Православный портал о благотворительности

Марфо-Мариинская Обитель приняла гостей

Для воспитанников дома-интерната для детей-инвалидов каждый человек – мама. Маленькие гости Обители милосердия видят мир таким, каким нам его увидеть не дано

В минувшие выходные Марфо-Мариинская Обитель встречала воспитанников детского дома-интерната № 15, опекаемых сестрами милосердия и добровольцами.

Где-то к полудню на территории Марфо-Мариинской Обители стало солнечно и шумно. Из автобуса выбежали дети и, широко размахивая руки, побежали вдоль дорожек Обители. Нет, они не играли в «самолетик» и не старались, соревнуясь, достать друг друга ладошкой. Просто хотели обнять: добровольцев, сестер милосердия, случайных прохожих, журналиста. Так они воспринимают этот мир, без полутонов, не обращая внимания на правила приличия и забыв про сдержанность. И все-таки иногда останавливались и вспоминали, что им внушали воспитатели накануне долгожданной поездки: «Вести себя прилично!». Они знают, что прилично – это руки опустить, смеяться не громко, не задавать много вопросов. Но кто же ожидал, что встретятся, например, вот эти цветы, или много новых людей, или большой белый храм. И если кого-то очень важного и строгого в форме охранника подергать за руку – он улыбается. Так, может, можно попрыгать и посмеяться? «Можно и нужно!», – улыбаясь, ответили сестры Обители, и повели показывать долгожданным гостям свои сокровища: музей Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, Покровский храм, часовню.

Все, что для нас обыденно и даже где-то рутинно, у этих детей вызывает неподдельный восторг. «Какая красота, – восхищенно говорит маленькая Аня, увидев узкую деревянную лестницу, ведущую к музею. А ведь действительно красота: с тяжелым завитком у основания, мягким скрипом и запахом дерева. И нам иногда стоит освежить свой взгляд, надев на себя очки детства.

На любую фотографию и картину в музее дети усиленно крестились. Они, конечно, знают, что фотография – это не икона. Просто видели на этих изображениях святых людей.
– Мне больше всего понравилась святая Елисавета в белом платье! – делится Лиза.
– А мне – вышитый Христос! – добавляет Коля.

А вот в молельной комнате Елисаветы Феодоровны, наполненной солнцем, иконами, запахом воска и ладана, дети притихли. «Смотри, Какой, – шепотом сказал Петя, подошел к объемному изображению Христа и… тоже обнял Его.

Теплый чай, сдобный пирог, вкусные конфеты усилили ощущение праздника. «Мама! Мама! Иди скорей сюда!» – я не ослышалась, звали именно меня. Несколько девчонок и мальчишек, толкаясь, сдвинулись с лавочки, уступая место рядом. Так эти дети воспринимают нас, любого, кто к ним относится дружелюбно, они называют «мамой» или «папой». Чаще «мамой», даже мужчин, это слово им больше всего нравится. И каждый хочет обнять или подержать за руку. И опять восхищение в глазах.

Что со мной? Может, я помолодела или выспалась и поэтому намного лучше сегодня выгляжу? Почему я в глазах этих детей такая необыкновенная? Да нет же, я обычная. Необычные – солнечные дети, которые могут подарить в обыкновенный день такое тепло душе. И даже на минутку можно почувствовать себя многодетной, когда несколько пар детских рук тянутся к тебе и говорят «мама». Срабатывает что-то на уровне инстинкта, когда хочется защитить и отдать всю любовь.

Коле очень понравились большие кресты в музее и вышитые Елисаветой Феодоровной иконы. И еще он признался, что каждую неделю очень ждет пятницу, когда придет священник и будет служба в домовом храме интерната. Прислушивается к шагам и часами ждет, от нетерпения просыпается намного раньше. Иногда священник не приходит, и тогда Коля сам встает и молится, как на службе. Коля самый взрослый среди ребят, ему уже 15 лет, и он помогает воспитателям и добровольцам с младшими. Он очень любит читать. А когда приходит священник – они вместе учат церковнославянский язык.

Я поговорила с Колей, дружелюбно погладила его по плечу и направилась к другому ребенку. «Не уходи», – просит Коля и протягивает растаявшую в кулаке конфету. Этот мальчик почти научился скрывать эмоции, он не требует, не капризничает, не называет никого «мамой». Он взвешенно проговаривает каждое слово, и изо всех силенок старается быть «обычным». Выдают его только глаза: беззащитные, в которых слишком много ожидания, просьбы и заинтересованности. Я не сразу откликнулась на его просьбу, подошла к стайке других детей. А позже увидела Колю, который с серьезным видом стоял чуть поодаль от обступившей меня «малышни». А потом он все-таки не выдержал, подбежал и тоже погладил меня по руке, буквально секунду – и снова стал взрослым серьезным мальчиком. Вот так, с огромным трудом иногда эти дети стараются быть «как все». А хочется им совсем другого: крепко любить, громко хохотать, высоко прыгать. Но человечек растет, и до него доходят слухи, что он, оказывается, больной, и из-за этого от него даже отказались родители. Значит, для того, чтобы быть здоровым, нужно перестать быть собой. И у Коли, кажется, это получается. Только не знаю, хорошо это или не очень.

Рядом с детьми около десяти «мам» и даже один «папа». Это добровольцы службы «Милосердие», которые каждую субботу приходят в детский дом №15. Они играют с детьми, занимаются, сопровождают в поездках, словом, делают все, чтобы дети не чувствовали себя одинокими. У каждого из добровольцев – своя дорожка, которая привела к особым детям дома-интерната.

Алла Шахбекова помимо основной работы, дизайнера детской одежды, трудится сестрой милосердия в интернате. По вторникам и пятницам она приходит к лежачим детям, а по субботам и воскресеньям занимается с детьми, которые ждут общения и игр. Вместе учатся узнавать мир, говорить новые слова и даже делать первые шаги.

Полина, изучая проекты, где нужны добровольцы, сразу выбрала детский доме. «Как женщине, мне дети ближе», – призналась Полина. Основная профессия девушки – бухгалтер, по будним дням она трудится в одной из столичных фирм, и, как признается, каждый раз с нетерпением ждет субботы, когда можно пойти к детям.

Доброволец Виталий нарасхват у мальчишек. Он разрешает пользоваться фотоаппаратом, обучает тонкостям обращения с техникой, да и всем мужским делам. Хотя, на «маму» Виталий тоже охотно отзывается и с не меньшим удовольствием играется и обучает девочек. «Когда я только начинал приходить к ребятам, я дал себе установку: здесь находятся дети с задержкой умственного развития. Следовательно, те, кому физически 10-15 лет, умственно могут быть и пятилетнего возраста. Но глубоко ошибся. Этого нет. Эти дети не глупые, не отсталые, просто другие. И отличие их только в том, что то, на что они обращают внимание – их сверстников не интересует. Они могут изумляться листве деревьев, зелени травы. И, мне кажется, это не самое плохое качество, а даже наоборот», – говорит Виталий.

– Помню, был Великий Пост, – делится доброволец Настя, – и я задумалась о том, что действительно, вера моя без дел мертва. Не знала, куда именно пойти: может, бабушкам помогать, а может – бездомным? Мне объяснили, что помогать бездомным – это высший пилотаж. И я решила пойти к детям. Испытываешь большую радость, когда видишь, что действительно жизнь деток меняется, что плоды есть. Общение с ними мне помогло полностью пересмотреть свою жизнь. Все, что казалось раньше важным – теперь не имеет для меня ценности, и даже слово «любовь» мною сейчас воспринимается по-другому.

Татьяна Михайловна признается, что пришла в детский дом по зову сердца. Наступил пенсионный возраст, и вдруг жизнь, казалось, остановилась. Дочка выросла, внуков еще нет. А до этого все время кому-то была нужна. Болела мама, подрастала дочка, кипела работа, все время ее кто-то ждал, куда-то нужно было бежать, за кем-то ухаживать, заботиться. А потом – тишина. «Я не могла пережить того, что во мне перестали нуждаться. Да и я сама оказалась особо никому не нужной. А силы еще есть и душа просит чего-то настоящего. Не думала, что для меня таким большим испытанием окажется состояние безделья. Я поняла, что нужно срочно чем-то заняться, ну не сериалы же смотреть? Причем, признаюсь, было все равно куда идти, мне нужно было просто что-то делать. А когда меня направили в детский дом, поняла, насколько это важно. Вы не заметили, что с этими детьми мир кажется другим?»

Нет, мир не кажется другим. Он действительно другой, наполненный разными красками: темными, спокойными, яркими. И то, что нам кажется темным и совсем уж беспросветным, может оказаться восхитительно радужным. Те, кого мы считаем несчастными и не очень умными, могут быть по-настоящему счастливыми и многому научить мудрецов. Потому что ни один ученый не сделает такого количества открытий за один маленький день.

Аня нашла грибок, Лиза посадила большое пушистое дерево – оно вырастет из маленькой семечки, которую она старательно закопала в землю. А Коля долго переживал, что ему не достанется иконы. А когда он, наконец, ее получил, попросил ее сфотографировать: «Потому что очень красивая!».

Прогуливаясь вдоль сада, делаем фотографию на прощание. «Не обращайте внимания на объектив, делайте, что хотите!», – говорю детям. Все, конечно же, живо начинают обниматься. «Приходите к нам почаще!», – просит сестра Серафима, раздавая детям подарки. «Хорошо, мама!», – громко отвечает дружный хор детских голосов.

Если вдруг захочется быть самым лучшим на свете, то им можно стать в глазах детей, которые не замечают ничего плохого: нигде и ни в ком. Просто они видят мир именно таким, каким он был когда-то задуман.

Елена ВЕРБЕНИНА

Сестры милосердия, занимающиеся с детьми-инвалидами в ДДИ №15, – один из проектов Православной службы «Милосердие». Поддержите социальный проект, став другом милосердия.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version