Православный портал о благотворительности

Мама в кризисе: как помочь женщине, решившей отказаться от ребенка?

«Каждая третья женщина, желающая отказаться от своего ребенка, может изменить решение, если ей вовремя помочь», – считает Елена Альшанская, руководитель БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

С 31 октября по 2 ноября в Екатеринбурге проходит 4-я всероссийская научно-практическая конференция «Сохраним семью для ребенка! Приюты для матерей с детьми: новый этап профилактики социального сиротства в России». В ней принимают участие представители 47 кризисных центров, социальных квартир и гостиниц для мам с детьми из 22 регионов России.
Конференция организована благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам» совместно со свердловской региональной общественной организацией «Аистенок». «Аистенок» делает на своей площадке в Екатеринбурге очень многое, так что «Волонтеры…» выступают как помощники.
«Это уже четвертая конференция, которая проходит по инициативе и при участии нашего фонда, и на ней звучат серьезные цифры: в 2015 году организации – участники ассоциации приютов для женщин с детьми – помогли 1009 детям остаться в семье и не попасть в детдом. За первое полугодие 2016 удалось помочь 588 детям», – рассказали представители фонда.

Кто и почему отказывается от своих детей?

Альшанская Елена Леонидовна — президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

В 2015 году 4396 детей стали сиротами сразу после рождения – от них отказались. По каким причинам женщины бросают своих детей?

«Мамы, решившиеся на отказ, – разные, они руководствуются разными мотивами, – объясняет Елена Альшанская, руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». – Кто-то не чувствует себя готовой к появлению ребенка на свет: женщина не замечает беременность до срока, на котором аборт уже невозможен, – это феномен изучен в психологии.

Для кого-то беременность была ожидаемой, но бросил партнер. Кто-то стал жертвой насилия. Кто-то понимает, что третьего или четвертого ребенка, который должен родиться, не прокормить.

А некоторые женщины, принимающие решение об отказе от ребенка, – трудовые мигрантки, приехавшие в Москву из регионов или стран Ближнего Зарубежья. Оказавшись в одиночестве, без поддержки и жилья, с малышом на руках, женщины не могут работать, а без работы им не выжить. Обстоятельства толкают к оставлению ребенка в родильном доме».

«Теплый дом» – спасение для маленькой семьи

Такой «портрет» Елена Альшанская рисует по тому опыту, который есть у сотрудников БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

В 2011 году фонд открыл проект «Теплый дом» – центр временного пребывания для молодых матерей с новорожденными детьми. Здесь живут женщины, которые попав в сложную жизненную ситуацию из-за отсутствия жилья, работы и поддержки родных, оказались на грани отказа от собственного ребенка.

С января 2011 года «Теплый дом» помог 58 женщинам с новорожденными. 64 ребенка остались в родной семье. Здесь оказывают юридическую, психологическую, материальную помощь.
Одновременно здесь могут жить 6 семей. Средний срок проживания – 6 месяцев. После «выпуска» судьба семей складывается по-разному: кто-то встает на ноги, начинает арендовать жилье с компаньонками, кто-то уезжает к родным. Некоторое время семьям оказывается необходимая дистанционная помощь: консультациями специалистов, продуктами и одеждой. Кому-то такая помощь требуется дольше, специалисты фонда ее оказывают, пока ситуация не выправляется окончательно.
Чтобы жить в «Теплом доме», не нужна прописка в Москве или Московской области, которую требуют в столичных государственных кризисных центрах.

По словам Альшанской, после пребывания в центре, жизни и мам, и их детей в корне меняются: женщины избегают травмы – отказа от ребенка, а дети растут в семье.

Очень редко, но, к сожалению, бывает и так, что мама все-таки отказывается от ребенка.

«Высока вероятность того, что дети, оказавшись в детском доме, повзрослев, повторят родительский сценарий уже в своих семьях. «Теплый дом» старается разомкнуть порочный круг, в котором бьется уже не первое поколение», – говорит Елена.

Только кризисных центров недостаточно

Центры, где принимают мам в кризисе, играют свою роль в предотвращении сиротства. Есть центры, работающие с женщинами, ставшими жертвами семейного насилия. Есть центры для несовершеннолетних матерей, в нашей стране они ориентированы на выпускниц детских домов и интернатов. Есть приюты, где работают с бездомными, куда принимают порой целыми семьями. Есть приюты, связанные с профилактикой отказов от новорожденных и т.д.

Но только на них надеяться нельзя.

«Кризисный центр нужен тогда, когда женщина уже в силу каких-то причин попала в тяжелую ситуацию, – объясняет Елена. – Но он – только пункт в системе, которая в целом должна быть направлена на поддержку женщины для того, чтобы кризиса не произошло, чтобы она могла самостоятельно справляться с обстоятельствами».

Сейчас потребность в кризисных центрах высока, потому что не работает система защиты матери на государственном уровне.

«Женщине нужны гарантии, что она не окажется после рождения ребенка на улице, без работы, без денег, – и из-за этого кроме как отказаться от ребенка, ей нечего будет делать, – говорит Елена. – Например, внезапно мать-одиночка осталась с малышом на руках и крошечным пособием в 500 рублей. Если такие ситуации не будут возникать, то потребности в приютах станет меньше».

Чтобы семья не нуждалась в приюте  

«В приюты часто попадают люди, которые вообще не должны были оказаться в кризисной ситуации, – говорит Елена. – В кризис их вогнала недоступность базовых вещей: сгорел дом, а социального жилья не выдают. Или у женщины родился ребенок с инвалидностью, и она просто не понимает, что с ним делать и как дальше жить».

Гарантированное трудоустройство, достойное пособие по уходу за ребенком, социальное жилье, возможность получать психологическую, медицинскую и юридическую помощь – вот простые вещи, которые маме в большинстве случаев позволят справиться с возникающими трудностями самой. Такие меры государственной поддержки не позволят семье попасть в кризис, не заставят женщину вынужденно отказаться от ребенка.

Когда кризис тяжелее

Не каждая женщина останется на улице с ребенком. В основном, у многих есть круг семьи, близкие люди, способные оказать поддержку, предложить запасные варианты, стать подушкой безопасности.

«Если у человека такого круга нет, это в том числе говорит и о том, как строились его отношения с людьми, об особенностях его личности, – объясняет Елена. – Очень часто в кризисные ситуации попадают выпускники детских домов, дети людей с алкогольной зависимостью, рано оставшиеся без родителей. Люди без поддержки, у которых есть основания говорить о том, что у них в жизни все идет наперекосяк в силу определенных причин. Но даже если им оказать помощь на первой ступени, в базовых вещах, то ситуация в плане социального сиротства улучшится.

По опыту работы «Теплого дома» я усвоила: очень важно учиться строить отношения с семьей, близкими людьми. Никто не знает, как повернется жизнь. Если вы живете так, что не смогли наладить близкой коммуникации ни с кем, то кризисная ситуация будет для вас куда более тяжелой».

Читайте также:

Представители 47 приютов для беременных и мам с детьми собрались в Екатеринбурге

Дом для мамы: как работает кризисный центр помощи женщинам

Мама, не убивай, я беременна!

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version