Машины и вера

В прошлом году было отпразднованно 10-летие домового храма АвтоВАЗа, а недавно на Волжском автомобильном заводе открылась пятая молельная комната. Что это – дань моде, или свидетельство реального возвращения Церкви в общественную жизнь? Чтобы сравнить духовный и производственный потенциалы одного из ведущих российских автогигантов, в Тольятти побывала наш корреспондент

В прошлом году было отпразднованно 10-летие домового храма АвтоВАЗа, а недавно на Волжском автомобильном заводе открылась пятая молельная комната. Что это – дань моде, или свидетельство реального возвращения Церкви в общественную жизнь? Чтобы сравнить духовный и производственный потенциалы одного из ведущих российских автогигантов, в Тольятти побывала наш корреспондент Екатерина СТЕПАНОВА. Подробный ее отчет читайте в будущем номере журнала «Нескучный сад», а пока предлагаем вам фоторепортаж:

Трижды рожденный

Тольятти – город всего двух поколений. Хотя его история насчитывает двести пятьдесят с лишним лет. Местные жители говорят, что он был трижды рожден, и, по крайней мере, один раз погиб – утонул. Первое рождение случилось в 1737 году: Василием Никитичем Татищевым (тем самым, который основал Екатеринбург, Оренбург и некоторые другие города Российской империи), в бытность его генерал-губернатором Оренбурга, был заложен город Ставрополь-на-Волге. Название (в переводе – город Святого Креста), было выбрано не случайно, предполагалось, что поселение станет столицей для местных калмыков, которые примут крещение и постепенно будут переходить от кочевого к осёдлому образу жизни. Но город калмыкам не понравился, и они ушли из этих мест в сторону нынешней Калмыкии, а город стал русским. Тогда это был маленький городочек, насчитывавший всего пятьдесят тысяч человек.

Путешествуя по Волге, этот город посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. И когда ему задали вопрос: «Батюшка, как вам город Ставрополь?», он ответил: «Городок хорош – да быть ему топлёну». Сейчас старый Ставрополь-на-Волге на девяносто с лишним процентов покоится на дне т.н. Жигулёвского моря – рукотворного Жигулёвского или Куйбышевского водохранилища. Его появление было связано с решением советского правительства построить здесь Жигулевскую ГЭС – тогда самую крупную в мире, мы должны были перепрыгнуть Ниагарскую ГЭС Соединённых Штатов Америки.
Второе рождение ознаменовалось появлением нового типа людей – Жигулевскую ГЭС строили преимущественно зеки. В округе были организованы лагеря, и естественно, социальный состав города очень сильно изменился. В пятьдесят третьем году стройка века победоносно завершилась.

Через пятнадцать лет после этого было принято решение о строительстве здесь Волжского автозавода, что стало третьим рождением города. Это решение в корне изменило судьбу Тольятти: из пятидесяти-, а потом семидесятипятитысячного города он превратился в мегаполис, который насчитывает почти восемьсот тысяч человек. В настоящее время в городе три района, причем новый, Автозаводский район – фактически новый город, возник исключительно благодаря появлению «АвтоВАЗа», колоссального предприятия. Город носит имя итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти, человека, который здесь никогда не был. Некоторые даже связывают выбор названия именно с «АвтоВАЗом», ведь генеральным партнёром в строительстве предприятия был итальянский завод «Фиат», но это неверно. Решение назвать город в честь итальянца было принято за два года до появления АвтоВАЗа и скорее по политическим, а не партнёрским причинам. Возможно, впрочем, что наоборот – итальянский момент сыграл роль, когда определяли место для будущего завода, потому что в России рассматривалось несколько площадок.

«Я хочу подчеркнуть, что этот город – русский, и это город с огромным потенциалом – потенциалом молодости, потенциалом творческим – говорит настоятель архиерейского подворья управляющего Самарской епархии, настоятель домового храма АвтоВАЗа во имя архангела Михаила, протоиерей Дмитрий Лескин. – И хотя культурный его облик ещё только-только формируется, я думаю, что он играет и ещё сыграет одну из центральных ролей в истории всего нашего Отечества».


АвтоВАЗ оказывает значительное влияние даже на внешний вид города. Вот, например, вход в обычный городской бар, он украшен моделью Lada Revolution


А вот настоящий спорткар Lada Revolution, он стоит на входе в здание заводоуправления. Всего таких автомобилей было собрано около 30 штук. Они участвуют в организованных специально для них соревнованиях

Город в городе

Вид внутренних территорий завода. Общая их площадь – более 600 гектар. По территории даже ходят рейсовые автобусы


Столовые АвтоВАЗа могут накормить одновременно 50000 человек. На это уходит около 15-20 минут


Конвейер, где производят новую модель ЛАДА «Калина»


Протяженность всех систем конвейера более 300 километров


Каждый час с конвейера сходит 160 автомобилей, 750 тысяч в год, и более 25 миллионов с момента основания завода



Конвейер делает только технические остановки в момент установки на автомобиль двигателя и трансмиссии, остальное время он находится в движении и рабочим приходится передвигаться ногами вслед за ним. Свою работу почти все делают на ходу



На борту каждого автомобиля прикреплена карта, где указана ее комплектация, цвет и прочие характеристики. У каждого мастера есть своя номерная печать, которой он отмечает свою работу. По этой карте можно узнать, какой конкретно человек, какую деталь установил на автомобиль


Чтобы операции «не приедались», рабочие одной бригады меняются между собой


Установка двигателя (одна из немногих операций, когда происходит техническая остановка кузова)


На заводе работает более 100 000 человек, мужчин и женщин – примерно поровну


Готовые автомобили. Здесь они проходят контроль качества, проверяется наличие всех деталей по карте автомобиля


Здание заводоуправления


Завод-гигант. Корпуса уходят за горизонт…


Музей истории АвтоВАза


Первый автомобиль ВАЗ 2101, сошедший с конвейера и проданный. Владелец ездил на нем 18 лет, после чего руководство АвтоВАЗа уговорило его поменять машину на новую «девятку». Он согласился, хотя и не сразу, и теперь в музее можно видеть этот автомобиль


Автомобиль выпущен к юбилею завода, он украшен именами всех сотрудников, которых на сегодняшний день насчитывается 104 тысячи человек


Марк Васильевич Демидовцев 30 лет был главным дизайнером АвтоВАЗа. Организовал службу дизайна, руководил проектными работами всех разрабатываемых автомобилей на заводе. Сейчас помощник вице-президента по техническому развитию. Автор проекта домового храма АвтоВАЗа и еще нескольких храмов в городе


Концепт-кары, они стоят на входе в Дизайн-центр. По словам Марка Васильевича, машины будущего будут делиться на мужские и женские, они будут маленькие, юркие, яркие и симпатичные


Школа автодизайна при заводе. Молодые люди под руководством Марка Васильевича учатся создавать внешний облик будущих автомобилей. Студенты обучаются живописи на античной классике




Стены Дизайн-центра украшены проектами автомобилей


Ока-2 и …


… Лада-родстер Кабриолет. Это концепты – машины, которые не пойдут в производство, но показывают потенциал АвтоВАЗа


Настоятель домового храма АвтоВАЗа протоиерей Дмитрий Лескин: «Я уверен, что русский народ достаточно талантлив, чтобы делать и очень хорошие автомобили». На фото: салон Лады-родстер Кабриолет

Церковная служба Волжского автомобильного завода

Церковь Архистратига Михаила, домовая церковь АвтоВАЗа, находится на основной магистрали. Все, кто едет из города на работу на завод, обязательно проезжают мимо


За храмом архистратига Михаила – коричневое здание научнотехнического центра. За необычный цвет местные жители называют его «шоколадкой»


На проходных различных производств ВАЗа (так что все сотрудники как минимум два раза в день проходят мимо) оборудованы Православные просветительские центры


Просветительский центр св. Димитрия Солунского в сборочнокузовном производстве


В каждом просветительском центре, кроме часовни где можно помолиться и поставить свечку, есть библиотека православной литературы


Тетрадь, в которой ведется учет библиотечных книг


Галя и Катя – легкотрудницы (беременные, временно работающие по особому графику), единственные прихожанки центров, которых удалось увидеть в рабочее время. И Катя и Галя пришли первый раз. Галя взяла почитать книгу о материнстве, а Катя поставила на канон свечку об упокоении своего дедушки. «В городе мне ходить некогда в церковь – сказала Галя, – а здесь хорошо, все мне объяснили. Как-то, знаете, легче подойти спросить что-то. В церкви я немного боюсь что-то не так сделать, а спросить не у кого. Здесь мне больше понравилось».


Просветительский центр, освященный в честь Николая Чудотворца в энергетическом производстве


Календарь на год, где указаны все православные святые и молитвы к ним. Сделан «прихожанами» просветительского центра в честь прп. Серафима Саровского в механосборочном производстве


Просветительский центр производства ремонта и обслуживания оборудования

Подготовка кадров
В завершение – несколько кадров из городской Православной классической гимназии. Формально она не имеет отношение к АвтоВАЗу, но это только на первый взгляд, ведь проект здания разрабатывал руководитель дизайн-центра Волжского автозавода Марк Демидовцев, а директор тут – наш собеседник, настоятель домового храма на АвтоВАЗе протоиерей Дмитрий Лескин.


Макет Православной классической гимназии


В тот памятный приезд в Ставрополь-на-Волге свт. Иоанн Кронштадский пожертвовал пять тысяч золотых рублей – это была огромная сумма – на постройку женской классической гимназии, и в этой гимназии имя его свято хранилось. Сейчас в Тольятти существует единственная в Самарской епархии православная гимназия – вот эта. Учебное заведение работает с 1995 года

Идея создать Православную классическую гимназию появилась у отца Дмитрия когда ему было всего 15 лет. «Он был очень талантливым мальчиком, они учились вместе с моим сыном в школе, — рассказывает Галина Васильевна, преподаватель Тольяттинского Политехнического университета, — его родители были медики. Я не знаю как у него появилась идея создавать именно православную гимназию, но в 19 лет Дима уже ходил со своим проектом в мерию, к директору АвтоВАЗа, и везде ему удалось пробиться и везде удалось получить помощь. Трудно представить, что ему такому молодому поверили и доверились. Да еще в те годы. Но как мы видим сейчас, они не ошиблись!»

«Гимназия началась с одной группы типового детского сада, — рассказывает Людмила Юрьевна Карпова, бывшая несколько лет учительницей гимназии, сейчас руководитель просветительского ценра «Китеж», — нам дали две комнатки. Одну мы разделили перегородкой и сделали там два класса, в другой у нас была учительская и трапезная. Отец Дмитрий, тогда еще Дима, одновременно учился на дневном отделении философского факультета МГУ в Москве. Нам было трудно. С самого начала мы решили, что гимназия будет православной, но многие учителя воцерковлялись вместе с учениками, точнее конечно на один шаг впереди. Я помню, первого сентября я должна была читать молитвенное правило перед всей нашей небольшой еще тогда школой, в ночь перед этим я его читала первый раз. Но сомнений никаких не было!»

«Каждый год в школу набирали один дополнительный класс, — рассказывает иерей Алексей Зимин преподаватель информатики, — Так что первое время хватало кое-как комнатдетского сада. Потом дали еще помещение. В конце концов и полный детский сад. Такой типичный бетонный корпус, которых в Тольятти десятки. Марк Демидовцев, главный дизайнер АвтоВАЗа сделал проект его перестройки и началась работа. Никто не верил, что такой дорогостоящий проект можно поднять, но это удалось. Я так считаю и многие здесь – что это было чудо».

Гимназисты, которых сейчас около 180 человек, кроме общеобразовательных, изучают такие предметы как родное слово (лучшие произведения русской литературы), художественное слово (азы риторики и декламации), историю русской культуры и искусства, изучается Закон Божий, Священное Писание и Предание; с первого класса преподается английский язык, с третьего – французский, в дальнейшем водятся древние языки. Обязательно и музыкальное образование: сольфеджио, музыкальный инструмент, пение, хореография.

Воспитанники находятся в гимназии в течение всего дня до 5 вечера. Начинается день с обязательного утреннего молитвенного правила. Для детей предусмотрены прогулки, обед и ужин, выполнение домашнего задания, отдых. У каждого класса, помимо учителей есть еще и воспитатель (классная дама), под присмотром которого дети проводят весь день. В каждом классе по 10-15 человек. Обучение платное.





«Мы не выбирали специально церковных детей, — говорит Людмила Карпова, — наоборот брали всех желающих. Но предупреждали, что образование у нас православное, и если дети и родители были согласны учиться по нашим правилам, посещать службы и так далее, мы их зачисляли в школу».

При школе так же открыт детский сад, планируется постройка и открытие православного вуза, чтобы завершить полный цикл православного образования.




Марк Демидовцев держит в руках проект Православного тольяттинского университета, первый камень которого уже был заложен в прошлом году

Выдержки из правил гимназиста Православной классической гимназии города Тольятти: «Гимназист должен стремиться к воспитанию в себе высоких нравственных качеств и воздерживаться от проявления дурных и греховных желаний, так, как учит Святая Православная Церковь. Гимназисту следует быть вежливым, приветливым, соблюдать правила хорошего тона и, где бы он не находился, – соответствовать званию гимназиста. В Гимназии нужно ходить шагом, не кричать, хранить благопристойность и уважение друг ко другу. Бранные слова, неприличные жесты, шутки и драки категорически не допускаются. Гимназисту надлежит проявлять уважение и внимание к своим наставникам-педагогам, слушаться их без пререканий, быть исполнительными и трудолюбивыми. В случае провинности – смиренно принять заслуженное наказание. На каждого гимназиста возлагается определенное послушание, как в храме, так и в Гимназии, которое он выполняет добросовестно и ответственно. Рабочее место гимназиста , его полка и портфель всегда содержатся в аккуратном состоянии. Учебный день в Гимназии начинается, а во время Великого поста и оканчивается молитвенным правилом, посещение которого строго обязательно для всех учащихся. После получения благословения (если молитвенное правило проводит священник), гимназисты приступают к учебным занятиям. Каждый урок начинается и заканчивается молитвой. В течение дня гимназист должен с усердием предаваться учению, прилежно отвечать на уроках, выполнять домашнее задание, участвовать в жизни Гимназии без лени и нежелания. Общегимназические посещения храма и мероприятия обязательны для всех учащихся. Гимназист соблюдает пост, как в Гимназии, так и дома. По великим и двунадесятым праздникам приступает к исповеди и причащению. Гимназисту настоятельно рекомендуется воздерживаться от долгого смотрения телевизора и особенно – от компьютерных и иных электронных игр. В Гимназии строго запрещается жвательная резинка».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version