказался на острове, окруженном сплошными лесами и рассеченным надвое рекой Турой с плотиной постройки 1737 года. Тут не нужны местное радио, телевидение и газеты, все новости узнаешь на рынке, в магазине, на автобусной остановке или их объявляют через репродуктор, как в тридцатых годах. Здесь все друг друга знают, и напавшего на ночной улице грабителя местный житель определит по голосу.
Одна из сопок, окружающих город, носит имя легендарного Ермака (по преданию там был его стан), на другой стоит храм Св. Александра Невского, возведенный в 1911 году на средства местных рабочих — его построили за три года, жертвуя по одному проценту с зарплаты. С его восстановления как раз и началось 17 лет назад возрождение православной жизни в Верхней Туре.

Город без абортов

В маленьком городе жизнь священника как на ладони. Здесь не столько слова, сколько дела служат проповедью о Христе. Но отличительная черта провинции в том, что проповедуют не одни батюшки, но и их матушки. Только методы проповеди у них разные. Настоятель Александро-Невского храма отец Вадим Сунцов и его матушка Ольга познакомились еще будучи студентами училища прикладного искусства в Нижнем Тагиле (она — художник-декоратор, он — камнерез). Был еще в жизни о. Вадима период, когда в Оптиной пустыни он обучался иконописи, что ему очень скоро и пригодилось. Пока батюшка воодушевлял верхнетуринцев на сбор средств на восстановление храма, чинил крышу с добровольными помощниками, изготавливал большое распятие и иконостас, матушка Ольга прониклась идеями центра «Жизнь». «По собственному опыту могу сказать — врачи, направляя на аборт по “медицинским показаниям”, перестраховываются. Например, мне удалось уговорить 38-летнюю женщину (с которой мы потом стали подругами) сохранить ребенка, несмотря на ее болезнь. Он был у нее третьим, она специально ездила в Екатеринбург, и там врач ее запугал: “У вас же уже есть дети! Что вы делаете! Вы же погибнете!” Во время ее родов рядом с больницей дежурила реанимационная машина “скорой помощи”, была договоренность с вертолетом и Екатеринбургской больницей. Будущая мама все время молилась Казанской Божией Матери. Ребеночек родился здоровым, сами роды прошли нормально». С местным врачом-гинекологом матушка познакомилась в роддоме, когда ждала очередного ребенка. И… убедила его больше абортов никому не делать. «Ему не надо было объяснять, что такое аборт, и, наверное, его мучила совесть, ведь у него самого было четверо детей, — говорит она. — Но, видно, был нужен человек, на мнение которого можно опереться, моральная поддержка».


Подвижная, остроумная, с озорным блеском в глазах, тридцатипятилетняя м.Ольга не похожа на дородную многодетную матрону, степенно наставляющую на истинный путь своих односельчан. Однако матушка — признанный авторитет для молодых мамаш. Особенно среди тех, кто под ее влиянием, не имея своих детей, усыновил чужих


Вехнетуринские волхвы

Уже пять лет подряд в Рождество и на Пасху верхнетуринская ребятня валом валит на православные детские спектакли в городской Центр культуры: некоторые умудряются побывать на трех-четырех представлениях. Сценарии для рождественского или пасхального спектакля матушка Ольга Сунцова подбирает вместе с режиссером Светланой Кривцун, а большую часть костюмов изобретает сама. Например, приклеила к валенкам бумажные снежинки, кусочками меха и ярких тканей расшила старые, двадцатилетней давности, жилетки из клубного гардероба, придумала одежду волхвов, а старшим дочкам, Соне и Ксюше, поручила рисовать декорации домиков со светящимися окнами. Родители занятых в спектакле детей, глядя на матушку, тоже заражаются творческим порывом и активно помогают в подготовке реквизита.

Еще из походной палатки матушка смастерила настоящий Рождественский вертеп, укрепив на нем елочные ветки. В этот вертеп школьники и детсадовская малышня складывают после спектакля подарки для ребят из соседних Баранчинского и Кушвинского детских домов. В этом году — детские книги и канцтовары, в прошлом — теплые вещи. По традиции собранные подарки вручаются сиротам на самом последнем спектакле.

Служба «Успенье»: работа для бездомных

В соседнем райцентре Кушва настоятель храма Архистратига Михаила прот. Димитрий Меньшиков уже полтора года возглавляет фирму ритуальных услуг «Успенье». Об этом его попросила мэр города, недовольная тем, как было поставлено дело до того. Например, умерших бездомных, которые в уральском райцентре не редкость, не хоронили, пока не скопится пять трупов, закапывали всех вместе. Теперь каждого человека хоронят по-человечески. К работе ритуальной службы батюшка подключает и четверых бездомных, живущих при храме. Они роют могилы, прибирают в храме, колют дрова. Деньги, вырученные «Успением», после вычета всех налогов идут в службу «Милосердие», организованную при храме, а также на похороны безродных. Работники «Милосердия» ухаживают за оказавшимися без помощи родственников на больничной койке, отправляют в зону посылки, собранные на пожертвования прихожан, помогают бездомным и вернувшимся из заключения восстановить документы. Однажды к о. Димитрию приехал, преодолев на электричках полторы тысячи километров, бомж из Москвы. Милиция на московском вокзале сказала ему: «Езжай в Кушву, там батюшка всех принимает».

Читать дальше



Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?