Так или иначе, но разговоры мам, чьи дети учатся в школе, сводятся сейчас примерно к этому – как выжить, если за три дня у тебя три родительских собрания в трех разных школах, как не сойти с ума, если в 18.00 начинается собрание и в 5 классе, и в 7-ом, и в 9-ом. Как сдать все деньги во всех классах, как купить все нужные контурные карты и атласы, сборники по сольфеджио и наборы бархатной бумаги, как сделать так, чтобы у всех детей школьного возраста были: форма, физкультурная форма, халат для труда, сменка, кеды для зала (не с черной подошвой), чешки для хореографии, лыжи и плавки для бассейна? Как ничего не перепутать? И главное – как дожить до лета?
Наши советы, почерпнутые у опытных мам, надеемся, помогут в этом.
– Не ругать за отметки. Тройки не станут пятерками от того, что вы создадите истеричную атмосферу вокруг оценок, если первый вопрос, который вы зададите вашему ребенку по телефону будет: «Что поставили?» Спрашивайте хотя бы так: «Как твои успехи?» Успех – не обязательно отметка. И ребенок будет знать, что интересен вам не только баллами в журнале.
– Не хвалить за отметки. То есть, похвалить, конечно, можно и нужно, если это – заслуженно высокий балл на зачете или исправленная «двойка». Но делать из отметок культ – неправильно.
– Постараться понять, что ребенку интересно, и мотивировать его учебу в школе его интересами. Ему не нравится английский язык, но нравится, например, выступать на школьной сцене, значит, стоит сказать, что лучшие театры – в Англии, а в кино имеет смысл сниматься в Голливуде. Ради этого и придется поучить английский язык.
– Часто приходится слышать: «А моему ребенку ничего не интересно». Значит, пока он не нашел себя в школьной жизни. Нет ничего страшного в том, что ему не интересно изучать «Окружающий мир» по учебнику, а интересно готовить десерты, вычитывая рецепты в журнале «Гастрономъ». Или ему мешает компьютер, планшет и телевизор. Или он еще маленький. Или у него есть определенные проблемы, которые надо решать со специалистами. Во многих школах работают психологи, можно попробовать обсудить проблему с ними. Тем более, что они, наблюдая ребенка в школе, видят его совсем не таким, каким представляют себе его мама и папа.
– Не превращать все совместное время в проверку уроков. В субботние и воскресные вечера большинство мам хотят заставить ребенка сделать максимум уроков на неделю. Потому что потом у него не будет на это времени. Но ведь поступая так, мы лишаем его возможности отдохнуть, и приступить к школьным занятиям в понедельник со свежими силами. Может быть лучше сходить погулять. Посмотреть вместе фильм или просто дать ему возможность позаниматься тем, чем ему хочется, без муштры и ругани?
– Если совместных приготовлений уроков избежать не удается, то надо учиться делегировать полномочия родственникам. В семье моих знакомых было так – папа занимался русским, мама проверяла историю и географию, старший брат, который учился в математическом классе помогал сделать алгебру, а старшая сестра занималась английским. Конечно, ребенок-шестиклассник был вынужден ходить от одного родственника к другому с учебниками, тетрадями и черновиками в течение всего вечера, но, по крайней мере, мама не посвящала приготовлению уроков все свое свободное время.
– Исключить (или свести к минимуму) из общения с ребенком императив: «вставай, ешь, делай, собирайся, читай, решай, смотри, пиши, спи». Ну не в армии же, в конце концов, находится ребенок. Постоянные команды! Нам, мамам, иногда кажется, что, если мы не «дадим пинка», ничего не произойдет. Может быть, стоит оставить детей на недельку с папой, самой съездить отдохнуть и по возвращении понять, что от наших командирских приказов меняется только лишь одно – атмосфера в доме. И в худшую сторону.
– Дать детям возможность быть самостоятельными. Это очень трудно ответственным мамам, но необходимо именно их детям. Пусть получит плохую оценку, забудет сделанный гербарий или завтрак в ланч-боксе. Никто не умрет ни от голода, ни от двойки, но запомнить – запомнит.
– Оставить иллюзии в прошлом. Четверки и пятерки, полученные ребенком благодаря усилиям его мамы или даже всей семьи, не мотивируют к учебе. Они лишь подслащивают пилюлю, но желания учиться не вырабатывают.
– Чтобы изменилось отношение ребенка к учебе, надо показать ему, что учиться – интересно. Возможно, для этого придется перейти в другую школу или в другой класс, где будет тот учитель, который сможет повести его за собой. При этом неважно, какой предмет он будет вести – литературу, математику или биологию.
– Перестаньте быть «училкой» для своего ребенка, оставайтесь просто мамой и ищите настоящего учителя, к которому он, закончив школу, захочет прийти поделиться и своими победами, и сложностями, к которому будет мечтать отдать своего ребенка, потому что годы учебы в школе были лучшим временем в жизни.
За каждым из этих советов, собранных у разных родителей, стоит реальный случай или история. Мудрыми эти родители стали далеко не сразу, не с первым ребенком и иногда даже не со вторым. К пониманию именно такого отношения к учебе в школе многие приходят, наделав кучу ошибок. Но и эти советы – не истина в последней инстанции. Школа – это не жизнь, это – небольшой ее отрезок.